Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фракции 2 страница




Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 г. [22] После дол­гих колебаний и промежуточных мер в 1999 г. на высшем политичес­ком уровне (на заседании Европейского совета) было принято реше­ние начать подготовку Хартии об основных правах с перспективой придания ей высшей юридической силы в правовой системе Союза посредством инкорпорации в учредительные договоры или будущую Конституцию Европейского Союза.

Текст Хартии разрабатывал специальный временный орган — Конвент, включавший представителей законодательной и исполни­тельной. власти государств-членов и Европейского Союза: депутаты национальных и Европейского парламентов, уполномоченные пред­ставители глав государств или правительств стран ЕС и главы Евро­пейской комиссии.

После одобрения руководителями государств-членов Хартия была принята и торжественно провозглашена в качестве совместного пра­вового акта трех институтов Союза: Европейского парламента, Совета и Комиссии. Это событие произошло 7 декабря 2000 г. в Ницце — почти одновременно с одобрением текста Ниццкого договора.

Хартия основных прав Европейского Союза от 7 декабря 2000 г. – последний по времени в минувшем тысячелетии, но весьма значимый «билль о правах». Он как бы подводит итог всему предшествовавшему развитию идей прав человека в конституционном и международном праве не только в Европе, но и во всем мире. Совет Европы и формируемое на его основе право, регламентирующее права человека, оказали огромное влияние на содержание и дух этого важного документа[23].

Находящаяся одновременно в сфере действия и конституционного и международного права, Хартия являет собой первый фундаментальный «наднациональный» акт в сфере гуманитарного права. Этот документ впервые ставит своей целью защиту личности не от государства (или не только от государства) и его органов, но от надгосударственной организации и ее органов.

Хартия Европейского Союза сочетает в себе преемственность и оригинальность. Так, с одной стороны она вобрала в себя основные достижения гуманитарного права, уже выработанного человечеством, с другой – подошла к этим достижениям творчески и по-своему.

Преемственность этому документу обеспечивает в частности принцип недопустимости ограничения прав и свобод, закрепленных в других источниках права. Он прямо зафиксирован в тексте Хартии. Как следует из ст. 53 документа, ни одно из ее положений в своем толковании, а значит в претворении в жизнь, не должно наносить ущерба основным правам и свободам, признанным другими юридическими источниками в рамках права Союза, международного или внутригосударственного права. Следовательно, Хартия может лишь улучшить, усовершенствовать существующее в Европе положение с правами человека, но ни в коем случае не ухудшить его.

Права и свободы в Хартии излагаются по совершенно новой схеме[24]. В отличие от традиционного для западной доктрины прав человека деления прав и свобод на первостепенные, к которым относились прежде всего гражданские и политические права и «второстепенные», к которым обычно причисляли группу социально-экономических прав, Преамбула и Хартия в целом рассматривают правовой статус человека и гражданина Европейского Союза в единстве и равенстве составляющих его прав и свобод, в чем одновременно проявляется также принцип единства и недискриминации прав и свобод в его «европейском варианте».

В Хартии основой классификации избраны не вид или сфера применения прав, а ценности, на которых они базируются, и которые они защищают. В этом проявляется принцип неделимости основных прав и свобод, который отражен в Преамбуле документа.

Хартия Европейского Союза сводит все личные, политические и социально-экономические права воедино, признает все их в качестве основных. Социальные права по своей природе хотя и сохраняют во многом программный характер, но они более не считаются второстепенными.

Хартия Европейского Союза об основных правах состоит из преамбулы, которая сама по себе не содержит юридических норм (указывает причины и цели принятия Хартии, ее источники, основополагающие ценности), и 54 статей, сгруппированных в 7 глав.

Главной идеей Преамбулы и всей Хартии является провозглашение в абзаце 2 того, что Европейский Союз «помещает человеческую личность в центр своей деятельности посредством введения гражданства Союза и создания пространства свободы, безопасности и правосудия»[25].

Преамбула как бы предваряет логику закрепления в тексте Хартии прав и свобод человека вокруг семи основополагающих принципов-ценностей, воплощающих в себе единый комплекс, составляющий правовой статус личности: принцип уважения человеческого достоинства, принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина, принцип равенства, принцип солидарности, принцип демократии и принцип правового государства. Особо подчеркивается, что эти принципы основаны на духовном, нравственном и историческом наследии народов Европы (абз. 2).

Такое объединение прав-ценностей, прав-принципов без разделения их на группы в соответствии с традиционными классификациями, в неразрывной связи с ответственностью и обязанностями (абз. 6), которые мы видим в Преамбуле, подчеркивает растущую универсальность и единство правового статуса человека и гражданина Европейского Союза и одновременно отражает принцип неделимости основных прав, свобод, ответственности и обязанностей, как они зафиксированы в Хартии.

Общую структуру правового статуса гражданина Европейского Союза усиливает принцип недопустимости ограничений прав и свобод, которым пронизаны Преамбула и текст Хартии Европейского Союза об основных правах.

Проявляя первостепенную заботу о людях, как индивидуумах Хартия, однако, не забывает о коллективах людей, политически организованных на местном, региональном, национальном и европейском уровнях. Поэтому развивая общие ценности, Союз уважает «в то же время разнообразие культур и традиций народов Европы, а также национальную индивидуальность государств-членов и организацию их публичной власти…»[26] (абз. 3 Преамбулы).

Приведенные выше положения Преамбулы подчеркивают, что защита прав и свобод человека при помощи права Европейского Союза не вытесняет и не подменяет соответствующие правовые механизмы государств-членов, а также механизма Европейской конвенции 1950 г.. По сути, защита прав человека на уровне Европейского Союза является еще одним правовым механизмом, который, одновременно, и унифицирует существующие национальные системы защиты прав и свобод, объединяет их с действующими международно-правовыми актами и при этом существует параллельно с ними, не исключая, а логически дополняя их.

Из буквы и духа Преамбулы и Хартии можно вывести принципиально новую тенденцию развития гуманитарного права в третьем тысячелетии. Она состоит в поиске правовых средств ограничения негативных последствий интеграции, интернационализации и глобализации. Началом этого процесса может стать предпринятая Хартией попытка нового, более гармоничного сочетания прав и свобод с обязанностями и ответственностью друг перед другом, «человеческим обществом и будущими поколениями»[27]. Тем более, что эта ответственность касается такого нестандартного единого комплекса субъектов, который в настоящем времени охватывает личность, государства, нации, интеграционные объединения и человечество в целом, а в будущем – обращено к еще не существующим будущим поколениям. Эта неразрывная связь современного права с будущим и признание ответственности перед ним имеет, на наш взгляд, особое значение.

Красной нитью через Преамбулу проходит новое осмысление принципа ненасилия, проявляющегося в стремлении к эволюционному созиданию без разрушения, огульного отрицания и насилия, то есть выбор объединяющейся Европой взвешенного, цивилизационного, а не революционного движения из уважаемого прошлого через толерантное настоящее к достойному будущему.

Хартия основных прав Европейского Союза отразила также тенденцию все большего сближения и взаимопроникновения гуманитарных положений конституционного права и международного права. В этом также отразилась «общемировая тенденция унификации гуманитарного права»[28], а также все большего выдвижения его на ведущее место.

С планируемым расширением Европейского Союза дальнейшее развитие получит тенденция территориального расширения «европейского гуманитарного права», а также расширение его влияния как примера или как «мирового гуманитарного стандарта».

С прекращением идеологической конфронтации между «социализмом» и «капитализмом» идеи прав человека превращаются в мировую идеологию, которая, тем не менее, может использоваться как коварное орудие в целях достижения теми или иными кругами своего господства. В этом плане следует особое внимание обратить на формирование «наднационального», в том числе европейского, гуманитарного права.

Именно в ходе развития в «европейском праве» его гуманитарной сферы, происходит своеобразное отлаживание и методов «европейского права». Поскольку право Европейского Союза находится где-то между международным и конституционным правом, в нем должны присутствовать собственные своеобразные методы регулирования. Если в международном праве более всего приемлем метод координации, согласования, то в конституционном праве с закономерностью преобладает императивный метод, метод подчинения. Обоснованным становится и то, что в праве Европейского Союза участники этого объединения сначала договариваются и координируют свои позиции, а затем в своей деятельности подчиняются достигнутым договоренностям, то есть все более формируется и отлаживается метод «скоординированной субординации». Этот метод, как представляется, с неизбежностью будет все больше использоваться человечеством в будущем.

В Преамбуле отчетливо зафиксирован расширительный характер закрепления в Хартии прав и свобод человека. Прежде всего, она требует безусловного соблюдения прав и свобод, зафиксированных уже действующим законодательством. Кроме этого, Преамбула предусматривает по возможности постоянное дополнение этого списка правами, возникающими в результате социального прогресса, научного и технологического развития, стремясь при этом закрепить не минимальный уровень, как это обычно принято в международно-правовой практике, а возможно достижимый максимум их числа и уровня осуществления. В абз. 4 Преамбулы ставится цель «усилить защиту основных прав, обеспечив посредством Хартии более ясное их выражение».

В Хартии отразилась интересная и чрезвычайно гуманная идея, стимулирующая дальнейшее совершенствование правового статуса граждан. Она состоит в «стремлении признавать практически равным законодательно закрепленному достигаемый на практике все более превышающий, по сравнению с формально закрепленным, реально достигнутый уровень осуществления прав и свобод человека»[29].

Хартия Европейского Союза об основных правах укрепила и расширила возможности судебной защиты прав и свобод граждан и других лиц, находящихся на территории ЕС. Это важная тенденция, особенно усилившаяся со второй половины XX века.

В завершающей ее части Преамбула (абз. 6) подчеркивает, что «пользование данными правами порождает ответственность и создает обязанности как перед другими лицами, так и по отношению к человеческому обществу и будущим поколениям»[30]. Это положение Преамбулы не вполне традиционно для такого рода документов, поскольку обычно Преамбулы рассматриваются лишь как вводные общие положения, не предусматривающие конкретных прав и не порождающие обязанностей.

В Хартии ставится задача полной имплементации прав и свобод, которые вытекают «из Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, социальных хартий, принятых Сообществом и Советом Европы, а также из судебной практики Суда Европейских сообществ и Европейского суда по правам человека»[31] (абз. 5) преамбулы.

В то же время абсолютное большинство прав, содержащихся в Хартии, — это права человека, признанные за каждым лицом, нахо­дящимся на территории Европейского Союза (следовательно, и за гражданами России)[32].

В Хартию включены также некоторые новые права, впервые при­знанные здесь в качестве основных, в частности, право на целостность личности (ст. 2) и право на хорошее управление (ст. 41).

В первых двух главах Хартии распределяют­ся закрепленные в них основные права и свободы.

Глава I «Достоинство» (ст. 1—5) кроме, собственно, права на чело­веческое достоинство (ст. 1) закрепляет права и гарантии, обеспечи­вающие достойное существование человеческой личности в обществе: право на жизнь, запрет пыток, рабства и др.

Глава II «Свободы» (ст. 6—19) включает преимущественно «нега­тивные» права, т.е. права на невмешательство в частную жизнь со сто­роны других лиц, главным образом со стороны публичной власти.

Эти права выступают как юридическая мера свободы личности: право на свободу и личную неприкосновенность, на уважение част­ной и семейной жизни, на защиту данных личного характера, на вступление в брак и создание семьи, свободу мысли, совести и ве­роисповедания, свободу искусства и науки, свободу предпринима­тельства и др.

Из приведенных примеров видно, что права, содержащиеся во второй главе Хартии, по своему предмету относятся как к личным и политическим, так и к социальным, экономическим и культурным.

Глава III «Равенство» (ст. 20—26) содержит нормы, направленные на обеспечение третьей ценности, указанной в преамбуле Хартии. На­ряду с принципом равенства в разных его проявлениях здесь закреп­лены права лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите: детей, пожилых, инвалидов.

Целью Хартии, таким образом, служит достижение не только фор­мально-юридического равноправия, но и, по возможности, фактичес­кого равенства всех членов общества.

Глава IV «Солидарность» (ст. 27—38) направлена на достижение социальной справедливости в обществе, смягчение противоречий между разными классами и слоями населения, прежде всего, между наемными работниками и работодателями: право работников пред­приятия на информацию и консультации, право на коллективные переговоры и коллективные действия, в том числе право на забастов­ку, право на бесплатную помощь в трудоустройстве и др.

Здесь же закрепляются права на социальное обеспечение, охрану здоровья и другие социальные права и гарантии.

Глава V «Гражданство» (ст. 39—46) включает права, пользование которыми, как правило, связано с наличием у лица гражданства Ев­ропейского Союза. В основном это политические права, которые воспроизведены из части второй Договора о ЕС «Гражданство Союза».

Глава VI «Правосудие» (ст. 47—71) закрепляет не столько права, сколько гарантии прав личности, преимущественно в рамках уголов­ного процесса: эффективная судебная защита нарушенных прав, пре­зумпция невиновности, недопустимость обратной силы закона, уста­навливающего или усиливающего ответственность, наказание, соразмерное тяжести преступления, и др.

Глава VII «Общие положения» (ст. 51—54) — заключительная глава Хартии, определяющая сферу применения этого документа в целом, в том числе критерии допустимости ограничений прав и сво­бод, запрет злоупотребления правами.

Здесь же решен вопрос о соотношении Хартии с другими источ­никами основных прав, действующими на международном, нацио­нальном и наднациональном уровне. Союзный «билль о правах» не отменяет и не ограничивает действие конституционных и междуна­родно-правовых гарантий основных прав и свобод. Они сохраняют в полном объеме силу «в рамках своей соответствующей области при­менения» (ст. 53).

Не утрачивает своей силы в качестве источника права Европейско­го Союза и Конвенция 1950 г. о защите прав человека и основных свобод. Более того, если Хартия и Конвенция закрепляют одинаковое по содержанию право (например, свободу объединения), то оба ис­точника должны применяться также одинаковым образом, в соответ­ствии с толкованием Европейского суда по правам человека. С другой стороны, право Европейского Союза, включая Хартию, может предо­ставлять более широкую защиту основных прав, даже вразрез с Кон­венцией (ст. 52).

Конституция Европейского Союза 2004 г.

В 1990 г. Европейский парламент впервые выступил с инициативой принятия Конституции Союза. Через четыре года он разработал и одобрил проект Конституции Европейского союза, выдержанный в классическом государственно-правовом стиле. Проект способствовал росту популярности конституционной идеи среди политической элиты и населения европейских стран.

В принятой на встрече в верхах в конце 2001 г. Лаакенской декларации (“Будущее Европейского союза”) были изложены основные идеи будущих реформ и Конституции и на весьма демократических началах образован “Европейский конвент”, призванный их детализировать.

Уже в октябре 2002 г. Президиум Конвента подготовил предварительный проект Конституционного договора Европейского союза, который определил направления работы над Конституцией, обозначил ее принципиальную структуру и предметы ведения конкретных разделов и статей.

В июле 2003 г. Конвент одобрил проект “Конституции для Европы”, который представляет собой конституционный документ принципиально нового качества – «первую в истории планеты наднациональную Конституцию»[33]. Для ее адекватной оценки потребуются внимательное изучение каждого ее слова, переосмысление многих сложившихся конституционных аксиом, постулатов и предрассудков, а также анализ того, как она будет претворяться в жизнь.

Для принятия проекта Конституции потребуется согласие каждого из 25 государств-членов. Во многих странах проект будет также выноситься на всенародное голосование.

Тем не менее, хотя Конституция еще и не принята, уже имеющиеся в Союзе подвижки позволяют нам хотя бы в самых общих чертах рассмотреть вопрос о становлении основ Европейского конституционализма.

Прежде всего обращает на себя внимание многозначность официального названия будущей Конституции Союза – “Договор, учреждающий Конституцию для Европы”. В слове “договор” отражена комплексная как международно-правовая, так и государственно-правовая природа Европейского союза, т.е. это основанное на договоре объединение государств-членов, союз народов этих государств и одновременно – договор между гражданами всего Союза и его политическим руководством. Это несколько похоже на договорную федеративную Конституцию.

По своему объему (333 страницы) Конституция для Европы вполне сопоставима с самыми объемными в мире конституциями: Индийской 1950 г. и Бразильской 1988 г. Вместе с приложениями окончательный текст Конституции может составить около 5000 страниц. Это объясняется тем, что, с одной стороны, она заменяет большое количество сложных по своему характеру учредительных документов Европейского союза[34]. С другой – строительство такой уникальной наднациональной общности, как Европейский союз, состоящий из сохранивших в целом свой суверенитет государств, а также народов и граждан, требует достаточно четкого и детального описания их прав, обязанностей, гарантий, процедур, условий и т.д[35].

Структурно Конституция состоит из Преамбулы, четырех обширных частей и большого количества весьма объемных приложений в виде протоколов, рассматриваемых в качестве ее неотъемлемых составных частей.

Преамбула провозглашает приверженность Союза ценностям демократии, гуманизма, равенства, свободы, разума и уважения к закону. Объединенная европейская цивилизация будет идти по пути прогресса, социального благоденствия и процветания, к культуре, образованию, поддерживая мир, справедливость и солидарность на нашей планете. Особенно интересна высказанная в Преамбуле идея ответственности живущих сегодня перед будущими поколениями и Землей.

Главной идеей Преамбулы и всей Конституции является провозглашение в абз. 2 “центральной роли человеческой личности и его или ее неприкосновенных и неотъемлемых прав и уважения к праву”[36].

Часть II Конституции инкорпорировала Хартию Союза об основных правах 2000 г.7 без внесения в нее каких-либо изменений, чем продемонстрировала особое значение прав человека для этой Конституции.

Раздел I Конституции также содержит положения общего применения, включая принцип делегирования, запрет дискриминации всех форм и видов, защиту окружающей среды, прав потребителей, необходимость обеспечения социального и территориального сплочения Союза.

Краткий по объему раздел II призван обеспечить посредством принятия европейских законов запрет дискриминации по национальному и другим признакам, облегчить свободу передвижения и проживания граждан Союза, а также представлять необходимые для этого документы. Предусматривается принятие государствами-членами необходимых мер по дипломатической и консульской защите граждан Союза, в том числе и в государствах, не являющихся членами Союза.

Глава III Раздела III называется “Политика в других специфических сферах”. В ней рассматриваются вопросы занятости, осуществления социальных прав граждан Союза в трудовой сфере и создания благоприятных условий труда (секция 1-2). Секция 6 ставит своей целью охрану прав потребителей.

Глава IV Раздела III Конституции “Пространство свободы, безопасности и справедливости” регулирует комплекс мер по проверкам на границах, предоставлению убежища и иммиграции, а также вопросы правового сотрудничества в вопросах гражданского и уголовного права

В этот проект Конституции для Европы могут войти еще какие-либо поправки, необходимые для достижения консенсуса, ее принятие может растянуться во времени, но уже сам факт его появления требует переосмысления ряда фундаментальных основ теории международного, конституционного и, особенно, права Европейского союза.

 

3. Шенге́нское соглаше́ние — соглашение об отмене паспортного и таможенного контроля на границах ряда государств Европейского союза, изначально подписанное 14 июня 1985 года пятью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией и Германией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 года и прекратило существование 1 мая 1999 года, будучи замещено Шенгенским законодательством ЕС.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.