КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение проблемной ситуации
Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений Социального взаимодействия Формы и парадигмы раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия Глава 1. Концепция социально-значимой проблемной ситуации В рамках социальных отношений наступает момент, когда под влиянием внутренних или внешних факторов их динамические формы оказываются необратимо нарушенными, а механизмы вос- становления отсутствуют. Например, личность с определенным социальным положением и профессиональной подготовкой при неблагоприятных условиях более не может поддерживать при- емлемый для нее уровень жизни. Производственная единица при наличной материально-технической оснащенности теряет партне- ров и рынки сбыта. У организации (партии, социального, полити- ческого движения) при имеющейся структуре уменьшается количество сторонников. Институт (орган законодательной, исполнительной власти) теряет свою социальную эффективность, т. е., несмотря на предпринимаемые действия, ситуация, подконтрольная ему, ухуд- шается. Такое положение дел можно назвать проблемной ситуаци- ей. Она характеризуется следующими условиями: – способы взаимодействия и коммуникации, их нормативные и ценностные регуляторы перестают приводить к ожидае- мым результатам; – это представляется людям нежелательным; – в ближайшем социокультурном окружении не находится соци- ально приемлемых образцов нормализации ситуации. Необходимость решить проблему побуждает людей не только продолжать социальное взаимодействие, но одновременно менять его формы методами проб и ошибок, заимствования новых образ-
цов, целенаправленного проектирования. Таким образом, на этот период времени, во-первых, они несут двойную нагрузку и, во-вто- рых, эффективность их совместных действий снижается. Следует подчеркнуть, что порождают, определяют, разрешают проблемные ситуации любого масштаба именно люди, а не группы, организации, общества, культуры. Поэтому при анализе содержа- ния социокультурного взаимодействия в их рамках, важно пони- мать, что они переживают, как и с каким результатом действуют. Основания типологии проблемных ситуаций. Целенаправленное использование образцов социального вза- имодействия в проблемных ситуациях подразумевает рациональ- ное отношение к ним. Это означает необходимость выявления обус- ловливающих их факторов; вызываемых ими функциональных нарушений; их краткосрочных и долговременных последствий. В конечном счете речь идет о необходимости определения типа проблемы. гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии Источники проблемы. Источниками проблем принято считать расхождения между имеющимся и необходимым положением дел. В социокультурной сфере такого их можно свести к следующим основным (идеальным) типам. Во-первых, несоответствие между запросами людей и возмож- ностями их удовлетворения. У индивидов это проявляется как жела- ние достичь более высокого уровня и качества жизни, социального положения, престижа, самореализации. На уровне социокультур- ных групп — это стремление избежать распада; увеличить степень организованности, повысить социальный статус. Для организаци- онной структуры — это ориентация на более эффективное функ- ционирование, на расширение и укрепление внешних позиций. Во-вторых, ситуация, когда стереотипные, привычные формы отношений в изменившихся условиях утрачивают свою функциональность. На индивидуальном, групповом и организационном уровнях речь идет о степени куль-
турной компетентности, недостаточной для успешного достиже- ния социально или индивидуально значимых результатов. Кроме того, может обнаружиться, что сохранение наличных структур взаимодействий и коммуникаций чревато ухудшением ситуации. В-третьих, расхождение между необходимостью рационально подойти к решению проблемы и нежеланием людей затрачивать на это усилия. На индивидуальном уровне оно обычно проявляется как неэффективные несистематизированные действия, настойчи- вая демонстрация собственной независимости, индивидуальности. Для групп последствием становится декомпозиция ро- левой структуры, т. е. нарушение межличностных отношений, не- определенность взаимных прав и обязанностей. В организациях начинается дезинтеграция, т. е. разрушение связей между составляющими и дисфункциональ- ность, при которой эти единицы перестают отве- чать на внешние запросы. Такого рода расхождения можно считать необходимыми ус- ловиями возникновения проблемной ситуации. Достаточным ус- ловием становится неосвоенность или отсутствие в культуре об- разцов (паттернов) взаимодействия и поведения в подобных обстоятельствах. Действительно, если люди не имеют знаний и навыков, необходимых для упорядочения своих отношений с окружением, любые их попытки исправить положение дел будут лишь ухудшать его. Неэффективность их активности будет вызывать ответные нега- тивные реакции окружения, необратимые изменения в отношениях с ним, непредсказуемость его воздействий, внутренние индивиду- альные или групповые напряжения. При наличии в культуре образцов преодоления подобных затруд- нений люди вполне могут заимствовать их и тем самым вне- раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия сти коррективы в свои отношения с окружением. Тем не менее целесообразно считать такие ситуации проблемными. Во-первых, переобучение индивидов и переструктурирование групп или ор- ганизаций требуют определенного времени, в течение которого обстоятельства для них продолжают оставаться неблагоприятны- ми. Во-вторых, люди, как правило, инерционно продолжают вос-
производить неэффективные стереотипы поведения даже при их негативных последствиях и не торопятся вносить в них изменения. Эти обстоятельства способствуют ухудшению как внутреннего со- стояния личности или социальной системы, так и качества их вне- шней среды. Однако возможны ситуации, при которых для преодоления возникших расхождений в культуре не существует ни теоретичес- ких, ни практических образцов. Такие ситуации можно считать проблемными в полном смысле слова, и их появление и воспроизве- дение становятся признаком нарастания непредсказуемых последствий. Их можно назвать социально значимыми. Социальная значимость проблемы. Она определяется в соот- ветствии со следующими поддающимися оценке параметрами: – степень воспроизводимости в культуре: от уникальных до пов- торяющихся из поколения в поколение. Примером первых могут служить природные и антропогенные катастрофы. Ко вторым относятся нарушения механизмов социализации, со- циальные напряженности и кризисы; – степень устойчивости: от проблем, решаемых в течение отдельных периодов индивидуальной жизни, до принципи- ально неразрешимых. Примером первых можно считать личные и групповые поиски социальной позиции или культурной идентич- ности в конкретном социокультурном контексте. Вторых — соци- альное неравенство, правонарушения, злоупотребления властью; – степень распространенности в обществе: от личностно специ- фичных до актуально или потенциально общезначимых. Так, плохая адаптированность в социокультурной среде может быть личностной проблемой нерадивого индивида. Но она может стать массовой при устаревании или разрушении институтов соци- ализации; – степень угрозы социальной безопасности: от нереализован- ности индивидуальных желаний до физического или социального выживания. В первом случае даже массовая неудовлетворенность запросов на модные товары и услуги не вызывает необходимости структурных изменений в обществе. Во втором - даже ло- кальные проявления голода, нарушения территориальности, соци-
альных притеснений и т. п. чреваты угрозой социальному порядку. Когда по большинству этих параметров проблема имеет вы- сокую оценку и осознается в массовом масштабе, ее гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии можно определить как социально значимую. Ее распространение ведет к непредсказуемым и нередко к необратимым последстви- ям в обществе, поскольку активизируется действие определенных социальных механизмов. Во-первых, наблюдается прямая зависи- мость между ее значимостью и уровнем социальной напряженности в обществе, затратами времени и уси- лий в пробленой зоне. Она может стать источником деструк- ций, дедифференциации, дезинтеграции социальных систем. Во- вторых, концентрация жизненно важных ресурсов для преодоления проблемы в одних областях социокультурного пространства ведет к их уменьшению и перераспреде- лению в других. А это означает возможность накопления в них нерешенных задач, т. е. дополнительных затруднений. Таким образом, в обществе формируется социально значимая проблемная ситуа- ция. Она характеризуется воспроизведением факторов, обуслов- ливающих порождение и распространение проблемы; массовым осознанием ее наличия; отсутствием в культуре общепринятых образцов ее решения. Такого рода ситуации заключают в себе высокую вероятность возрастания степени динамизма, изменчивости, неопределеннос- ти социокультурной жизни. Во-первых, за счет проб и ошибок, непредсказуемых последствий, вызываемых спонтанными попыт- ками людей преодолеть свои затруднения. Во-вторых, из-за ин- тенсификации процессов информационного обмена в обществе: большая откровенность на межличностном уровне; гласность — на общесоциальном. В-третьих, благодаря возрастанию степени изменчивости в сфере социальных связей: разрываются прежние групповые, межгрупповые, организационные отношения; распада- ются ранее существовавшие группы и организации, формируются многочисленные новые с подвижными и неопределенными функ- циями и отношениями, бóльшая часть которых оказывается недол- говечной. В-четвертых, по причине все бóльшего понимания людь- ми неадекватности привычных культурных оснований и оправда- ний стереотипных действий: они перестают быть эффективными, не ведут к желаемому результату, их воспроизведение утрачивает сначала личностный смысл, а затем и ценностную поддержку. Попытки преодоления такого рода проблемных ситуаций ведутся на всех уровнях социальной организации — индивидуальном, групповом, общесоциальном. Они сопровождаются целым рядом измене- ний в структурах социального взаимодействия, межличностной и межгрупповой коммуникации, социокультурных отношений. Они становятся разноориентированными; интерпретации проблемной ситуации — разнородными. Поскольку решение проблемы требу- ет времени и предполагает определенные затраты общественных ресурсов, времени, человеческих усилий, вокруг ее конкретных раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия определений формируются группы большей или меньшей степе- ни устойчивости, образующие динамичное социокультурное поле разнонаправленных социальных взаимодействий и коммуникаций. Эффективность таких «естественным» образом складывающихся объединений может быть оценена в соответствии со следующими показателями: готовность участников к совместному определению ситуации, решению проблемы и наличие необходимых для этого ресурсов; адекватное распределение функций в ходе совместных действий. Лидеры организации таких интеракций должны распознавать и использовать эти показатели. В противном случае любые попытки извне придать взаимодействию рациональную форму вызовут не- гативную реакцию со стороны его участников.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |