Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально значимого знания




Общественная жизнь упорядочивается не только в преде-

лах институционального

пространства организации социально-

го взаимодействия. Как отмечалось ранее, оно сопровождается

коммуникацией.

Ее единицы — представления, образы, модели,

связанные с такого рода процессами, — выражены в интерсубъек-

тивной символической форме. Их тоже можно представить в тер-

минах институционального социокультурного пространства, име-

ющего символическое выражение.

В этом его домене закреплены представления

людей об их на-

иболее значимых, устойчивых и распространенных связях с при-

родным и искусственным окружением; переживания, обусловли-

вающие их воспроизведение или изменения; соответствующие

отношения,

базирующиеся на определенных оценочных критери-

ях — утилитарных,

этических, эстетических, познавательных и пр. Этот субстрат

зафиксирован в символической форме, и фиксирует особый соци-

окультурный опыт, транслируемый и осваиваемый в процессах со-

циализации и инкультурации. Его объективация в теоретических

категориях и формулах, письменных и музыкальных текстах, ико-

нических изображениях, пластических и архитектурных формах,

технологических разработках составляет совокупность артефак-

тов-носителей культурной информации. В таком опосредованном

виде она может собираться, храниться и широко тиражироваться.

Поскольку речь идет о зафиксированных в знаковой форме и

через нее транслируемых интерсубъективных, разделяемых пред-

ставлениях, условно можно назвать такого рода информацию со-

циально значимым знанием. В этом случае метафизические, образ-

ные, рациональные построения

можно рассматриваются с точки

зрения их функций, связанных с организацией, упорядочением ок-

ружения, вниманием к нему, контролем над ним. Причем не имеет

значения, реальны или воображаемы

элементы символического

пространства, конструктивность или декомпозиция

заложена в ин-

тенциях автора. Важно, что речь идет об определенном

обоснова-

нии и выражении отношении людей к миру, высказываниях о нем,

претендующих если не на истинность, то хотя бы на значимость

для других.

Этот домен необходим людям, чтобы обмениваться информа-

цией в условиях, где часть параметров социального

взаимодейс-

твия остается относительно устойчивой, а часть меняется

предна-

меренно или «естественным» образом. Особенно важна его осво-

енность для членов динамичного общества, отмеченного высокой

степенью социокультурной неопределенности. В этих рамках

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

в любых условиях можно выделить устойчивые

характеристики и изменчивые черты, причем с различением в них

тех, что подконтрольны и неподконтрольны человеку. Здесь про-

ектируются цели социальных

взаимодействий, определяются пути

движения сообществ и человечества

от прошлого к будущему, а

также возможности регулировать его и т. п.

В силу социальной значимости этот домен,

поддерживаемый символической и коммуникативной ак-

тивностью людей, институционализирован как области религии,

искусства, философии, науки. Каждая из них заключает в себе

не сводимые друг к другу представления о реальности,

специфичные выразительные средства, особый социокультурный

код. Каждой из них свойственна собственная институциональная

структура, фиксирующая особые классы решаемых задач, принци-

пы и правила решения, нормы и пределы отношений с реальнос-

тью и критерии их оценки, организационные формы деятельности,

взаимодействий, коммуникаций. Различны дистанции между ними

и обыденной жизнью людей. Так, искусство в его популярных фор-

мах существенно ближе к повседневной реальности, чем филосо-

фия и наука. Различаются они и по акцентам на устойчивых или из-

менчивых характеристиках реальности. Если религия и философия

сфокусированы на универсалии и абсолюты то в науке и искусстве

предметом

интереса является множественное и относительное.

Порядок дальнейшего изложения обусловлен движени-

ем от упорядочения представлений, наиболее тесно связанных с

переживаниями,

к организации рациональных концептов и кате-

горий.

Религия — это область социокультурного институциональ-

ного пространства,

порождаемая способностью человека верить,

т. е. принимать определенные утверждения без доказательства,

лишь на основании священного

авторитетного источника, из кото-

рого они исходят, а также желанием опираться на такой автори-

тет при построении собственных

суждений. Религиозный код для

обыденной жизни и некоторых других областей социокультурно-

го пространства, например, философии, искусства обеспечивает

социально разделяемые символы и этические критерии,

призна-

ки принадлежности к определенной социокультурной общности.

Институциональные формы религии таковы, что минимизируют

дистанцию между ней и повседневной реальностью через разде-

ляемые символы веры. В рамках этого пространства особую роль

играет представление

о сакральности (священности) его составля-

ющих: переживаний, ритуалов,

объектов, символов.

Столь же близка дистанция между обыденной жизнью и искус-

ством, правда, без сакральных оснований. В этой области в образ-

ной, окрашенной

переживаниями форме сконцентрированы пред-

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

ставления о реальности

и фантазии людей, выраженные профес-

сиональными художниками на эстетическом языке. При любой

степени сложности он может быть освоен. А популярное искусство

вообще общедоступно. Соответственно, статус этой области в об-

щем социокультурном пространстве можно определить как место

экспериментирования с образами реальности, отыскания прием-

лемых для человека, «соизмеримых» с ним связей с окружением.

Институциональные формы существования искусства

в обществе

напрямую связывают его с аудиторией. Театры, концертные

и вы-

ставочные залы, книгопечатание — все это составляет совокуп-

ность каналов широкого распространения художественных про-

изведений. К этому добавляются средства массовой информации,

благодаря которым события из области искусства также становят-

ся доступными широкой общественности.

Область философии ориентирована прежде всего на осмысле-

ние конечных, предельных оснований бытия и познания, вне зави-

симости от того, идет ли речь о природе, обществе, культуре, чело-

веке. Поэтому здесь сконцентированы представления о всеобщих

законах земного мира и мироздания вообще, человеческого бытия

и жизни животных, общественных отношений и индивидуального

существования. В отличие от философского научное познание на-

правлено на выявление соотношений устойчивых, повторяющихся

связей в природе и обществе и изменчивых, единичных, случайных

событий. В рамках науки изучается характер и причины процессов,

происходящих в природе и обществе (фундаментальный уровень),

а полученное знание обычно используется в качестве оснований

для построения технологий (прикладной уровень). Философская

и научная области познания определенным образом взаимосвяза-

ны. Каждая наука в разной степени содержит ряд исходных до-

пущений, «гипотез о мире», носящих априорный, метафизический

характер, которые всегда могут быть обнаружены. В свою очередь

динамика научного познания обусловливает изменение философ-

ских представлений. Новые знания, получаемые с помощью науч-

ных методов, при попытках их интегрирования в целостную кар-

тину мира обычно побуждает философов пересматривать ранее

принятые принципы и положения. Обе эти области символичес-

кого пространства связаны с обыденной жизнью опосредованно,

чаще всего через другие, более близкие к ней. Так, определенные

философские позиции закреплены в религии, в ее онтологии и эти-

ке; в праве, - например, в концепции справедливости; в искусстве, -

скажем, в представлениях о пространстве и времени; в политике - в

форме определенной идеологии. Научное знание входит в обыден-

ную жизнь, будучи трансформированным в технологические про-

цессы, технические устройства, в консультации специалистов и пр.

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

При изучении социокультурной микродинамики важно вы-

явить соотношение этих областей в более широком социокуль-

турном пространстве с точки зрения доминирования одной или

нескольких как обеспечивающих разделяемые в обществе пред-

ставления о мире и отношения к нему. Следует, однако, подчерк-

нуть, что из их содержания нельзя делать прямой вывод о том, что

происходит в институтах, связанных с социальной организацией и

как это влияет на реальную общественную практику. Между тем,

что люди знают и утверждают, и тем, что происходит в ситуациях

социального взаимодействия, существуют значительные различия,

которые следует объяснять специально.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.