Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социокультурного пространства: характер взаимосвязи




Обыденный уровень социокультурного пространства был

аналитически выделен для того, чтобы провести различие между

специализированной деятельностью, объединяемой системой об-

щественного разделения труда, и повседневным существованием

людей за пределами этой системы. Некоторые классы феноменов

этого уровня концентрируются в определенных социальных ло-

кусах (семейные, неформальные связи), но по большей части они

рассредоточены в различных институциональных областях, за-

полняя их структурные элементы индивидуальными и групповы-

ми пристрастиями, межличностными отношениями, обыденными

представлениями и суждениями. Зоны обыденного социокультур-

ного пространства порой сложно отделить от институциональных.

Этому способствует и тот факт, что явления первого рода массо-

вы, повседневны, нерефлексивны, незамечаемы. Тем не менее при

изучении социокультурной микродинамики это различие следует прово-

дить, поскольку связь обоих уровней всегда

является внутренним источником и регулятором соответствующих процессов.

Импульс к анализу этого уровня социокультурного пространс-

тва обнаруживается в различных направлениях философской и

социальной мысли ХХ в., например, в работах философа-прагма-

тика У. Джеймса, в лингвистических трактатах Л. Витгенштейна,

в социологии М. Вебера, в идеях интеракционизма Дж. Г. Мида.

Специальным объектом анализа повседневная реальность стала

в работах социологов феноменологической ориентации, которые

положили начало ее научному изучению (А. Шюц, Г. Гарфинкель,

Э. Тириакьян и др.).

В отечественной науке в 1960-ые годы к проблемам обыден-

ной культуры (в основном на историческом материале) обраща-

лись М.М. Бахтин, Б.Ф. Поршнев, А.Я. Гуревич, Ю.М. Лотман и др.

Понятие «обыденная жизнь», или «повседневная реальность» объ-

единяет разнородные явления и используется скорее как образ,

чем как научная категория. Поэтому перед тем как перейти к об-

суждению темы, необходимо сделать несколько методологичес-

ких уточнений. Во-первых, понятие «обыденное социокультурно-

го пространство» используется для разграничения социетальных

и локально слоевых и групповых интституциональных аспектов

и форм социокультурной жизни. Такое разграничение особенно

удобно проводить по отношению к современному развитому об-

ществу. Во-вторых, понятие пространства обыденной, приватной

жизни можно считать частным по отношению к более общему и бо-

лее философскому — «повседневная реальность», обозначающему

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

ординарное, привычное течение социокультурной жизни. Такое

разведение является важной аналитической процедурой. С ее помощью

удается обнаружить и объяснить движение от

нерефлексивных, синкретичных аспектов совместной жизни

людей к дифференциальным и отрефлексированным

в ходе непосрдетсвенных взаимодействий, а не только благодаря

экзистенциальным прорывам. В-третьих, признавая специфику

обоих уровней социокультурного пространства, следует постоянно

иметь в виду их взаимопереходы, которые правомерно считать одним из важных

источников социокультурных изменений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.