Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть П. Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации




Все сказанное выше позволяет перейти к обсуждению организации возможных форм и направленности

взаимодействия в проблемной ситуации по двум су-

щественным измерениям. Во-первых, с точки зрения реальной рас-

становки сил при определенном состоянии проблемной ситуации.

Это позволит определить степень соответствия действий каждой

из единиц определенным альтернативам решения проблемы. Во-

вторых, в аспекте необходимой расстановки сил. Это важ-

но для определения рациональной организации взаимодействия в

данный момент в соответствии с процессом решения проблемы в

целом. Сопоставление полученных результатов позволит оценить

имеющиеся расхождения и скорректировать либо

реальное поведение, либо нормативную схему.

В качестве категории, связывающей проблемную ситуацию и

происходящие в ней процессы, принимается «парадигма

взаимодействия». Она охватывает не только форму — стратегию

(генеральную тенденцию) и тактику (приемы) взаимодействия —

но и обусловливающие их ситуативные факторы.

Парадигмы взаимодействия могут быть представлены через

следующие измерения проблемной ситуации:

– нормативные ориентации участников по отношению друг к

другу, которые определяют их позиции в ситуации;

– общие намерения, относящиеся к цели взаимодействия, кото-

рые формируют критерии для оценки эффективности процесса;

– ожидания участников в отношении друг друга и результатов

взаимодействия; это измерение задает критерии для регулирова-

ния хода процесса;

– особенность организации информационного обмена между

участниками, которая обуловливает форму и содержа-

ние коммуникативных процессов в ситуации.

Эти измерения являются необходимыми для систематическо-

го описания процессов взаимодействия, поскольку определяют: их

границы — через нормативы; направленность — через намерения

и ожидания; содержание — через структуру коммуникации. Они

являются достаточными, поскольку полностью охватывают ключе-

вые характеристики системы взаимодействия.

В терминах этих измерений будут описаны три общие идеаль-

но-типические парадигмы, определяющие доминирующую ориен-

тацию социального взаимодействия в проблемной ситуации: на со-

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия

хранение межличностных отношений (консолидация); на индиви-

дуальное целедостижение без учета интересов других (конфликт);

на решение проблемы при сохранении системы (переговоры).

.

гла ва 2. Консол идац ия и сол идар ность

Глава 1. Консолидация и солидарность

Для преодоления проблемной ситуации люди могут объеди-

нить усилия, сплотиться. В этом случае основной парадигмой, на

которой выстраиваются их отношения и взаимодействия, стано-

вится консолидация. Люди прибегают к ней для того, чтобы «вы-

стоять» перед угрозой распада социальной системы или хаоса ок-

ружения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.