Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История становления экологического учения




Тема 1. Экология как наука, ее история, структура и задачи

Тема 15. Характеристика особенностей воздействия промышленного предприятия на окружающую среду

Тема 14. Правовые аспекты охраны окружающей среды

Тема 13. Государственное управление окружающей средой

Тема 12. Концепция устойчивого развития

Тема 10. Биологические ресурсы

Тема 8. Характеристики гидросферы, ее проблемы и пути их решения

Тема 7. Характеристики атмосферы, ее проблемы и пути их решения

Тема 6. Основные экологические проблемы современности

Тема 5. Основные законы экологии

Тема 4. Назначение и роль биосферы

Тема 3.Структура экологических систем

Тема 1.Экология как наука – ее история, структура и задачи

Гончарова Н. В., Копиця В. Н.

Р60

Минск - 2009

ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИИ

Н. В. ГОНЧАРОВА, В. Н. Копиця

 

Учебно-методическое пособие: курс лекций для студентов экологов

 

 


УДК 502/504(075.32)

ББК 20.18я722

 

Рекомендовано к изданию Советом УМО вузов Республики Беларусь по экологическому образованию (протокол № 2 от 30.10.2009)

 

Принципы экологии / Учреждение образования «Международный государственный экологический университет имени А.Д. Сахарова»-Минск, 2009

Кафедра ЮНЕСКО, кафедра экологического мониторинга менеджмента и аудита

 

 

Рецензенты:

Доктор биологических наук Л. Ф. Кабашникова

Кандидат биологических наук О. И. Родькин

 

Учебное пособие предназначено для студентов-экологов и широкого круга специалистов – биологов. В нем содержатся основные понятия и принципы экологии, подходы и методы мониторинга окружающей среды. Особое внимание уделено вопросу современного состояния окружающей среды в Республике Беларусь и концепции устойчивого развития.

 

 

Работа выполнена в рамках проекта ТЕМПУС III «Учебный курс по экологии для белорусских университетов» CD_JEP-27177-2006 (регистрационный номер 2/08/000368)

 

УДК 577.391: 504.53.054

 

 

©Н. В. Гончарова, В. Н. Копиця 2009

©ТЕМПУС, 2006

 

ISBN

 


Содержание

Контрольные вопросы

Тема 2.Уровневая классификация экологии

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Тема 9. Характеристики литосферы, ее проблемы и пути их решения

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Тема 11. Современное состояние окружающей среды в Республике Беларусь

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Литература

Краткий словарь экологических терминов


История становления экологического учения. Понятие и классификация экологии. Задачи экологии

История возникновения экологии как науки уходит корнями в античный период и эпоху Возрождения. Экология является и сейчас динамично развивающейся наукой. В связи с этим развитие экологии можно разделить на несколько этапов.

Первый этап развития науки – накопление фактического материала и первый опыт его систематизации. Этап начинается с момента возникновения человеческого общества. Уже в те времена человек, для того чтобы выжить, должен был наблюдать за происходящими явлениями, поведением животных и использовать эти знания для успешной охоты, выбора оптимального места для жилища, заготовки растений в качестве источника пищи, лекарств либо технического сырья. Письменные источники, касающиеся появления научных наблюдений, которые мы ныне называем экологическими, относятся к античному миру. Древнегреческий философ Аристотель (III–IV вв. до н. э.) использовал экологический подход в предложенной им классификации животных и в наблюдениях за изменениями природной среды. Его ученик Теофраст Эрезийский (372–287 гг. до н. э.), которого называют отцом ботаники, в труде «История растений» отмечал зависимость растительного покрова от климата и почв. К этому периоду относится знаменитая «Естественная история» Плиния Старшего (23–79 гг. н. э.).

В Средние века интерес к изучению природы ослабевает, заменяясь господством схоластики и богословием. Научные исследования часто подвергались гонениям инквизиции.

В период эпохи Возрождения (начиная с конца XV в.) интерес к естественным наукам опять возрастает. Особенно сильно описания живой природы активизировались в эпоху географических открытий. В этот период было описано большое количество новых представителей растительного и животного мира. В это время исследователями составлены подробнейшие описания растений и животных, их внутреннего и внешнего строения. В этот период стали предприниматься новые попытки систематизации живой природы. Первые систематики – Дж. Рей (1623–1705), Ж. Гурнефор (1655–1708), К. Линней (1707–1778) и др., – стремясь к созданию полной системы (классификации) органического мира, сообщали и о зависимости растений от условий их произрастания или возделывания, местах обитания и т. п.

Дальнейшему развитию экологического мышления способствовало появление в начале ХIХ ст. биогеографии. Труды А. Гумбольдта (1769–1859) определили новое, экологическое, направление в географии растений. Он ввел в науку представление о том, что «лицо» ландшафта определяется внешним обликом растительности: в сходных зональных и вертикально-поясных географических условиях у растений разных систематических групп вырабатывается сходный внешний облик.

Одним из основоположников классической экологии с полным правом можно назвать профессора Московского университета К. Ф. Рулье (1814–1858), который широко пропагандировал необходимость развития особого направления в зоологии, посвященного всестороннему исследованию жизни животных, их сложных взаимосвязей с окружающим миром (взаимоотношения родителей и потомства, отношения между животными разных видов, их взаимодействие с растениями, почвой, зависимость от физических условий и т. п.). К. Ф. Рулье разработал широкую систему экологического исследования животного мира.

В 1859 г. появилась книга Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». В этом труде показано, что борьба за существование в природе, под которой автор понимал все формы противоречивых связей вида со средой, приводит к естественному отбору, т. е. является движущим фактором эволюции. Стало ясно, что взаимоотношения живых существ и их связи с неорганическими компонентами природы («борьба за существование») – большая самостоятельная область исследований.

Второй этап – развитие экологии как науки ‑ относится к периоду с 1866 г. по вторую половину ХХ в.

Термин «экология» впервые был предложен немецким ученым биологом Эрнстом Геккелем в 1866 г. Это сложносоставное слово происходит от греческих слов “ oicos ” – дом и “ logos ” – наука, что в буквальном смысле означает «наука о доме». Во втором томе труда «Всеобщая морфология организмов» (1866 г.) Э. Геккель дал следующее определение экологии: «Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все «условия существования».

В конце 70-х гг. ХIХ в. в экологии возникло новое направление – биоценология. Немецкий гидробиолог К. Мебиус (1877 г.) обосновал представление о биоценозе как о глубоко закономерном сочетании организмов в определенных условиях среды, обусловленном длительной историей приспособления видов друг к другу и к сходной экологической обстановке. Учение о растительных сообществах обособилось в отдельную отрасль ботанической экологии – геоботанику, основные положения которой были разработаны в трудах Г. Ф. Морозова и В. И. Сукачева на основе учения о лесе.

Экология как наука сформировалась сравнительно недавно ‑ приблизительно к 1900 г. В начале ХХ ст. оформились экологические школы гидробиологов, ботаников, экологов, в каждой из которых развивались определенные стороны экологической науки. В 1910 г. на III Ботаническом конгрессе в Брюсселе экология растений официально разделилась на экологию особей, отдельных видов (аутоэкологию) и экологию сообществ (синэкологию). Это деление распространилось и на экологию животных. В 1913–1920 гг. были организованы экологические научные общества, основаны журналы, экологию начали преподавать в университетах.

В 30-е годы XX в. оформилась новая область экологической науки – популяционная экология (демэкология), основоположником которой следует считать английского ученого Ч. Элтона. Центральными проблемами экологии популяций стали внутривидовая организация и динамика численности организмов. Исследования популяций (совокупностей особей одного вида) в экологии в значительной мере были обусловлены запросами практики: острой необходимостью разработки основ борьбы с вредителями и конкурентами в сельском и лесном хозяйстве, истощением запасов ряда ценных промысловых животных, открытием роли некоторых диких животных в распространении паразитов и вредителей, возбудителей болезней человека и домашнего скота.

К 1940-м гг. в экологии возник принципиально новый подход к исследованию природных экосистем: в 1935 г. английский ученый А. Тенсли выдвинул понятие экосистемы, а в 1942 г. В. Н. Сукачев обосновал представление о биогеоценозе. В этих понятиях нашла отражение идея о единстве совокупности организмов с абиотическим окружением, о закономерностях, которые лежат в основе связи всего живого и окружающей неорганической среды, – о круговороте веществ и превращениях энергии.

В послевоенное время, с конца 1950-х гг., экология продолжала стремительно развиваться. Появились исследования миграции живого вещества и энергии, стали бурно внедряться методы математического моделирования, позволившие описать многие экологические закономерности. Была получена развернутая картина возможных вариантов динамики популяций, сформулированы важные принципы совместного существования видов в сообществе, описаны сложные процессы их метаболизма. Фактически именно эти результаты стали основой для решения задач программирования урожая, расчета эффективных схем управления сельскохозяйственными посевами и т. п.

Третий этап – развитие экологии как междисциплинарной науки – относится к периоду начала 70-х гг. ХХ века до 1992 г.

В этот период очень сильно обострились проблемы деградации окружающей среды. Эти проблемы пробудили волну общественного движения в защиту окружающей среды. Это обратило внимание политиков к экологическим проблемам, а начавшиеся попытки поиска решений этих проблем привели к развитию медицинских инженерных и экономических исследований в этой области. То есть экология перестала быть чисто биологической дисциплиной, а стала междисциплинарной наукой. Современная экология занимается не только изучением проблем взаимоотношения живых организмов с окружающей средой, но и проблемами воздействия деятельности человека на природу, а также поисков решений для снижения этого воздействия, моделирования и прогнозирования событий.

Четвертый этап – этап устойчивого развития, начался в 1992 г. В этот год на проходившей в Рио-де-Жанейро конференции ООН по устойчивому развитию и охране окружающей среды было официально принято понятие «устойчивое развитие». Данное понятие подразумевает «такое развитие общества, при котором удовлетворение потребностей текущего поколения не будет ущемлять возможности будущего поколения удовлетворять свои потребности». На этой конференции руководителями 179 стран мира был подписан документ «Повестка дня на ХХI век», который представляет комплексную программу развития государств планеты, направленную на развитие экономической состоятельности стран, развитие социальных гарантий общества и одновременно предотвращение деградации окружающей среды. Такое развитие без разработки новых экономических идей, без развития природоохранных инженерных технологий на сегодняшний день невозможно.

 

Понятие и классификация экологии

В настоящее время понятие экологии как науки формулируется следующим образом.

Экология – это наука, изучающая условия существования живых организмов, а также взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают.

Экологию можно подразделить на три большие ветви: общую, частную (специальную) и прикладную.

Общая экология (биоэкология) изучает популяции, взаимоотношения между организмами, организмом и средой, экологию сообществ, биосферу.

Таким образом, общая экология занимается изучением биологических систем на различных уровнях:

· отдельных особей (организмов);

· видов (группу особей, способных скрещиваться друг с другом и давать потомство);

· популяций (совокупность особей одного вида, обитающих на определенной территории);

· сообществ (популяции разных видов растений и животных, взаимодействующие между собой и обитающих на одной территории).

В связи с этим различают:

· аутэкологию – экологию особей;

· эйдэкологию – экологию видов;

· демэкологию – экологию популяций;

· синэкологию – экологию сообществ.

Частная – изучает отдельные таксономические группы организмов (экология растений, животных, грибов и т. д.). Особое направление – экология человека.

В последние десятилетия возникло и получает все большее развитие новое направление экологии – прикладная экология. Это направление подразделяется на:

· сельскохозяйственную экологию, которая исследует воздействие сельскохозяйственного производства на природу, с одной стороны, и наоборот, влияние естественной природной среды на функционирование сельскохозяйственных комплексов;

· промысловую, которая изучает воздействие человека на природу в результате промысла – т. е. рыбной ловли, охоты, массовой заготовки грибов и ягод;

· промышленную (отдельный раздел прикладной экологии), которая изучает воздействие промышленности на окружающую среду, а также пути снижения этого воздействия, с учетом особенностей окружающей среды и использования новейших инженерных технологий;

· другие подразделы прикладной экологии: транспортная экология, радиационная экология, химическая экология, экономическая экология и т. д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.