Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рефрактивные техники




Категории контент-анализа, используемые в тесте: социальные группы (пол, возраст, нацио­нальность, религия, профессия), миро­воззренческие позиции (философские, религиозные, политико-идеологические и моральные высказывания), интересы и увлечения, стремление и цели, самооцен­ка. Обычно считается, что поря­док называния категорий соответствует выраженности и значимости соответст­вующих признаков, однако это не явля­ется доказанным. Возможно влияние стереотипов, защитных механизмов и т. д. Диагностическое использование Д. у. ст. затрудняется отсутствием социо­культурных нормативных показателей, данных о валидности и надежности. Не решены также теоретические и мето­дические проблемы кодирования ответов. Сведений об использовании в СНГ не имеется.Проективные методы

Нестандартизированные самоотчёты

Это любое самоописание (дневник, зписи, письма, сочинения в свободной форме). Анализ производится исходя из контент-анализа, либо клинического принципа.

Двадцати утверждений са­моотношения тест - вариант нестандартизированного самоотчета, сближающийся с про­ективными методиками исследования личности. Предназначен для исследова­ния самоотношения. Предложен М. Ку­ном и Т. Мак-Партландом в 1954 г.

Основан на использовании нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом. Ис­пытуемый должен в течение 12 мин дать двадцать различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто я та­кой?» В инструкции указывается, что от­веты следует давать в том порядке, в кото­ром они спонтанно возникают, не забо­тясь о последовательности, грамматике и логике.

Любой П.М. содержит в себе диагностику Я-концепции (рисунок человека, символические пробы на диагностику социального Я).

Символические задания на выявление «социального Я» - одна из наиболее популярных проективных ме­тодик. Это серия ори­гинальных символических проективных проб, направленных на из­мерение самоотношения и самоидентичности. Разработчики методики исходи­ли из предположения, что физическая дистанция на листе бумаги меж­ду кружками, символизирующими «Я» и значимых других, может быть интерпретирована как психологическая дистанция, позиция левее дру­гих - как переживаемая ценность «Я», позиция выше - как переживае­мая «сила» «Я», внутри фигуры, составленной из кружков других, -как включенность и зависимость, вне - как независимость «Я». Эти задания надёжны и валидны. Оригинальность и простота, доступность и сопоставимость сим­волических заданий для разных возрастов, возможность межнацио­нальных сравнений с их помощью делают их привлекательными как для исследовательского, так и для практического диагностического использования.

Человек оценивает самого себя, при этом не зная этого.

Методика управляемой проекции. Предложена B.В. Столиным (1981-1982 гг.) для диаг­ностики особенностей самоотношения. Испытуемому предъявляют его соб­ственный словесный психологический портрет под именем другого лица, а так­же портрет его вымышленной противопо­ложности. Словесный портрет составля­ют на основе его ответов на «Шестнад­цать личностных факторов» опросник. Портрет обследуемого (персонаж А) вы­дается за описание реального человека, ранее проходившего тестирование. При этом указываются возраст, пол, профес­сия (близкие соответствующим характе­ристикам обследуемого). Портрет лица, противопо­ложного персонажу А (персонаж В), со­ставляют исходя из тех же факторов оп­росника Р. Кэттелла, но в их противопо­ложном значении. Прочие характеристи­ки (пол, возраст и т. д.) также должны быть несоответствующими либо полярно противоположными.

В ходе обследования испытуемому предлагают ряд вопросов относительно прошлого, настоящего и будущего описы­ваемых людей (напр.: «К чему этот чело­век стремится в жизни?»; «Почему он выбрал такую профессию?»; «Как этот чело­век оценивает сам себя?»). Затем испы­туемого просят указать, какие взаимоот­ношения сложились бы у него с персона­жами А и В и у последних между собой.

По мнению автора методики, отноше­ние к персонажу А отражает самоотноше­ние, а к персонажу В - отношение испы­туемого к отсутствующим у него чертам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.