Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религия: область кумуляции опыта духовной жизни




В данном случае религия осмысляется как область социокуль-

турного пространства, т. е. не с какой- либо одной точки зрения,

например, религиоведческой, политической или психологической,

но в ее социокультурной многомерности и многозначности. Такое

ее рассмотрение оказывается наиболее успешным при сопостав-

лении с другими областями кумуляции социокультурного опыта,

где люди осваивают свои связи с окружением, представленные в

символической форме. Выделение социокультурного кода этой

области позволяет выявить ее содержание, функции, формы рели-

гиозного опыта; то общее, устойчивое и определенное, что позво-

ляет идентифицировать этот опыт по отношению к другим типам

переживаний. Он исторически сложился, базируясь

на свойстве человека переживать связь с тем, что выходит за пре-

делы его жизненного мира как нечто трансцендентное, универ-

сальное, вечное и священное в своей сверхъестественности. Все

эти представления обнаруживаются во всех религиозных систе-

мах независимо от их принадлежности к определенным культурам

и эпохам.

В качестве функциональной доминанты религиозного про-

странства следует выделить его предназначенность для обрете-

ния духовного опыта связи с трансцендентным, принципиально

непознаваемым с помощью обычного разума, недоступным раци-

ональным процедурам. Он определяется как сверхчувственный и

посылаемый человеку свыше в откровении. Для его обретения счи-

таются ненужными анализ, доказательство, эмпирическая провер-

ка — он непосредственен и целостен. Речь идет о прямом пости-

жении Истины, минуя любое опосредование. Переживание связи

с трансцендентным непереложимо на язык внешних проявлений.

Духовный опыт интегрален и невыразим, ибо приобщение к Богу

рассматривается как откровение, перед которым человеческий ра-

зум и язык бессильны. Религиозная область институционализиро-

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

ванного социокультурного пространства существует для организа-

ции такого опыта, освоения способов его упорядочения и внешнего

выражения.

С этой точки зрения на «входе» по отношению к этой облас-

ти находятся множества жизненных впечатлений и событий,

представляющихся независимыми от желаний и действий людей.

К ним следует отнести внезапные прозрения, неожиданное счас-

тливое или неудачное стечение обстоятельств, вера в необходи-

мость идти по избранному пути вне зависимости от препятствий,

в высшее вознаграждение за терпение и страдания и т. п. Такие

переживания, как известно, свойственны всем людям, причем,

будучи неорганизованными, они всегда неожиданны, необычны,

сопровождаются глубокими внутриличностными потрясениями.

Институцитонализированная религия «связывает» их, придает

им универсальный смысл и определенность через отнесение к

проявлениям трансцендентной воли. Соответственно «на выходе»

наличествует зафиксированное в священных текстах представле-

ние о том, что все события в человеческом мире предустановлены

свыше, что людям не дано предугадать Божий промысл и следу-

ет ему покориться, т. е. быть готовыми к любым неожиданностям.

Миропорядок, установленный в религиозные доктринах, считает-

ся непреложным

и имеет священное обоснование, т. е. рассматри-

вается как божественное

творение.

Программы трансформации индивидуального духовного опы-

та в религиозный

связаны с самой этимологией слова «религия»:

rеligio от лат. rеligare означает «связывать вокруг». Религия объеди-

няет людей вокруг определенной универсальной концепции миро-

вого порядка, который представляется как данный свыше и потому

сакральный, и предписаний, как следует жить в его рамках. Но этим

функция объединения не ограничивается.

Речь идет также об он-

тологической связи человека с трансцендентным,

с божественным

началом. И через эту связь — откровение — божественное

нача-

ло осуществляет свою волю в человеческом мире. Милость

Божью

люди могут заслужить, совершая богоугодные дела и следуя пра-

ведным путем. Предустановленные законы жизни и возможности

руководствоваться ими находят отражение в священных текстах,

соответствующих определенным

религиозным доктринам. Они

устанавливают картину мира через ее божественную сущность и

сакральные нормы, детерминирующие

духовное и мирское бытие

людей. Доктринами определяются конфессиональные рамки, при-

дающие культурный смысл и упорядоченность

образу жизни веру-

ющих через определенные символы веры, характерные

для каж-

дой религиозной системы. Такие символы позволяют верующим

идентифицировать себя по конфессиональной принадлежности и

отграничиваться от других конфессий.

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

Логика трансформации индивидуальных верований в разделя-

емый и доступный для освоения духовный опыт определяется спе-

цифичными для этой области нормами и правилами религиозного

поведения, духовными практиками. Она определяет содержание

храмовых служб и богослужений,

которые направлены на органи-

зацию коллективных религиозных представлений и переживаний,

актуализирующих связь верующих с трансцендентным. Значимое

место в каждой религии отводится семейной и индивидуаль-

ной молитве, определяющей такую связь на личностном уровне.

Священнослужители постоянно обращаются к сакральным текс-

там, черпая там фундаментальные основания для «расшифровки»

Божьего промысла в меняющихся социально значимых ситуациях.

В ряде религиозных систем существует институт исповеди, поз-

воляющий верующему

осознать и оценить свою мирскую жизнь,

поступки, отношения с другими с точки зрения религиозной эти-

ки и открывающий ему возможности исправить собственные

ошибки и несовершенства и тем самым обрести

Божью благодать.

Существуют также ритуалы крещения и причастия,

которые на

уровне сакральных практик подтверждают непосредственную

связь Бога с человеком как творца с его творением. В принципе

это логика постоянного самосовершенствования,

труда во славу

Божию, осуществляемых согласно нормам и правилам,

предписан-

ных священным писанием.

Совершенно специфичны и отличны от всех других областей

социокультурного пространства субъекты религиозной жизни.

Их равно составляют

живые люди и трансцендентные воплоще-

ния Добра и Зла. Причем сила последних оказывается

несравнен-

но большей по сравнению с людьми, даже священнослужителями

высшего ранга. В то же время люди могут обращаться к святым и

даже к Богу за советом, за помощью, вступая с ними в непосредс-

твенный контакт, который осуществляется в пределах сакральной

реальности. Здесь особая роль принадлежит посреднику между

Богом и человеком, которого

можно найти во всех больших религи-

ях — христианстве, мусульманстве,

буддизме, - и который является

своего рода гарантом того, что молитвы каждого верующего будут

услышаны творцом и каждый обретет спасение от грехов и сил зла.

В земной жизни субъекты религиозной

жизни разделяются на ду-

ховных пастырей и паству. Причем роли пастырей институциона-

лизированы, и выполнение соответствующих функций возможно

лишь посвященными людьми — священнослужителями. Одни из

них исполняют роли учителей и просветителей, несущих мирянам

свет божественной истины и руководящих их духовной жизнью.

Другие полностью посвящают себя служению Богу и уходят от мир-

ской жизни в стены монастырей или становятся отшельниками.

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

Пространственная организация духовной сферы носит вер-

тикальный характер. По возрастающей степени святости — от

близости к земному,

телесному миру до приближенности к божес-

твенному Духу — выстроена небесная иерархия. Именно по этим

ступеням распределяется могущество небесных сил, в том числе

в степени и масштабах их влияния на земную жизнь. Небесный

порядок в земном религиозном пространстве дублируется

иерар-

хией священнослужителей. Каждой из ее ступеней соответствует

определенный объем прав и обязанностей, фиксированный норма-

ми священного права. В частности, дистанции между верующими

и различными чинами

такой иерархии неодинаковы. Так, члены

религиозной общины — первичной

земной единицы религиозно-

го пространства — находятся в достаточно

частых контактах со

священнослужителем храма, вокруг которого она организуется, и

дистанция между ними минимальна. К более высоким чинам про-

стые верующие могут обращаться только в неординарных случаях.

Дистанция между высшими иерархами и верующими и даже низ-

шим духовенством максимальна, а их контакты строго обусловле-

ны нормами священного права.

Онтологическое время в религиозной сфере разграничено

на

две совершенно различные формы. Земная жизнь определяется

антропологически — движение от рождения к смерти, — которая

считается не концом существования божественного начала в чело-

веке – души - но порогом

его перехода в пространство, определяемое

небесной иерархией. И здесь кончается предел земного времени и

начинается вечность, когда о времени говорить уже бессмысленно.

Но кроме такой религиозной онтологии пространства и вре-

мени существует

иной их аспект, связанный с осуществлением

религиозной активности людей. Они имеют специфичную выра-

женность и выделенность с помощью особой религиозной симво-

лики на территории любого поселения или в специально отведен-

ном месте. Архитектура

религиозных сооружений определяется

концепцией мироздания, но и в их рамках выделяются сакральные

пространства, доступ к которым запрещается

непосвященным.

Структура времени, связанного с осуществлением

коллективной

активности такого рода, организуется сакральными событиями,

такими как общерелигиозные и храмовые праздники, установлен-

ным чередованием совместных молитв

членов религиозной общи-

ны. На индивидуальном уровне оно определяется

сменами постов и

обычного образа жизни, молитвами в домашних

условиях, имени-

нами, паломничествами в святые места.

Институционализация религиозного социокультурного про-

странства осуществляется в форме особых организаций, имею-

щих иерархическую упорядоченность. Образ жизни духовных лиц

определяется

характером их связи с мирской средой. Как уже отме-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

чалось выше, одна их часть постоянно соприкасается с этой средой

и согласно религиозным установлениям имеет право не только на

пастырские роли, но и на участие в широкой политической жизни.

Другая часть ведет монашеский образ жизни, существенным обра-

зом отличающийся от мирского такими чертами,

как проживание

на территории монастыря; особый режим существования,

при ко-

тором значительная часть суток отводится молитве; особая диета;

обет безбрачия. Важным проявлением институционализации религиозной

жизни является наличие священного права, в котором со-

держатся внутренние установления, связанные с функциониро-

ванием религиозных организаций, а также нормы, регулирующие

отношения духовенства с мирянами

и между собой. Такого рода

нормативы наделены сакральным статусом,

т. е. предполагается их

универсальный и инвариантный характер. Изменение

какого-то

из них является экстраординарным событием, нередко ведущим к

расколу внутри религиозной доктрины.

Освоение этой области социокультурного пространства значи-

мо и для верующих, и для атеистов, поскольку составляет предпо-

сылку для сознательного выбора: принадлежать к тем или другим. В

случае присоединения к верующим

индивид научается упорядоче-

нию своих связей с трансцендентным (неизвестным, непознавае-

мым, случайным) с помощью духовных практик, а в настоящее время

толерантности в отношении представителей

других конфессий. В

случае атеистического выбора люди все равно

должны иметь пред-

ставление о духовной жизни. И это важно не только потому, что

религиозная символика занимает в культуре

значительное место,

но и потому, что феномен веры распространяется

на всех людей, и

каждому следует знать, что он имеет исторически установленную

и чрезвычайно утонченную форму. Соответственно атеисту

необ-

ходимо отрефлексировать, что он сам принимает без доказательств, «на веру», и освоить границы толерантности в отношении приверженцев определенных конфессий.

Критерием оценки приобщенности человека к религиозному про-

странству можно считать меру его духовной продвинутости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.29 сек.