Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обязанность исполнителя качественно и в срок выполнять работы и оказывать услуги




 

В соответствии со ст. 4 Закона о защите прав потребителей не только продавец должен передать покупателю качественный товар, но и исполнитель обязан выполнить работу или оказать услугу, качество которой соответствует договору.

Качество услуги - это совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя. Показателем качества услуги является количественная характеристика одного или нескольких свойств услуги, составляющих ее качество. Уровень качества услуги определяет относительная характеристика качества услуги, основанная на сравнении фактических значений показателей ее качества с нормативными значениями этих показателей.

Условия договора на выполнение услуги (работы) определяют не только ее качество, но и срок выполнения услуги (работы).

Одно из его существенных условий - срок выполнения работы (оказания услуг). Он устанавливается в соответствии со ст. 27 Закона о защите прав потребителей и может определяться Правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором.

Срок выполнения работы или оказания услуги может определяться датой или периодом. Если работа (услуга) выполняется по частям в течение срока действия договора (например, техническое обслуживание, доставка газет, журналов), то наряду с общим сроком устанавливаются частные сроки выполнения работ или оказания услуг (п. 3 ст. 27).

При расторжении договора о выполнении работы (оказании услуги), в случае, если исполнитель своевременно не приступил к выполнению работы (оказанию услуги) или осуществляет выполнение работы (оказание услуги) настолько медленно, что выполнение работы (оказание услуги) к назначенному сроку становится невозможным, исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за уже выполненную работу (оказанную услугу) (п. 4 ст. 28).

При расторжении договора исполнитель обязан вернуть потребителю аванс, если он был внесен.

Если исполнитель нарушает сроки начала и окончания выполнения работ или оказания услуг, "исполнитель уплачивает за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере 3% цены выполнения работы (оказания услуги)" (п. 5 ст. 28).

Сумма взысканной потребителем неустойки не должна превышать стоимость работы (услуги) или общую стоимость заказа, если стоимость отдельного вида работы (услуги) не определялась договором.

Исполнитель освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя (п. 6 ст. 28).

Закон о защите прав потребителей (п. 1 ст. 29) определяет правовые последствия в случае ненадлежащего качества выполненных работ или оказанных услуг.

В соответствии с этой статьей потребитель при обнаружении недостатков в выполненной работе имеет право требовать от исполнителей:

1) безвозмездного устранения недостатков;

2) соответствующего уменьшения стоимости выполненной работы (услуги);

3) безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;

4) возмещения понесенных потребителем расходов на исправление недостатков своими силами или третьим лицом.

Правовые последствия обнаружения в выполненной работе (оказанной услуге) недостатков имеют большое сходство с правовыми последствиями продажи товаров с недостатками. Такие из них, как безвозмездное устранение недостатков, уменьшение вознаграждения, возмещение расходов потребителя по устранению недостатков своими силами или третьим лицом, являются для них общими. В то же время имеются и различия, которые обусловлены спецификой договора на выполнение работ (оказание услуг).

Со спецификой выполнения работ связано и другое правомочие потребителя - право требовать изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества. Это право потребителю предоставляется в том случае, если потребитель заказывает исполнителю изготовление новой вещи, а не выполнение работ восстановительного характера (ремонт, стирку, уборку квартиры и т.д.). Так, если потребитель заказал пошив двубортного пальто, а ему сшили однобортное, он вправе требовать сшить другое пальто, которое соответствовало бы его заказу. При этом если пальто сшито из материала заказчика или из материала исполнителя, но на момент предъявления требования такого материала у исполнителя уже нет, то исполнитель должен сшить пальто из материала, который по качеству соответствовал бы материалу заказчика или тому, из которого было сшито пальто.

Помимо указанных правовых последствий, потребителю предоставляется право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

Однако этим правом потребитель может воспользоваться в одном из следующих случаев:

1) если недостатки не были устранены исполнителем в установленный срок;

2) если в выполненной работе (услуге) обнаружены существенные недостатки или иные существенные отступления от условий договора.

Все требования потребитель может предъявить к исполнителю как в случае обнаружения недостатков в ходе выполнения работы (услуги) и при ее принятии, так и после принятия работы (услуги). По смыслу п. 2 ст. 30 Закона о защите прав потребителей после принятия работы потребитель может предъявить требования, вытекающие из выполнения работ с недостатками, только по поводу скрытых недостатков работы. Следовательно, потребитель должен быть внимательным при принятии работы от исполнителя, а по возможности - и в ходе выполнения.

Закон не предусматривает оснований, по которым исполнитель освобождается от выполнения требований потребителей, т.е. в отношении его будут действовать общие положения ст. 11 Закона о защите прав потребителей. В соответствии с положениями рассматриваемого Закона исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение произошли вследствие непреодолимой силы. Из этого следует, что исполнитель обязан удовлетворить требования потребителя по поводу недостатков выполненной работы (оказанной услуги), если не докажет, что они возникли вследствие непреодолимой силы.

Удовлетворение требования потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от уплаты неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

Потребитель имеет право расторгнуть договор о выполнении работы (оказания услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не будут устранены исполнителем в установленный договором срок.

В соответствии со ст. 30 Закона о защите прав потребителей определяются сроки устранения недостатков выполненной работы или оказанной услуги: в разумный срок, назначенный потребителем. Этот срок указывается в договоре или ином документе, подписанном сторонами.

Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя, связанных с выполнением работы или оказанием услуги, указаны в ст. 31 Закона. В соответствии со ст. 35 исполнитель может использовать для работы материал потребителя. В таком случае исполнитель отвечает за сохранность материала и правильность его использования.

В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи) потребителя исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества; при отсутствии такого - возместить потребителю двукратную стоимость утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем (п. 1 ст. 35).

 

5.3. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)

 

Своевременным считается выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный в соответствии со ст. 28 Закона о защите прав потребителей.

К нарушениям срока выполнения работы (оказания услуги) ст. 29 Закона относит:

1) просрочку исполнителем начала выполнения работы (оказания услуги), если срок, когда он должен был приступить к их выполнению, определен Правилами о выполнении отдельных видов работ (оказания услуг) или условиями договора. Просрочка исполнителем начала выполнения работ (оказания услуг) влечет последствия, предусмотренные п. 1 ст. 29 Закона, а также имущественную ответственность исполнителя в том случае, если просрочка настолько велика, что окончание выполнения работы (оказания услуги) к сроку явно невозможно;

2) выполнение исполнителем работы (оказание услуги) настолько медленное, что это дает основание говорить о невозможности ее окончания (оказания) в установленный срок;

3) задержку срока окончания выполнения работы (оказания услуги) по сравнению со сроком, установленным в соответствии со ст. 28 Закона "О защите прав потребителей".

Если исполнителем допущены указанные нарушения, потребитель вправе по своему выбору:

1) назначить исполнителю новый срок, в течение которого он должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги) и (или) выполнить работу (услугу). Этот срок указывается в договоре. Если исполнитель нарушит и этот срок более чем на месяц, потребитель вправе предъявить иное требование из тех, о которых пойдет речь ниже;

2) поручить выполнение работы (оказание услуги) другому лицу (например, сшить платье или отремонтировать обувь в другой мастерской), а свои затраты на это взыскать с исполнителя, нарушившего срок выполнения работы (оказания услуги). Разумеется, затраты должны быть документально подтверждены, например квитанцией, договором или другим документом;

3) когда вознаграждение, причитающееся исполнителю, уже выплачено, то затраты на выполнение работы (услуги) другим лицом засчитываются в вознаграждение. Если размер выплаченного исполнителю вознаграждения меньше, чем размер расходов потребителя на выполнение работы другим лицом, то с исполнителя взыскивается сумма расходов потребителя, превышающая вознаграждение, полученное исполнителем;

4) требовать уменьшения вознаграждения за работу (услугу). Закон не устанавливает порядка определения уменьшения вознаграждения за работу (услугу). Следовательно, вопрос должен решаться по соглашению сторон, а при недостижении соглашения - судом по иску заинтересованной стороны.

В случае просрочки выполнения срочного заказа надбавка за срочность не взимается, а если она уже была уплачена потребителем, то возвращается ему исполнителем;

5) расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков. Об отказе от договора потребитель должен уведомить исполнителя в письменной или устной форме. После уведомления исполнитель обязан приостановить выполнение работы (оказание услуги). Все сделанное исполнителем после получения уведомления остается на его ответственности, за исключением случаев, когда он докажет, что потребитель отказался от договора без достаточных оснований и работа (услуга) могла бы быть выполнена (оказана) в срок.

При расторжении договора исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работ (оказания услуг), а также платы за уже выполненную работу (оказанную услугу). При расторжении договора исполнитель должен вернуть потребителю аванс, если он выдавался исполнителю, и остатки материалов, если работа выполнялась из материалов исполнителя. Правилами об отдельных видах работ (услуг) могут устанавливаться особенности порядка расчетов в таких случаях, а также исключения из общего правила, установленного ст. 29 Закона о защите прав потребителей.

Потребителем может быть принята часть выполненной работы (оказанной услуги). В этом случае часть работы и материалы исполнителя, потребовавшиеся на ее выполнение, а также расходы исполнителя подлежат оплате независимо от расторжения договора.

Требования потребителя по поводу нарушения сроков начала и окончания выполнения работ (оказания услуг) должны быть удовлетворены исполнителем, если он не докажет, что просрочка наступила вследствие непреодолимой силы или вины потребителя.

Срок выполнения работы (оказания услуги) имеет юридическое значение не только для исполнителя, но и для потребителя. В соответствии с ГК РФ по договору подряда не только подрядчик обязан выполнить определенную работу по заданию заказчика, но и заказчик обязан принять выполненную подрядчиком работу. Работа должна быть принята в разумный срок после уведомления о ее готовности или в срок, определенный правилами о выполнении отдельных видов работ.

Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации установлен десятидневный срок для принятия выполненной работы, который исчисляется со дня срока ее выполнения, указанного в договоре. В случае принятия работы по истечении 10 дней после назначенного срока исполнитель вправе взыскать с потребителя пеню в размере 1% стоимости работы (услуги), а по видам работ (услуг), по которым стоимость работ (услуг) отдельно от стоимости материалов не определена, - 1% полной стоимости заказа за каждый день его хранения, но не более 50% стоимости работы (услуги).

В случае неявки потребителя за получением изготовленного по договору изделия исполнитель вправе по истечении 6 месяцев со дня, когда согласно договору изделие должно быть сдано потребителю, и последующего двукратного письменного предупреждения продать изделие в установленном порядке, а вырученную сумму (за вычетом всех причитающихся исполнителю платежей) внести в депозит нотариальной конторы на имя потребителя.

Закон о защите прав потребителей (ч. 4 ст. 31) предусматривает имущественную ответственность исполнителя за нарушение сроков устранения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге) в форме неустойки, однако не определяет ее размера. Размер неустойки устанавливается правилами о выполнении отдельных видов работ (оказании отдельных видов услуг) или может быть предусмотрен в договоре.

Из этого следует, что потребитель вправе требовать уплаты неустойки лишь в том случае, если ее размер установлен указанными правилами или договором.

Неустойка за некачественное обслуживание и нарушение сроков устранения недостатков в размере 1% от стоимости услуги установлена правилами предоставления услуг междугородной и международной телефонной связи. Кроме неустойки, исполнитель обязан возместить потребителю убытки, причиненные в результате нарушения исполнителем сроков устранения недостатков. Если неустойка установлена правилами о выполнении отдельных видов работ (оказании отдельных видов услуг) или договором, то убытки подлежат взысканию сверх неустойки.

Исполнитель обязан уплатить потребителю неустойку и возместить убытки в случае нарушения сроков устранения недостатков, если не докажет, что нарушение сроков устранения было вызвано непреодолимой силой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.