Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деепричастие




ЗАДАНИЕ 84. Образуйте деепричастия от следующих глаголов:

1) Прочитать —…, написать —…, забить — …, покрасить —…, спеть — …, заехать — …, посмотреть —…, сделать —...; сесть — …, увести —…, привести —…, найти —...; подпрыгивать — …, грохотать —…, руководить —..., проповедовать —..., бить —..., метить —..., метать —..., издавать —...; быть —…, подойти —…, найти — …, умереть —...; пахнуть — …, писать — …, ехать —…,

шить — …, лгать —…, испечь —....

2) Рассмеяться—…,собраться—…,возвратиться—…,коснуться -…,понадеяться — …, опереться — …, посмотреться-…, удариться —…,запереться —...; извиваться —…,возвращаться —…, прикасаться —…, ударяться —..., приготовляться —..., упираться —..., бултыхаться —…, озираться — …, признаваться —....

ЗАДАНИЕ 85*. Образуйте деепричастия, где это возможно.

Беречь, бить, брать, вянуть, гнуть, дать, ехать, жить, зябнуть, ковать, лить, мять, мокнуть, накинуть, пить, печь, плакать, прыгать, резать, рвать, свистеть, терпеть, тереть, чистить, шить.

ЗАДАНИЕ 86. Найдите необычные формы в следующих устойчивых сочетаниях. Определите часть речи, к которой они относятся. Замените их современными формами. Объясните смысл данных устойчивых сочетаний:

1) Не солоно хлебавши. 2) Потерявши голову, по волосам не плачут. 3) Снявши голову, по волосам не плачут. 4) Живучи просто, доживёшь лет до ста. 5) Пирог ядучи, помяни и сухую корочку. 6) Не хвались в поле едучи, хвались из поля идучи. 7) Не давши слова, крепись, а давши слово — держись.

ЗАДАНИЕ 90. Замените данные глаголы подходящими формами деепричастий. Поставьте знаки препинания в пословицах разных стран мира.

1) (Подумал) решайся (решился) не думай. 2) (Разгневался) можно прыгнуть в колодец, но даже семикратный гнев не поможет оттуда выбраться. 3) Не (знаешь) броду не суйся в воду. 4) (Убегают) от дыма попадают в огонь. 5) (Начинаешь) дело о конце помышляй. 6) (Послал) девять глупцов по делу проследи за ними, чтобы не стать десятым. 7) (Посеял) кактус не жди урожая винограда.

ЗАДАНИЕ 91. Назовите как можно больше пословиц и поговорок, содержащих деепричастия.

ЗАДАНИЕ 92. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Замените их на современные варианты.

1) Скрежещет смерть, час муки для. 2) Он воспринимал многое злее, чем оно есть, мня в других скрытое зло.

ЗАДАНИЕ 93. Замените архаические формы деепричастий, использовавшиеся в XIX — начале XX в., на современные варианты.

1) А.С.Пушкин:

• И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

• Подобру-поздорову, кум: поючи да пляшучи, женишков поджйдаючи.

 

2.Н.А. Некрасов: Пиша тебе об этом....

3.М.Ю. Лермонтов: Нашед корсаров; бежа из всех сил; звёзды, спавши с высоты; забывши, получивши, махнувши, поднявши; играючи; предавшися глухим волнам, они на помощь призывали.

4.Л.Н. Толстой: Бережа каждую минуту..., лия горькие слёзы...; мажа хлеб маслом..., могя это сделать..., громко поя песни..., чеша себе волосы....

5.В.В. Маяковский: Бия лошадь кнутом..., вяжа кофту..., жмя твою руку..., жря любую пищу....

Обобщающее задание

ЗАДАНИЕ 94. Найдите грамматические архаизмы. Предложите современный вариант.

1....кидается на постелю. А.С.Пушкин

2. Нет! Никогда я зависти не знал,

О, никогда! — ниже, когда Пуччини

Пленить умел слух диких парижан,

Ниже, когда услышал в первый раз

Я Ифигении начальны звуки. А. С. Пушкин

3) Усильным напряжённым постоянством
Я наконец в искусстве безграничном

Достигнул степени высокой. А. С. Пушкин

4) Второй Чаадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт. А. С. Пушкин

5) Красавицы недолго были

Предмет его привычных дум. А. С. Пушкин

6) Не тут-то было: как и прежде,
На встречу бедного певца
Прыгнула Оленька с крыльца,
Подобна ветреной надежде,
Резва, беспечна, весела,

Ну, точно так же, как была. А. С. Пушкин

7) Вкруг её стоит грозная стража,

На плечах топорики держат. А. С. Пушкин

8) Тебе, высокое светило

В эфирной тишине небес,

Тебе, сияющей так мило

Для наших набожных очес. А. С. Пушкин

9) С тех пор влекут меня мечты
Прочь от земли родной,
Корабль умчит меня от ней

В безвестную страну. М.Ю. Лермонтов

10) Нередко впадает в болезни человек,

Он ищет помощи, хотя спастись от муки. М.В. Ломоносов

11) В гимнах жертву воздаю:
Я похвальну песнь пою

Волосам от всех почтенным. М.В. Ломоносов

1. Перо выпадает из рук моих, и мягкая постеля манит меня в свои объятия (Н.М. Карамзин).

2. Хозяин, узнав причину нечаянного посещения моего, принёс мне стул из другой горницы и просил меня отведать картофелей, сваренных его женою (Н.М. Карамзин).

3. Прежде всего поведу вас к двум густым деревам, которые сплелись ветвями и на которых рукою Жан Жака вырезаны слова: «Любовь всё соединяет» (Н.М. Карамзин).

4. В такой-то срок, в таком-то годе

Мы встретимся, быть может, вновь. С.А. Есенин

 

СИНТАКСИЧЕСКАЯ НОРМА

Синтаксические нормы — это правила образования словосочетаний и построения предложений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.