КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение ключевых понятий
Представляемое здесь направление социологии культуры оп- ределяется совокупностью взаимосвязанных ключевых понятий. Они в самом общем виде организуют и ограничивают предметное 1 Понятие интеракции здесь используется как обобщающее все три уровня свя- зей человека с окружением: вещественный, социальный и символический. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания поле изучения и выделяют круг задач, которые могут решаться в его пределах. Культура. Это понятие используется в том значении, которое наиболее соответствует антропологическим представлениям. Как было сказано ранее, в рамках этой науки оно значительно подроб- нее разработано и теоретически обосновано, чем в социологии. И современные социологи культуры склонны работать именно с ним, правда, не во всем его объеме, ограничиваясь главным об- разом символическим уровнем. Обобщая все наиболее значимые составляющие, которые выделялись в приведенных авторитетных высказываниях о содержании понятия культуры, можно сформу- лировать некоторое его интегральное определение. В самом общем смысле культуру можно определить как ис- кусственный мир человека, как содержание общественной жиз- ни, представляющее собой биологически ненаследуемую инфор- мацию, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Понятие относится к организованным совокупностям вещей, реп- резентированных идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; паттернов отношений между людьми и спосо- бов их регулирования; оценочных критериев, циркулирующих в обществе и зафиксированных в хранящихся здесь культурных тек- стах. Это созданная самими людьми искусственная среда сущест-
вования и самореализации, источник организации и регулирова- ния социальных интеракций. Такое определение не только не противоречит концептуализа- ции этого понятия в рамках социологии культуры, но во многом сов- падает с ней. Следует подчеркнуть, что для социологов дефиниция не была основной задачей. Они пытались ответить на вопрос, явля- ется ли культура полностью детерминированной социальной струк- турой, либо автономным измерением совместной жизни людей. Сегодня почти все, отвечая на него, склоняются к признанию обоих параметров в качестве аналитически независимых друг от друга. Социальная структура. Это понятие используется в области социологии культуры в его традиционном значении. Речь идет глав- ным образом об институциональном уровне изучения общества. Под социальной структурой понимается организация связей меж- ду социетальными институтами. Их внутренняя организация и функционирование считаются доминирующими факторами, определяющими состоя- ние общества в целом. При выделении культуры в самостоя- тельное измерение общественной жизни она сопоставляется именно с этими институтами. Социальная структура как конфигурация отношений между социетальными институциональными образованиями рассматри- вается с точки зрения упорядоченности общественных отношений часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения на макроуровне. Нормативная природа ее составляющих предо- пределяет границы допустимой социальной активности и формы ее организации, которые могут быть либо конвенционально признан- ными, либо устанавливаемыми и легитимизируемыми властью. Однако двойственная сущность институтов обусловливает из- менчивость в отношениях между ними. Дело в том, что по определе- нию их функции распределены между удовлетворением запросов
составляющих их акторов, с одной стороны, и поддержанием соци- ального целого — с другой. Современные социологи считают, что баланс между этими ориентациями может быть представлен толь- ко как идеально-типическая модель и недостижим в реальности. Именно поэтому Э. Гидденс говорит не о структуре как стационар- ном социальном порядке, а о структурировании как процессе пос- тоянного упорядочения людьми их совместного существования. Тем не менее, в любом случае ее активная роль в организации общества признается, хотя после постмодернистской критики тра- диционных социологических теорий и не считается абсолютной де- терминантой социальных и тем более культурных процессов. В рам- ках современной социологии культуры основное внимание уделя- ется динамике институциональных образований. И не столько из- менениям их внутреннего строения, как это было принято в рамках структурно– функциональной теории, сколько влияниям в их рам- ках символических систем. Иными словами, структурные порядки продолжают сохраняться как важный концепт социологии культу- ры, но их погружение в культурный контекст порождает новые про- блемы в концептуализации социальных изменений и стабильности. Социальное взаимодействие. Адаптация в окружении пред- ставляет собой фундаментальную характеристику человека как вида. Ею определяются базовые связи людей с окружением и де- терминированные ими ситуации интеракции. К ним можно отнес- ти следующие базовые направленности: – на поддержание адаптационно целесообразных отношений с окружением или на их разрушение за ненадо- бностью или деконструкцию с целью изменения; – на поддержание или изменение/разрушение ситуации как сре- ды интеракции; – на поддержание или изменение/деконструкцию группы ин- теракции в контексте ситуации реализации групповых интересов или ответа на адаптационные императивы; – на удовлетворение индивидуальных запросов. Окружение можно представить следующими «предметными об- ластями»: вещественное окружение – предметно-пространственная среда, фиксирующая физичес- кую организацию ситуации интеракции; раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания
– инструменты, определяющие содержание интеракции и орга- низацию функций ее участников; – результаты интеракции, предопределяемые содержанием ситу- ации, где она осуществляется; социальное окружение – сообщества, с которыми единица интеракции находится в регу- лярных контактах, обусловленных взаимными · обменами ресурсами при недостатке собственных для решения внутригрупповых или социально значимых задач и проблем; · поддержкой при необходимости принять адекватное решение в проблемных ситуациях и получить одобрение курса (сценария) ин- теракции — в рутинных; · зависимостью при невозможности выполнять предписанные функции или достичь необходимых результатов в рамках одной единицы интеракции; – сообщества, с которыми единица интеракции находится в спо- радических контактах · в результате собственного направленного поиска участников, решивших что им такой контакт необходим; · в результате обращения представителей других единиц; · в результате случайного столкновения; – общая атмосфера в той области социокультурного пространс- тва, где реализуется активность единицы интеракции. Она может способствовать, препятствовать или быть нейтральной по отноше- нию к направленности активности; символическое окружение – социокультурный код, используемый в рамках единицы; – символическая репрезентация информации, используемой из- вне; – социокультурные коды, используемые сторонами, с которыми единица находится в контактах. Социальное взаимодействие в пределах определенной едини- цы рассматривается в качестве движущей силы, обусловливающей работу с помощью инструментов и материалов, а также коммуни- кацию (обмен сообщениями) в рутинных и проблемных ситуациях. Интеракция в рутинных ситуациях предполагает воспроизве- дение стандартных паттернов с вариациями, не нарушающими ус- тановившихся здесь функциональных связей. Затруднения возни- кают из-за изменения предпосылок, обусловливающих социальное
взаимодействие. Интеракция в проблемных ситуациях, порождаемых как внут- ренними, так и внешними факторами, в идеально-типичном случае предполагает распределение и интеграцию усилий, направленных на решение проблемы. Ситуация усугубляется при изменении предпосылок, обусловливающих социальное взаимодействие. часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения В обоих случаях эффективность интеракции, направленной на решение проблемы, снижается. В случаях улучшения качес- тва отношений это снижение можно считать временным из-за концентрации усилий участников на установлении новых моде- лей социального взаимодействия в ущерб совместному решению проблемы. Однако со временем эффективность повышается, пос- кольку интеракции становятся более организованными. В случаях ухудшения качества отношений между участниками проблемность ситуации нарастает, дистанция между ними увеличивается, функ- циональные связи ослабляются, процесс интеракции, связанный с совместным решением проблемы, угасает. При внешнем давлении, обусловливающем поддержание це- лостности единицы, во втором случае участники начинают выпол- нять свои функции либо механически, либо, пытаясь извлечь из их выполнения личную выгоду, а отношения между ними ограничива- ются формальными контактами. При отсутствии такого давления единица разрушается, ее члены по отдельности отыскивают или образуют новые группы принадлежности. Понятие социального взаимодействия (интеракции) в рамках современной социологии культуры занимает центральное место. С его помощью объясняются как конституирование социокуль- турной реальности и ее пространственная организация, так и все обыденные и институциональные события и процессы, реализую- щиеся в пределах социокультурного пространства. Социокультурный код. В качестве основания для структурной и культурной дифференциации институционального пространства, характерного для общества, принимается понятие социокультур- ного кода, позволяющее идентифицировать специфику базовых компонент каждой из его областей. В антропологических терминах такой код можно трактовать как сложный механизм трансформа- ций множественных и разнородных контактов людей с окружени- ем и связанных с ними переживаний в упорядоченный социально значимый опыт. Подобного рода преобразования основываются на антропологических универсалиях (врожденных свойствах че- ловека как вида), обусловливающих фундаментальные связи тако- го рода. Результирующий опыт представлен в интерсубъективной форме артефактов (искусственных образований), опосредующих каждую из таких связей, и их объединений, представленных в нор- мативной форме (институтов). Концепция социокультурного кода основывается на логичес- ком объединении структурно-функциональных и семантических теоретических допущений, где: – функциональные позволяют выделить адаптационно значимый тип активности, характерный для определенной фундаментальной связи человека с окружением; раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания – семантические определяют конвенционально установленные, разделяемые значения взаимодействий людей в пределах осущест- вления этой связи, а также символические репрезентации соот- ветствующих отношений и артефактов; – структурные обеспечивают возможность ставить вопрос о фор- мах функциональных и семантических взаимосвязей в определен- ном контексте совместной активности людей. Любую институциональную (специализированную) область социокультурного пространства можно представить в двух основ- ных аспектах. Во-первых, в культуро-семантическом, исходя из концепции культурного кода с выделением его необходимых и до- статочных компонент: – функциональная доминанта, понимаемая как фундаментальная связь человека с окружением, вокруг которой выстраивается адап- тационно значимая совместная активность людей в каждой конк- ретной области социокультурного пространства; – «входы» и «выходы», предполагающие, что исходный неоргани- зованный материал, рассматриваемый как предмет изучения, пу- тем социокультурного кодирования преобразуется в организован- ную совокупность артефактов; – программы трансформации «входов» в «выходы», указываю- щие на основные направления взаимодействий и коммуникаций людей в конкретной области социокультурного пространства; – логика преобразований «входов» в «выходы», раскрывающая характерные для этой области способы осуществления совместной и индивидуальной деятельности. Во-вторых, в институциональном, предполагающем конвенци- онально установленную упорядоченность функциональных связей между людьми в контексте совместной специализированной де- ятельности. В этих случаях принято выделять: – структуры отношений между участниками взаимодействий и коммуникаций, характерные для каждой из областей социокуль- турного пространства; – социальные статусы и роли, указывающие на распределение функций между акторами по горизонтали и по вертикали; – функциональные и семантические связи каждой из областей с более широким социокультурным контекстом. С точки зрения изучения социокультурных изменений такая концептуализация обеспечивает возможность их точной локализа- ции. Артефакты. Для каждой из специализированных областей со- циокультурного пространства характерны свои типы искусствен- ных объектов и образований, опосредующих специфичные для них связи людей с окружением. Их принято называть артефактами и сводить к следующим классам: часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения – вещи, создаваемые и используемые в качестве инструментов, предметов быта, товаров и т. п. – символы, репрезентирующие социально значимые идеи и об- разы и разделяемые людьми благодаря конвенциональному проис- хождению; – практики, представляющие собой способы продуцирования и использования вещей, символов, а также воспроизведения соци- альных взаимодействий и коммуникаций; – регулятивные образования, упорядочивающие отношения между людьми, вещами и символами в контексте интеракций; – критерии оценки всех предыдущих классов артефактов, бази- рующиеся на утилитарных, этических, эстетических, познаватель- ных и др. основаниях. Соответственно применительно к изменениям в каждой из областей социокультурного пространства понятие артефакта позволяет судить о том, что именно меняется. В качестве опос- редуюшего звена в адаптационных отношениях человека с окру- жением искусственные образования можно представить в трех основных измерениях: – функциональное, указывющее на способы использования арте- факта в определенной области социокуьтурного пространства; – технологическое, относящиеся к способу построения артефакта; – коммуникативное (культурно-семантическое), характеризую- щее значение и смысл артефакта в определенном социокультур- ном контексте. При изучении социокультурных изменений эта дифференциа- ция обеспечивает возможность не только отнести их к определен- ному классу артефактов, но и определить их направленность.
Концептуальная схема социологического изучения социокультурной микродинамики На основании выделенных ключевых понятий можно постро- ить общую концептуальную схему такого направления социологии культуры, которое ориентировано на изучение социокультурной микродинамики. 1. Адаптация человека в природном и искусственном окружении определяется фундаментальными антропологическими универса- лиями, ограничивающими спектр соответствующих процессов и придающими им значение. 2. Социальная природа человека обусловливает совместную актив- ность в поисках ответов на адаптационные императивы, обознача- емую как взаимодействие и коммуникация (в совокупности назы- ваемые здесь интеракцией). 3. Результаты такой активности объективируются в форме арте- фактов, из которых конструируется социокультурное пространс- раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания тво. Это происходит через механизм отбора: из различных вариа- ций выбираются те, что оказываются эффективными и социально приемлемыми. Они становятся социальными и культурными фак- тами. Из них в свою очередь в ходе взаимодействий и коммуника- ций отбираются те их сочетания, которые отвечают как индиви- дуальным запросам людей, так и поддержанию значимых для них социальных связей. Они нормируются и в этом качестве представ- ляют собой социальные институты как на общесоциальном, так и на обыденном уровнях социокультурной реальности. 4. В их терминах может быть представлено социокультурное про- странство в силу их относительной устойчивости и отчетливой символической репрезентированности. Эта идеально-типическая модель образует систему соотнесения для изучения других форм проявления социокультурной активности. 5. Динамика социокультурного пространства определяется вариа- тивностью проявлений социальных взаимодействий и коммуника- ций. Для идентификации соответствующих процессов предлагает- ся выделить идеально-типические формы интеракции, с которыми можно соотносить реальные проявления совместной активности людей. 6. Соответственно выстраиваются две базовые модели: социокуль- турное пространство, порождаемое, поддерживаемое и изменя- емое в процессах социального взаимодействия и коммуникации; фундаментальные формы интеракции, которые обусловливают его существование и реализуются в его пределах. Контрольные вопросы 1. Причины перехода к изучению социокультурной микродинами- ки в современной социологии культуры. 2. Исходные социологические и антропологические допущения, определяющие изучение социокультурной микродинамики. 3. Цели и задачи построения теоретических моделей социокуль- турного пространства и социального взаимодействия, необходи- мых для изучения социокультурной микродинамики. 4. Теоретическая связь между ключевыми понятиями, составляю- щими теоретические модели социокультурного пространства и со- циального взаимодействия. 5. Предметная область и объекты рассмотрения в рамках теоре- тических моделей социокультурного пространства и социального взаимодействия. часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения Глава 2. Концепция социокультурной реальности Объяснение происхождения и формирования культурных ас- пектов социального пространства целесообразно строить на более фундаментальном, чем культурные феномены, уровне. В данном случае принимаются социально-антропологические основания. Построение морфологической модели такого пространства ба- зируется на ряде исходных представлений о человеке, специально акцентирующих динамичность его связей с окружением. В опре- делении культуры подчеркивалось, что объекты культуры созданы людьми. Следовательно, в концепции человека важно выделить его активную природу. Эти объекты люди создают для своих надо- бностей, следовательно, необходим акцент на способности челове- ка к результативному взаимодействию. Это одна сторона вопроса. Другая заключается в том, что человека можно представить одно- временно существующим в двух модальностях — социальной и ин- дивидуальной. В последнем случае целесообразно различать антро- пологические универсалии, присущие виду (способности работать инструментами, представлять в символической форме внутренние состояния, обмениваться знаками и вещами и т. п.), с одной сторо- ны, и специфичные особенности поведения, деятельности, взаи- модействия, присущие определенному сообществу (язык, нравы и обычаи, эстетические стили и т. п.) — с другой. Во втором — акцент ставится на специальных для каждого индивида конфигурациях врожденных свойств и приобретенных в ходе социализации и ин- культурации личностных характеристик. Из сказанного следует, что динамическая дифференциальная модель социокультурного пространства опирается на концепцию человека как активного существа, имеющего одновременно инди- видуальную и социальную модальности: для результативного взаимодействия люди способны объединяться.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 970; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |