Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изобразительные проективные методы




Закончив тематическую классификацию фраз, испытуемый дает названия выделенным классам.

Тесты юмора - особая группаJ

Вербальные проективные методы

Стратегия построения методов психодиагностики мотивации

1. Методы, опирающиеся на прямую оценку человеком причин своего поведения (беседа, интервью - самый простой вариант). Ограничения: непонимание причин поведения, нежелание рассказывать.

2. Тесты-опросники (опираются на разные критерии):

Серия опросников Мехрабиана (адапт. Магомет-Эминова). Измеряет мотивацию достижения/избегания неудач - биполярная шкала. 2 формы: м и ж. Измеряет стремление к принятию/страх отвержения.

«Список личностных предпочтений» А. Эдвардса (EPPS) является опросником, который измеряет силу по­требностей из перечня, предложенного Г. Мюрреем. Для каждой из 15 шкал были выделены индикаторы потреб­ностей, которые формулируются в виде утверждений (всего 210 пар утверждений). Опросник построен на основе вынужденного выбора одного из пары утверждений. Итоговый индекс потреб­ности выражает не абсолютную силу потребности, а силу этой потребности относительно других потребностей из перечня.

3. Проективные методы. Хорошо работают. Но! Степень неопределённости стимульного материала не должна быть слишком большой. Нужно установить контакт с испытуемым. Также они сложны с т.з. психометрической адаптации.

Метод свободных ассоциаций, завершение предложений, завершение рассказов, сочинение рассказов.

ТЮФ. Стим. материал: 100 фраз из СМИ: 60 однозначных, 40 многозначных. Проведение: Процедура проведения теста исключительно проста и оперативна. Занимает всего от 15 до 25 мин.

1)Экспериментатор-психодиагност предлагает испытуемому классифицировать колоду карточек с юмористическими фразами по инструкции на свободную тематическую классификацию: "Разделите, пожалуйста, карточки на кучки так, чтобы в одной кучке лежали карточки с фразами на одну тему" По ходу работы психодиагност должен предоставить испытуемому максимальную свободу в том, как он разносит карточки по темам, поощряя как безусловно оправданное всякое решение ("В данном случае вы эксперт, вам виднее"). Следует предупреждать повторные перекладывания карточек из одной группы в другую (можно говорить испытуемому: "В экспертных оценках самым ценным, самым правильным является первое решение, которое приходит человеку в голову"). Это же объяснение призвано снять у испытуемого колебания, испытываемые им, когда он не знает, в какой класс отнести многозначную фразу.

Как правило, уже по этим названиям диагносту очень легко идентифицировать 10 использованных в данной версии ТЮФ тем: 1) садизм, 2) секс; 3) пагубные пристрастия; 4) деньги; 5) мода; 6) карьера; 7) семейные неурядицы; 8) социальные неурядицы; 9) бездарность в искусстве; 10) человеческая глупость.

Обработка: подсчёт количества карточек, отнесённых к той или иной теме. Анализируется профиль мотивации (пики и спады). Анализируется исходя из набора потребностей (наибольшая актуальность и заблокированность данной потребности).

Есть некое неструктурированное изображение, по поводу чего можно что-то делать.

ТАТ. Предназначен для подростков и взрослых и разделён на 4 формы по полу и возрасту. 19 картинок, 20-я картинка - пустая. Интерпретация рассказов исходя из базового списка мотивов и потребностей.

Проведение:

А. Испытуемого просят составить по картинке рассказ, объяснив, что привело к изображенному событию, что происходит в данный момент, что будет происходить в дальнейшем, о чем думают и что чувствуют персонажи.

При предъявлении пустого бланка его просят вообразить какую-либо картину и описать ее, а затем составить по ней рассказ.

*В процессе диагностирования фиксируется время, затраченное на каждую таблицу, латентное время (от момента предъявления таблицы до начала рассказа), длительные паузы, жесты, мимика, поза, настроение. Ведется запись рассказов и всех речевых высказываний испытуемого.

*Как правило, диагностика проводится в два сеанса с интервалом между ними в одни сутки.

По окончании рассказов следует беседа с испытуемым, в ходе которой психолог, прежде всего, выясняет источники тех или иных сюжетов, причины логических неувязок, речевых ошибок, оговорок, получает дополнительные сведения об испытуемом.

Этапы анализа рассказов по Г. Мюррею:

На первом этапе следует определить героя каждого рассказа.

На втором этапе выявляются важнейшие характеристики героя — его стремления, желания, чувства, черты характера, привычки (проявления потребностей).

* Г. Мюррей выделил и описал множество потребностей, которые он классифицировал по разным основаниям (потребности в деятельности и в результате, созидательные и негативные потребности и др.).

Интерпретация: Для анализа результатов ТАТ Г. Мюррей составил перечень и подробные описания 20 потребностей, среди которых доминантность, агрессия, автономия, социальность, достижение, самозащита и др. После нахождения потребностей у героев рассказов психолог должен оценить их в баллах (от 1 до 5) в зависимости от интенсивности, длительности и частоты проявления, значения для развития сюжета.

Завершающий этап обработки заключается в их ранжировании с целью выделения доминирующих потребностей, проявляющихся сильнее и чаще всего на протяжении всего диагностирования (то есть во многих рассказах).

***Есть много различных модификаций этой методики, в т.ч. детский вариант:

Известен Тест детской апперцепции (Children's Apperception Test - CAT), разработанный Л. Беллаком (1949, 1955, 1965) и предназначенный для диагностики детей в возрасте от 3 до 10 лет. На карточках CAT вместо людей изображены животные в антропоморфных ситуациях, так как предполагается, что маленьким детям легче фантазировать с изображением животного, чем человека. Эта методика широко используется в практике детских психологов-консультантов и

позволяет выявить основные потребности ребенка и степень их удовлетворения, его взаимоотношения с окружающими людьми, страхи, конфликты, психологические защиты.

Несмотря на то что практическая ценность ТАТ и сходных методик не подвергается сомнению со стороны клиницистов, психодиагносты продолжают исследования их психометрических параметров.

Есть третий вариант: ТАТ Хекхаузена. Направлен на диагностику моивации в сфере производственных отношений. Может проводиться в групповом варианте, поэтому ограничен во времени. Анализ производится с помощью контент-анализа.

Рисуночный тест фрустрации Розенцвейга (фрустрационной устойчивости.)

*** Фрустрация (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние Ф. сопровождается различными отрицат. переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др.

Возраст: Имеет формы для детей и для взрослых.

Измеряет: особенности мотивации в препятствии на пути к достижению цели и в ситуации обвинения.

Стимульным материалом являются рисунки, на которых изображены различные ситуации межличностного взаимодействия. На рисунке, как правило, приводится высказывание одного из персонажей. Испытуемый должен дать ответ за другого персонажа.

Оцениваются особенности поведения человека при возникновении препятствия на пути к достижению цели. Этот тест также выявляет особенности агрессии субъекта. Помимо воображения и перцепции как индикаторов мотивационных процессов при конструировании теста использован к принцип соотнесения мотива и преграды.

Интерпретация: Система интерпретации, возникающая под влиянием психоанализа, выделяет три типа направленности агрессии:

а) вина за создавшееся положение приписывается другим — экстрапунитивная,

б) вина приписывается себе — интрапунитивная,

в) вина приписывается ситуации — импунитивная




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.