Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть П. Теоретические основы




Резюме

1.Социология культуры как теоретическая область познания

начала формироваться в последние десятилетия ХХ в. Мнения

ряда социологов, что она уже существовала в период модерна, вы-

сказываются с позиции современного видения, когда, во-первых,

понятие «культура» и его эвристические возможности достаточно

глубоко осмыслены представителями социальных наук, и во-вто-

рых, начали вырисовываться контуры этого раздела социологии.

Можно говорить о ее истоках, обнаруживаемых в работах автори-

тетных авторов начала ХХ в. Однако, культура для них была своего

рода побочной темой; связанные с ней представления, осмыслен-

ные с современной точки зрения, терминологически не оформ-

лялись; более того, применительно к ним авторы не использовали

самого понятия. Тем не менее следует принимать во внимание, вы-

делять и развивать соответствующие классические идеи.

2. Современная социология культуры складывается на пересе-

чении постмодернистских представлений, теоретических положе-

ний основоположников социологии и проблем, решение которых

стало актуальным, но оказалось невозможным в рамках социоло-

гии мейнстрима. Эта область познания начала формироваться как

междисциплинарная с особым акцентом на антропологических на-

чалах; особое внимание уделяется микродинамическим процессам;

субъект-объектная трактовка социальной и культурной реальнос-

ти сменилась интерсубъективной; субстанциализм в понимании

общества уступает место конструктивизму.

3. Объекты изучения социологии культуры определяются не-

обходимостью установить теоретические связи между социальным

и культурным измерениями совместного существования людей. На

макроуровне рассматриваются общественно-экономические фор-

мации, общества в целом, характерные для них идеологии, а куль-

тура трактуется как интегрирующее ценностное начало и сущест-

венный показатель их идентичности. На микроуровне изучаются

социальное взаимодействие, его стратегические направления, к

культурным измерениям которых принято относить диспозиции и

разделяемые представления.

4. Объяснительные принципы, сложившиеся здесь, можно

свести к двум основным ориентациям: социальная обусловленность

культуры и культурная обусловленность социальной структуры.

В первом случае считается, что культурные объекты и процессы,

понимаемые главным образом как идеациональные, полностью

детерминируются экономическими и политическими факторами

и составляют своего рода «надстройку» над инфраструктурным

«базисом». Во втором предполагается, что динамика культурных

феноменов не только осуществляется в соответствии с собствен-

часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры

ными закономерностями, но может оказывать детерминирующее

влияние на изменения социальной структуры.

5. В пределах предметного поля современной социологии куль-

туры можно выделить две основных области в связи с трактовкой

понятия «культура». Одни понимают ее как совокупность феноме-

нов внутренней жизни людей — представлений, верований, пред-

почтений, оценок, идей и т. п. С этой точки зрения их интерсубъ-

ективные воплощения в вещественных артефактах и паттернах

поведения суть всего лишь эпифеноменальные проявления глубин-

ных, фундаментальных закономерностей человеческой психики.

Другие тяготеют к изучению «явной», «записанной», «репрезента-

тивной» культуры, рассматривая ее как неотъемлемую часть жиз-

ненного пространства людей, как источник факторов, детермини-

рующих их совместное существование.

6. В настоящее время в этих рамках осуществляется целый ряд

плодотворных исследований. Выделяются и изучаются современ-

ные процессы распространения идеологий, религиозных доктрин

и практик; изучаются культурные последствия глобализации и пос-

тколониализма; рассматривается семантика массового потребле-

ния и т. п. В то же время выявился целый ряд нерешенных проблем,

обусловленных отсутствием теоретического инструментария, поз-

воляющего систематическим образом дифференцировать локусы

изменений, пути распространения их последствий, а также формы

социальных взаимодействий, обусловливающие их социально зна-

чимое содержание.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания Часть II




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.