Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Языковые особенности научного стиля речи




· Лексика

Речевую базу научного стиля, как и каждой функциональной разновидности литературного языка, составляет общеупотребительная (нейтральная в стилистическом отношении) лексика: видеть, думать, называть, время, сила, здесь, точный, богатый, тот, такой и пр.

Отвлеченный, обобщенный характер научного текста проявляется на лексическом уровне в предпочтении книжной лексике. Книжная лексика –это слова, характерные для письменной речи и закреплённые, главным образом, за научным, официально-деловым и публицистическим стилями речи.

К книжной лексике в научном стиле речи относят:

- слова с абстрактным значением (абстрактные существительные): явление, отношение, зависимость, деятельность и пр.;

- общенаучную лексику (общие понятия, одинаково актуальные для всех или для значительного ряда наук), например: система, функция, значение, элемент, процесс, множество, часть, величина, условие, свой­ство, качество. Они составляют общий понятийный фонд науки в целом;

- термины. Термин (лат. terminus – "граница, предел") – это слово или словосочетание, являющееся на­званием понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства, например лингвистические термины: фонема, морфема, флексия, лексема, предикат и пр.

Слова бытового характера также приобретают в научном тексте обобщенное, часто терминологическое значение. Таковы технические термины муфта, стакан, трубка и многие другие.

Специфическим свойством языка науки является то, что научная информация может быть представлена не только в форме текста. Она бывает и графической – это так называемые искусственные (вспомогательные) языки: 1) графики, чертежи, рисунки; 2) математические, физические символы; 3) названия химических элементов, математических знаков и пр., например: ¥ – бесконечность, – интеграл, S – сумма, Ö – корень и т.д.;

- иноязычные элементы в составе книжных слов: макро-, микро-, метр, интер-, граф и т.д., например: макромир, интерференция, полиграф. В последнее время возросла роль международной терминологии, например: менеджмент, паблик рилейшнз, пресс-релиз и пр.

· Морфология

Отвлеченность научного стиля речи проявляется и на морфологическом уровне – в выборе форм частей речи.

1. Основную смысловую нагрузку в тексте несут существительные,что обусловлено номинативным (именным) характером научного изложения.Тенденция к обобщённости изложения приводит к тому, что существительные, обозначающие единичные считаемые предметы (названия растений, животных и т.п.) почти всегда употребляются в единственном числе: Берёза относится к породам светлолюбивым. В то же время для научного стиля характерно употребление вещественных и абстрактных существительных во множественном числе (чего практически нет в общелитературном употреблении): глины, стали, смолы, масла, чаи; мощности, емкости, математические преобразования, культу­ры; глубины.

2. Глаголы выступают по преимуществу структурным элементом, соединяющим понятия, обозначающим действия, состояния. В научных текстах чаще используется несовершенный ви­д, поскольку его формы имеют более абстрактное значение, чем формы совершенного вида. Глаголы несовершенного ви­да, как правило, употребляются в форме на­стоящего времени, что придаёт научной речи вневремен­ное обобщенное значение, например: в данной отрасли используется это соединение. Личные формы глагола ограничены 3-м лицом: Построенный параллелепипед называют параллелепипедом координат данной точки А.

3. Очень активны в научных текстах краткие страда­тельные причастия, например: Теорема доказана; Уравнение составлено верно, и краткие прилагательные, например: Многообразны и неоднозначны функции этих элементов.

· Синтаксис

1. Современный научный стиль характеризуется стремлением к син­таксической компрессии – к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема текста. Поэтому для него характерны словосочетания имен сущест­вительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени (обмен веществ, коробка передач, прибор для монтажа).

2. Типичным для данного стиля является употребление именного сказуемого (а не глагольного), что способствует созданию именного ха­рактера текста, например: Сбережение – часть располагаемого дохода, которая не из­расходована на конечное потребление товаров и услуг; Акция – это ценная бумага.

3. Вопросительные предложения выполняют в научной речи специ­фические функции, связанные со стремлением пишущего привлечь внимание к излагаемому (В чем же состоят преимущества использования пластиковых карт?).

4. Для рассматриваемого стиля характерно широкое распространение неопределённо-личных, обобщённо-личных и безлич­ных предложений, поскольку научный стиль стремится к неличной манере изложения, к фактическому устранению субъекта речи как активного деятеля, например: Состав помещают в колбу (неопр.-личн.предл.); Отнесём эту функцию к классу дифференцируемых функций (обобщ.-личн.); Современному человеку это легко понять на модели перехода к рынку (безличн.).

5. Среди простых предложений преобладают распространённые (90%), как правило, с очень разветвлённой системой второстепенных и обособленных членов предложения.

6. Используется в научной речи вводные слова и словосочетания, выражающие оценку степени достоверности сообщаемого (несомненно, очевидно, безусловно и др.), указывающие на связь мыслей, последовательность изложения (итак, следовательно, во-первых, кроме того и др.) содержащие указание на источник сообщения (по нашему мнению, по убеждению, по понятию, по сведению, по со­общению, с точки зрения, согласно гипотезе, определению и др.).

7. Для научных произведений характерна композиционная связанность изложения. Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания достигается при помощи определенных связующих слов, наречий, наречных выражений и других частей речи, а также сочетаний слов (поэтому, теперь, кроме того, к тому же, также, тем не менее, все же, между тем, помимо, сверх того, несмотря на, прежде всего, сначала, в заключение, в конце концов).

8. Для научных текстов характерно выяснение причинно-следственных отношений между явлениями, поэтому в них преобладают сложные предложения различных видов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.