КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социокультурного пространства: характер взаимосвязиОбыденный уровень социокультурного пространства был аналитически выделен для того, чтобы провести различие между специализированной деятельностью, объединяемой системой об- щественного разделения труда, и повседневным существованием людей за пределами этой системы. Некоторые классы феноменов этого уровня концентрируются в определенных социальных ло- кусах (семейные, неформальные связи), но по большей части они рассредоточены в различных институциональных областях, за- полняя их структурные элементы индивидуальными и групповы- ми пристрастиями, межличностными отношениями, обыденными представлениями и суждениями. Зоны обыденного социокультур- ного пространства порой сложно отделить от институциональных. Этому способствует и тот факт, что явления первого рода массо- вы, повседневны, нерефлексивны, незамечаемы. Тем не менее при изучении социокультурной микродинамики это различие следует прово- дить, поскольку связь обоих уровней всегда является внутренним источником и регулятором соответствующих процессов. Импульс к анализу этого уровня социокультурного пространс- тва обнаруживается в различных направлениях философской и социальной мысли ХХ в., например, в работах философа-прагма- тика У. Джеймса, в лингвистических трактатах Л. Витгенштейна, в социологии М. Вебера, в идеях интеракционизма Дж. Г. Мида. Специальным объектом анализа повседневная реальность стала в работах социологов феноменологической ориентации, которые положили начало ее научному изучению (А. Шюц, Г. Гарфинкель, Э. Тириакьян и др.). В отечественной науке в 1960-ые годы к проблемам обыден- ной культуры (в основном на историческом материале) обраща- лись М.М. Бахтин, Б.Ф. Поршнев, А.Я. Гуревич, Ю.М. Лотман и др. Понятие «обыденная жизнь», или «повседневная реальность» объ- единяет разнородные явления и используется скорее как образ, чем как научная категория. Поэтому перед тем как перейти к об- суждению темы, необходимо сделать несколько методологичес- ких уточнений. Во-первых, понятие «обыденное социокультурно- го пространство» используется для разграничения социетальных и локально слоевых и групповых интституциональных аспектов и форм социокультурной жизни. Такое разграничение особенно удобно проводить по отношению к современному развитому об- ществу. Во-вторых, понятие пространства обыденной, приватной жизни можно считать частным по отношению к более общему и бо- лее философскому — «повседневная реальность», обозначающему часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни ординарное, привычное течение социокультурной жизни. Такое разведение является важной аналитической процедурой. С ее помощью удается обнаружить и объяснить движение от нерефлексивных, синкретичных аспектов совместной жизни людей к дифференциальным и отрефлексированным в ходе непосрдетсвенных взаимодействий, а не только благодаря экзистенциальным прорывам. В-третьих, признавая специфику обоих уровней социокультурного пространства, следует постоянно иметь в виду их взаимопереходы, которые правомерно считать одним из важных источников социокультурных изменений.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |