КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Микродинамики средствами социологии 2 страница
ций; переключения на новые внешние ориентиры; – компенсации расхождений между реальными и идеально пред- ставляемыми системами и результатами совместной активности. Наконец, важную область институционально не организован- ных феноменов составляют социокультурные последствия расхож- дений между внутренними концептами, символами и реальными действиями, между интенцией и результатом. Указание на несов- падения между ними можно обнаружить в обсуждении вопроса оз- начаемого и означающего. Эта область также становится источни- ком изменения стереотипных структур отношений между людьми. Так, ее наличие обусловливает понимание или непонимание людь- ми друг друга, ситуаций, в которых они оказываются, содержания и значимости внешних воздействий. В зависимости от положения дел они меняют либо стереотипные формы взаимодействия, либо их интерпретацию, либо представления. Это может стать побуж- дением для изменения структурных или функциональных состав- ляющих интеракции с целью преодоления или по крайней мере уменьшения степени подобных расхождений. В рамках социологии культуры пока социокультурные причи- ны и последствия различий и совпадений между тем, что думается, говорится и делается, не стали предметом специального изучения. Из сказанного следует, что социологические представления о социокуль- турной реальности не следует ограничивать только раз- деляемыми и институционализированными формами отношений и представлений. Следует также отдавать должное пограничным, слабо организованным и случайным феноменам, которые состав- ляют неотъемлемую часть человеческого опыта и неизбежно ока- зывают влияние на установившиеся социокультурные образования.
закл ючение Важно еще раз подчеркнуть: чтобы знать и понимать содержание социокультурной жизни, механизмы поддержания и изменения ее форм, следует разместить рассмотренные выше области взаимодействий и коммуникаций в социокультурном пространстве. Его структура определяется выде- ленными социальными и культурными адаптационными императи- вами, а содержание детерминирует различия в степени диффе- ренцированности и упорядоченности взаимодействий и коммуни- каций, которые осуществляются на микролокальном (обыденном и институциональном) уровне. Морфологические основания построения модели социокуль- турного пространства предполагают структурно-функциональное его определение и выявление тех задач, которые возникают в связи с удовлетворением фундаментальных человеческих потребностей и реализацией культурно обусловленных интенций. Структурная составляющая модели позволяет упорядочить его области в соот- ветствии с определенными теоретическими различениями: – между социальным и культурным аспектами их рассмотрения; – между социокультурными кодами, на основе которых они об- разуются. Морфологические (функциональные) единицы социального измерения этого пространства концептуально объединяют допу- щения об обусловленности взаимодействия людей их социальной природой, с одной стороны, и антропологической необходимостью адаптироваться в окружении, для чего совместная активность необходима — с другой. В социологии и антропологии этим условиям отвечают следующие единицы анализа. Прежде всего, это первичные группы, т. е. объединения людей для межлич- ностных взаимодействий и коммуникаций, организованных в со- ответствии с удовлетворением потребностей и реализацией интен- ций, которые неосуществимы в одиночку. Далее, выделяются со-
циальные институты, рассмотрение которых здесь ограничивается организационной формой социетального уровня. В этом смысле они представляют собой структуры норм и правил, упорядочива- ющих набор ситуаций социального взаимодействия, находящихся под их юрисдикцией и ориентированных на реализацию ключевых социально значимых функций. Наконец, это социальная сеть как аналитическая единица, выделяющая первичные группы, связан- ные непосредственными контактами, как на обыденном, так и на институциональном уровне. Ее использование позволяет выявить механизмы связей между нормативными предписаниями и реаль- ными проявлениями совместной активности людей. Иными слова- ми, с помощью этих аналитических единиц структурируются ин- ституционализированный и обыденный уровни социокультурного пространства, а также устанавливаются связи между ними. закл ючение Однако для изучения происходящих здесь процессов выделе- ние только форм организации совместного существования людей оказывается недостаточным. Способы и результаты удовлетворе- ния потребностей и реализации интенций обусловлены и их куль- турным содержанием. Кроме того, исходное допущение, что соци- альное взаимодействие сопровождается коммуникацией, также означает необходимость включить в исследовательскую модель аналитические единицы, отражающие содержательную сторону коммуникативных процессов. Они выделяются на уровне куль- туры, понимаемой как искусственный мир людей, содержание — функциональное и символическое — их отношений, и конструиру- ются на основании их обусловленности необходимостью коммуни- кации в ходе социальных взаимодействий. С этой точки зрения морфологическая модель культуры стро- ится на тех же фундаментальных основаниях, что и концепция со- циальной реальности, но с акцентом на значениях и смыслах со- циальных процессов, на коммуникативных сетях, на области опе- рирования символами. В соответствии с выделением в предметной области социальной реальности социетально-институционального и обыденного уровней культура также рассматривается с этой точ- ки зрения. Во-первых, речь идет о специализированных ее облас- тях. Они отличаются тем, что необходимые здесь знания и навыки
осваиваются путем специального обучения; осуществляемые в их рамках взаимодействия структурируются в рамках институциона- лизированной системы общественного разделения труда; вследс- твие этого их результаты имеют общесоциальную значимость. Во-вторых, выделяется обыденный уровень культуры, характери- зующийся тем, что трансляция, освоение и использование приоб- ретенного здесь опыта происходят по большей части нерефлексив- но, в контексте непосредственных межличностных отношений и контактов. Их процессы и результаты имеют значимость в рамках социальных сетей. При таком понимании культурной реальности центральной ка- тегорией становятся (социо)культурные коды, т. е. специфичные наборы механизмов, трансформирующих множества разнород- ных связей с окружением, проявлений активности, представлений в организованные интерсубъективные порядки социальных взаи- модействий, коммуникаций, их результатов. Люди осваивают их в процессах инкультурации, чтобы участвовать в коммуникативных процессах на специализированном и обыденном уровнях культу- ры. Качество такого участия можно оценить с помощью категорий социальной и культурной компетентности, характеризующих меру освоенности и эффективности использования знаний и навыков, соответствующих дифференциальным областям социокультурно- го пространства. закл ючение Морфологическая позиция, таким образом, определяет форму организации и содержание социальных функций, культурных зна- ков и символов, их значений, которые люди актуализируют в про- цессах взаимодействия и коммуникации. Но для изу- чения социокультурной микродинамики и связанных с ним выде- ленных тем важно сделать доступным анализу и наблюдению место порождения и пути распространения устойчивых и изменчивых образований в более широком социокультурном контексте. Соответственно морфологический аспект изучения выделенной предметной облас- ти дополняется топологическим. С теоретической точки зрения концепция социокультурного
пространства строится на пересечении оснований, структурирую- щих модели социальной и культурной реальности, и в соответствии со следующими измерениями: – социетально-институциональное, которое в социальном аспек- те описывается через социальную структуру, а в культурном — распределенностью в ее рамках специализированных социокуль- турных кодов; – групповое, сетевое, представленное с социальной точки зрения через социальную стратификацию, а с культурной — через связь между обы- денными и институциональными составляющими образа жизни людей; – территориальное, которое в социальном плане указывает на ти- пологию поселений в соответствии со степенью урбанизованнос- ти, а в культурном — на распределение социокультурного потенци- ала по типам поселений. В рамках этой своего рода системы координат размещаются диффе- ренциальные сочетания концентрированных и диффузных, более сложных и простых, более сильных и слабых областей социокуль- турных взаимодействий и коммуникаций в пределах изучаемого общества. В рамках так понимаемой социокультурной топологии можно проследить механизмы всех тех видов изменений, о кото- рых говорилось выше, их структурных и содержательных состав- ляющих, которые прямо обусловливают микродинамику происхо- дящих в этих пределах процессов. В заключение важно выделить границы применимости этого направления социологии культуры. Прежде всего, на теоретичес- ком уровне выделяются социальные и культурные императивы, связанные с процессами эффективной адаптации людей в имею- щихся условиях, степень соответствия компонент существующе- го социокультурного пространства выявленным необходимостям. Для анализа других, не связанных с адаптацией типов связей лю- дей с окружением, вероятно, следует использовать иные концеп- туальные средства. Далее, предлагаемая модель соответствует изучению функционирования институциональных составляющих этого пространства и реализации образа жизни людей в контексте закл ючение социокультурной микродинамики. Макросоциальные процессы в данном случае не рассматриваются. Наконец, предметная область изучения ограничивается только пересечением представлений о социальном и культурном, существующих сегодня в социальных науках. В рамках как социологии культуры, так и культурной ант- ропологии есть другие области изучения, на которые эта теорети- ческая модель не распространяется. глоссар ий Глоссарий Авторитарная модель социализации — модель трансляции со- циокультурного опыта, подразумевающая «субъект-объектные» отношения между агентом и субъектом социализации. В процессе социаллизации все права принадлежат агенту, а обязанности воз- ложены на субъекта. Модель отличается доктринерством и форма- лизмом. Агент социализации — функциональная роль или институцио- нальная структура, формально или неформально признанные как несущие ответственность за трансляцию социокультурного опыта субъекту социализации и контроль над качеством его освоения. Агрессивная реакция на проблемную ситуацию — попытки ин- дивида силовым способом уничтожить реальный или воображае- мый источник проблемы. Адаптация социокультурная — процесс приспособления ин- дивида к изменчивому социокультурному окружению и трансфор- мация его в освоенную жизненную среду, доступную для контроля и целенап- равленных изменений. Адаптированность социокультурная — умение свободно ори- ентироваться в окружении и строить отношения с его элементами, помогающие формировать и поддерживать благоприятную жиз- ненную среду и благополучный образ жизни. Акт поведения — элемент заученной, стереотипно организо- ванной активности, входящий в целостную систему нерефлексив- ной реакции на типичную социокультурную ситуацию. Активность — внутренняя и внешняя подвижность организма, обусловливающая его обменные отношения с окружением. Антропогенное изменение — изменение, вызванное в окруже- нии совместной активностью людей. Антропологические универсалии — свойства, которые рас- сматриваются как присущие человеческому виду в целом. Антропология культурная (социальная) — область социальных наук, основанная на выделении антропологических универсалий и редукции к ним результатов сравнительного изучения различных культур, субкультур и других социокультурных единиц. Ее гене- ральной целью является объяснение сходств и различий в формах и результатах человеческой активности, устойчивых и изменчивых характеристик социокультурной жизни. Артефакт — любой искусственный, или культурный объект из следующих классов: вещь, идея или образ, технология, регулятив- ное (нормы, правила) образование, их оценка и ее критерии. глоссар ий Аскриптивность (приписанность) — характеристика социаль- ной позиции, достающейся занимающему ее лицу по наследству. Ассоциации добровольные — группы, членство в которых ос- новывается на желании людей поддерживать контакты вне систе- мы общественного разделения труда (профессиональные, досуго- вые, идеологические, религиозные). Аудитория — совокупность членов общества, пользующихся средствами массовой коммуникации и учреждениями культуры. Она внутренне дифференцирована по социально-демографичес- ким, социально-стратификационным признакам, по степени куль- турной компетентности. Аудитория массовая — здесь, обозначение усредненных пред- ставлений о реципиентах, которым адресуется информация, не дифференцированная в соответствии со специфично групповыми интересами; в оценочном смысле идентифицирует большинство членов общества с невысоким уровнем культурной компетентности. Библиотека — учреждение культуры, где собираются и хра- нятся фонды печатной продукции, организованные специальным образом; предназначена для распространения в обществе такой продукции в форме временного пользования ею. Вариация — тип изменчивости, характеризующийся разнооб- разием проявлений культурного феномена при полном сохране- нии его исходных структурных, устойчивых формообразующих характеристик. Взаимодействие социальное — организованная, имеющая кул- турный смысл совместная активность людей, описываемая через направленность на определенную цель, связанную с реализацией внешних или внутренних побуждений, с использованием имею- щихся средств. Власть — атрибут участника социального взаимодействия или элемента социальной (институциональной) структуры, характери- зующий их возможность оказывать влияние на других, побуждать их к определенным действиям, в том числе путем принуждения. Внешние стимулы к действию — факторы, относящиеся к вне- шнему для индивида окружению, обусловливающие необходи- мость его ответной активности. Внутренние побуждения к действию — состояние организма, индивида, вызывающие необходимость вступить во взаимодейс- твие с окружением; к ним следует отнести потребность, желание, интерес, запрос, намерение. Врожденные свойства — генетически наследуемые характе- ристики организма, человека. Гипотеза — положение, выдвигаемое в качестве предваритель- ного, условного решения поставленной проблемы. В исследовании глоссар ий выполняет ориентирующие и корректирующие функции в отно- шении сбора, анализа и обобщения материала. Гипотетико-дедуктивный метод — метод научного познания, основанный на выведении (дедукции) заключений из гипотез, ко- торые ни подтверждены, но и не опровергнуты; эмпирическая про- верка следствий выдвинутых предположений указывает на их ис- тинность или ложность. Группа социальная — совокупность лиц, взаимодействующих друг с другом, независимо от количественного состава, длительнос- ти существования, структурной сложности, интенсивности кон- тактов и т. п. Гуманитарное знание — уровень познания культурных фено- менов, связанный с их описанием и группировкой по разным при- знакам; в отличие от научного познания здесь не преследуется цель эмпирической проверки сделанных умозаключений, а также объ- яснения изучаемых явлений. Дедифференциация — в рамках социальной системы процесс размывания границ между ее функциональными единицами; пере- ход системы в менее упорядоченное, более синкретичное состояние. Дезинтеграция — в рамках социальной системы процесс раз- рушения функциональных связей между ее элементами. Депрессия социальная — состояние общества, характеризую- щееся массовой распространенностью безнадежности и угнетен- ности, снижением уровня побуждений, пассивностью. Детство — в социально-научном смысле, период жизненного цикла человека, в котором осуществляется первичная социализа- ция (инкультурация). Обычно понимается как период зависимости от старших и подготовки к самостоятельной взрослой жизни. Деятельность — целенаправленная, структурированная, раци- онально организованная активность. Диалог — способ коммуникации, характеризующейся двусто- ронним обменом информацией и взаимопониманием между учас- тниками. Диахронный анализ — сравнительный исследовательский метод, связанный с изучением объекта в исторической реторспективе по отобранным характеристикам. Динамический анализ — познавательная процедура, направ- ленная на изучение процессов порождения, становления, измене- ния, деконструкции социальных и культурных единиц. Дистанция социокультурная — мера распределенности инди- видов и групп в социокультурном пространстве, характеризующая частоту, интенсивность их взаимодействий и коммуникаций, их взаимозависимость. Дифференциация социальная — в структурном смысле озна- чает внутреннюю расчлененность социальной системы — инсти- глоссар ий туциональную, стратификационную, групповую (сетевую); в ка- честве процесса трактуется как тип изменения, характеризуемый формированием новых специфичных единиц для выполнения оп- ределенных функций. Диффузия социокультурная — распространение инновации из места ее порождения в другие области социокультурного про- странства в основном через добровольное заимствование. Доказательство — обоснование истинности некоторого ут- верждения с помощью других утверждений, которые считаются истинными или уже доказанными. «Естественная» (полевая) модель социализации — в этом слу- чае субъект социализации предоставлен самому себе в выборе агента или источника социокультурной информации, либо любое лицо или группа могут претендовать на выполнение по отношению к нему социализирующей функции. Жизненная ситуация — совокупность условий и процессов существования индивида, характеризующая определенную форму организации, установившееся или проблемное состояние его образа жизни. Жизненный цикл — последовательная смена физических и социокультурных состояний индивида в период от рождения до смерти. Жизненеобеспечение — совокупность процессов социального взаимодействия и коммуникации, направленных на удовлетворе- ние базовых потребностей человека. Закон (в области права) — формальная конвенционально ус- тановленная в обществе система норм и правил, утверждающая опреде- ленные типы поведения различных категорий граждан в типичных проблемных ситуациях; система базируется на угрозе силового принуждения. Закономерность социально-научная — теоретическая абс- тракция, имеющая эмпирическое подтверждение, обозначающая устойчивую совокупность связей в социальном взаимодействии и коммуникации, повторяющуюся последовательность событий, упорядоченный набор артефактов. В исследовании либо является объектом построения, либо используется для интерпритации дан- ных в качестве рамок соотнесения. Защитные механизмы — специальная регулятивная система стабилизации отношений личности с окружением, направленная на подавление рефлексивного осмысления негативных, травмиру- ющих переживаний. Знак — закрепленное в объективированной форме (предмет- ной, жестовой, интонационной, проксемической) сходство между феноменами одного класса, идентифицированное по определен- ным признакам. Знак выполняет функцию указания на наличие глосар ий в ситуации представителей этого класса. Знак не имеет прямого сходства с обозначаемым; он конвенционален. Знание — результаты освоения окружения, получившие ра- циональное обоснование в процессах обыденного или професси- онального взаимодействия и коммуникации. Знание фиксируется в естественном или искусственных языках. Различаются обыден- ное знание, опирающееся на непосредственный жизненный опыт, и научное знание, основанное на достоверности представлений о закономерностях в области связей человека с окружением. Значение — содержательная связь, устанавливаемая между од- ними и теми же знаком и обозначаемым в стереотипных, повторя- ющихся ситуациях социального взаимодействия и коммуникации, выражающая место и функции обозначаемого в таких ситуациях. Зрелость — наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся полнотой проявления системой ее свойств и возможностей. Игра — культурная форма взаимодействия и поведения, вы- деленная из обыденной жизни и профессиональной деятельности, характеризующаяся особыми правилами остранения реальности, выполняющая функцию рекреации, в форме которой могут реали- зоваться обучение и стремление к новизне. Идеализированный объект — познавательная конструкция, являющаяся результатом обобщения и абстрагирования опреде- ленных характеристик реальных объектов, доведения их до пре- дельной полноты. Идеальные объекты в физической реальности не существуют, но в символической реальности выполняют важную нормативную функцию рамок соотнесения. Идеальный тип — модель типичного (устойчивого, повторяю- щегося, широко распространенного) социокультурного явления построенная на обобщении его социально значимых проявлений в наиболее полной их представленности. На уровне социального вза- имодействия не существует, но широко используется в коммуника- тивных процессах в нормативной, фреймовой функции. Идентификация — отождествление, устойчивая и в большей или меньшей степени отрефлексированная совокупность внешних проявлений, доступных для наблюдения, по которой люди распоз- нают друг друга или выделяют себя из окружения в качестве само- тождественных единиц. Изменение структурное — тип изменчивости, характеризую- щийся трансформацией связей внутри системы, вызываемой акти- визацией в рамках процессов дифференциации и/или интеграции. Изменчивые компоненты образа жизни — характеристики ус- ловий и процессов существования, распределения времени и сил индивида, не являющиеся рутинизированными, воспроизводя- щимся, четко структурированными. глоссар ий Измерение — 1) содержательная характеристика аспекта рас- смотрения объекта, «позиция наблюдения», значимые в отноше- нии изучаемого объекта для определения закономерностей его существования как целого и позволяющие квантифицировать его состояния. Измерения определяют структуру концептуального пространства исследования; 2) эмпирическая познавательная про- цедура сравнения объекта с эталоном, принятым в качестве меры для его определенных характеристик. В результате измерения по- лучается число, указывающее на степень представленности в объ- екте таких характеристик. Инкультурация — процесс, в ходе которого люди осваивают представления, способы взаимодействия и коммуникации, арте- факты, характерны для культуры (субкультуры), к которой они принадлежат. Инновация — в социокультурном пространстве, появление и распространение объекта или черты, ранее не имевшихся в ее рам- ках; может быть результатом изобретения внутри общества или межкультурного заимствования. Институт социетальный — организационная единица, предпи- сывающая нормативы социального взаимодействия и коммуника- ции, регулирующие выполнение определенного комплекса соци- ально необходимых функций, фокусирующиеся на какой-либо из ключевых культурных тем (экономической, политической, образо- вательной, познавательной и т. п.) на общесоциальном уровне. Интеграция — в социокультурной системе организация взаи- модействия ее функциональных элементов в устойчивые комбина- ции, значимые с точки зрения сохранения необходимых предпосы- лок ее существования. Интерсубъективность — характеристика представления, зна- чения знака, смысла символа, указывающая на разделяемость их многими людьми, в отличие от интрасубъективности, предполага- ющей уникальность индивидуальных переживаний. Информация социокультурная — совокупность сведений о чем-либо, содержащаяся в сообщении, передаваемом в процессе коммуникации; совокупность характеристик, представляющих ка- чественную определенность какого-либо объекта; упорядочиваю- щее, организующее начало, противоположное энтропии. Каналы массовой трансляции информации — общедоступные институциональные образования, предназначенные для широкой демонстрации социокультурных образцов, ценностей, норм, для ознакомления членов общества с текущими событиями, представ- ляющими социальную значимость или возбуждающими массовый интерес. Качество жизни — характеристика комфортабельности жиз- ненных условий, удовлетворенности потребностей и запросов, ин- глоссар ий тенсивности социальных контактов. Выполняет оценочную функ- цию по отношения к категории «образ жизни», указывая на куль- турную насыщенность его составляющих. Класс социальный — в теории социальной стратификации, таксономическая единица, выделяющая совокупности однород- ных социальных позиций, определяемых по таким признакам, как уровень дохода, место в системе общественного разделения труда, доступ к принятию социально значимых решений и информацион- ным каналам. Код социокультурный — институциализированные деятель- ностные и символические основания, специфичные для каждого из измерений социокультурного пространства: социальная организа- ция (хозяйственная, политическая, правовая области); социально значимое знание (религиозная, художественная, философская, на- учная области); трансляция социокультурного опыта (образование, просвещение, средства массовой информации); обыденной жизни людей; структируется следующим образом: информационные вхо- ды–выходы, программы и логика переработки информации, пространственные и временные способы ее организации. Коммуникативное побуждение (интенция) — потребности, за- просы, желания, интересы людей, являющиеся стимулом к обмену информацией с другими, помогающими их реализации; рассматри- вается как начальная точка определенного коммуникативного про- цесса. Коммуникатор — в теории массовых коммуникаций обобщен- ное обозначение источников информации. Их составляют три ос- новных категории лиц: инициаторы коммуникативных процессов, т. е. люди, заинтересованные в доведении определенной информа- ции до определенной, в том числе массовой аудитории; проводни- ки, т. е. люди, придающие информации форму, приемлемую для аудитории (в средствах массовой коммуникации — репортеры, обозреватели, комментаторы и т. п.); они могут и сами быть ини- циаторами обмена информацией; технические исполнители, т. е. люди, управляющие техническими средствами трансляции сооб- щений (режиссеры, операторы электронной аппаратуры, редакто- ры и т. п.). Коммуникация массовая — область социокультурного про-
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |