Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-правовой статус социального работника




 

Понятие и содержание правового статуса социального работника. Права и обязанности социального работника по действующему законодательству Российской Федерации. Ответственность социального работника. Международные правовые документы и Конституция РФ о социальных правах и свободах человека и гражданина.

 

2.14.2. Государственно-правовые основы социальной работы в современном обществе

 

Понятие правового статуса. Гражданство. Осуществление прав, свобод и обязанностей гражданами.

Роль государства в процессе социального обеспечения населения Российской Федерации. Система органов, осуществляющих нормативное регулирование социальной работы. Президент и Правительство Российской Федерации. Министерство труда и социального развития России, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики. Система нормативно-правовых актов, регулирующих правовые отношения в сфере социального обеспечения населения в России. Законы и подзаконные акты. Акты субъектов федерации и органов местного самоуправления. Нормативно-правовые акты, регулирующие личные отношения граждан: Конституция РФ, Основы гражданского законо­дательства, Гражданский кодекс, Кодекс о браке и семье, Ко­декс законов о труде, Кодекс об административных правонару­шениях, уголовный Кодекс. Основное содержание нормативно-правового обеспечения социальной работы.

 

2.14.3. Права граждан и гарантии государства в соответствии с Федеральным Законом «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.1995 № 1195-ФЗ

 

Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения. Социальное обслуживание как организационная форма социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого сообщества. Концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации.

Нормативно-правовые документы, регулирующие государственные принципы и охрану прав населения на социальное обеспечение и обслуживание. Охрана прав несовершеннолетних, лиц с особыми нуждами, пенсионеров и т. п. Системы социальных гарантий: структура, виды, субъекты гарантий, механизм реализации. Ответственность граждан за нарушения социальных прав и свобод. Государственные гарантии социальной защиты интересов населения. Международные документы и Российская Конституция о социальных правах и свободах человека и гражданина.

 

2.15. Программа по дисциплине «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе»

2.15.1. Сущность технологий проектирования и моделирования в социальной работе

Сущность и технология проектирования в социальной работе, нормативная база, информационное обеспечение проектирования деятельности организаций, учреждений и служб в области социальной работы. Социальное моделирование: его виды: логические и математические модели. Модели по аналогии”, “сценарии будущего”. Технологические проблемы моделирования в социальной работе; виды, методы, пути и средства апробации.

2.15.2. Специфика прогнозирования в социальной работе

Социальное прогнозирование как процесс разработки научных прогнозов в области социальных взаимоотношений. Методологические принципы прогнозирования: системности, историзма, социальной детерминации и развития, согласованности вариантности, верифицируемости, рентабельности, непрерывности. Методы прогнозирования. Этапы прогнозирования.

2.16. Программа по дисциплине «Конфликтология в социальной работе»

2.16.1. Модели разрешения конфликтов в социальной работе

Понятия, факторы, структура и типология конфликтов в социальной работе. Конфликты, компромиссы и консенсусы в социальной работе. Модели управления развития конфликтов в социальной работе. Методика разрешения конфликтов в процессе социальной работы. Методы профилактики, предупреждения и минимизации конфликтов в социальной работе.

2.17. Программа по дисциплине «Методика исследований в социальной работе»

2.17.1. Методы планирования и организации исследований в области социальной работы

Программа и план как методы планирования и организации исследования в области социальной работы, их назначение и функции. Общие требования к программе социологического ис­следования.

Методологический раздел программы: формулировка проблемы, определение цели и постановка задачи исследования. Определение объекта и предмета исследования. Интерпретация и операционализация основных понятий. Формулировка исходных гипотез. Классификация гипотез.

Методический раздел программы: принципиальный (стратегический) план исследования. Определение обследуемой совокупности. Набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.

Рабочий план социологического исследования: разведывательный, описательный и экспериментальный планы исследования. Задачи, структура рабочего плана.

 

2.17.2. Проведение мониторинга состояния и развития объектов социальной работы

 

Особенности проведения мониторинга в социальной работе в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами населения.

2.18. Программа по дисциплине «Социальная статистика»

2.18.1. Методы и измерения в социальной статистике

Предмет и задачи социальной статистики. Система показателей социальной статистики. Статистика численности, состава и движения населения. Статистика личности и семьи. Статистика производительных сил, уровня и качества жизни населения, социальных условий и характера труда, доходов населения. Статистика потребления материальных благ и услуг, национального дохода, социального обеспечения населения, природоохранной деятельности, общественного мнения.

2.19. Программа по дисциплине «Социология молодежи»

2.19.1. Молодежь как особая половозрастная группа и технологии социальной работы с ней

 

Молодежь как половозрастная группа. Медико-биологическая, психологическая, демографическая, этнографическая и социокультурная характеристика. Проблемы социализации молодежи в наши дни. Технологии социальной работы с молодежью. Модели социальной работы с молоде­жью: интегративная и дефицитная. Молодежная субкультура и возможности социальной работы.

2.20. Программа по дисциплине «Религиоведение»

2.20.1. Религиоведческие проблемы социальной работы

 

Религиозная ситуация в мире и в России. Законодательство Российской Федерации о свободе совести и о религиозных объединениях. Взаимодействие государства и религиозных объединений в различных социальных сферах. Философско-религиозный аспект социальной работы.

 

2.21. Программа по дисциплине «Социальная защита»

2.21.1. Опыт и основные направления социальной работы с детьми по месту жительства

Основные проблемы детей и подростков и пути их решения. Социально-психологические особенности детей и подростков: возрастная периодизация. Девиация у детей и подростков, их типы. Психофизиологические и социальные предпосылки девиантного поведения несовершеннолетних. Токсикомания, наркомания, алкоголизм, проституция, бродяжничество, мошенничество, воровство как проявление девиантности.

Технология и организационные формы социальной работы с детьми и подростками. Задачи превентивно-профилактической работы с детьми и подростками из семей “группы социального риска”. Информационно-консультационная работа. Система “телефонов доверия”, методы и принципы их работы.

Социально-педагогическая работа в семьях с детьми и подростками. Значимость культурно-досуговой оздоровительной и спортивной работы с детьми и подростками. Сотрудничество со средствами массовой информации, общественными организациями и клубами. Критерии эффективности социальной работы с детьми и подростками.

2.21.2. Основные нормативно-правовые акты в области социальной защиты беспризорных детей

Детская бездомность и бродяжничество. Бродяжничество как тип социального поведения. Социальная терапия и профилактика бродяжничества. Виды и формы социальной защиты бездомных. Методы работы по социальной адаптации и реабилитации бездомных.

2.21.2. Меры социальной поддержки многодетных и малообеспеченных семей

Основные трудности многодетных и малообеспеченных семей и пути их решения в Российской Федерации. ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ: виды и порядок предоставления.

 

2.21.3. Виды социальной поддержки безработных в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 № 1032-1

Социально-экономические проблемы занятости в современной России. Безработица (структурная, скрытая, массовая, застойная). Государственная политика в области занятости населения. Деятельность социальных служб по защите безработных. Социально-психологическая работа в службе занятости. Психологическая поддержка. Информационная консультация. Профессиональное консультирование. Профотбор.

2.21.4. Виды социальной поддержки беженцев и вынужденных переселенцев в соответствии с Федеральными законами «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 № 4528-1, № 4530 -1

Государственная миграционная политика. Статус беженца и вынужденного переселенца, правовые основания его получения. Деятельность Федеральной миграционной службы (ФМС): ее структура, основные принципы и методы работы. Причины обострения миграционной ситуации в РФ на современном этапе. Основные миграционные потоки. Виды и типы миграции. Принципы миграционной политики.

Понятие потенциальных беженцев и вынужденных переселенцев. Роль социальных работников по оказанию помощи мигрантам. Технология работы с мигрантами: диагностическая, превентивно-информационная, профилактическая, адаптационная, создания групп взаимопомощи и взаимоподдержки и др. Социальная работа с семьями и детьми мигрантов и беженцев. Деятельность негосударственных фондов помощи мигрантам. Роль средств массовой информации в осуществлении миграционной программы РФ.

 

2.21.5. Особенности социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996,

№ 159 – ФЗ

 

Формы и виды социальной помощи сиротам. Опека, попечительство, надзор, психолого-педагогическая помощь, материальная и психологическая поддержка, содействие в трудоустройстве, правовые, социальные психологические консультации. Особенности социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2.21.6. Деятельность кризисных центров социально-психологической реабилитации для женщин в регионе

Женщина как категория «группы риска». Центры социально-психологической реабилитации в регионе, опыт, специфика и направления их деятельности.

 

2.21.7. Функции и полномочия органов опеки и попечительства в регионе

Общая характеристика функций и полномочий органов опеки и попечительства в регионе. Структура, направления деятельности. Деятельность органов опеки и попечительства по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и работе с неблагополучными семьями.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с соблюдением основополагающих принципов семейного законодательства, касающихся приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних, в регионе.

2.22. Программа по дисциплине «Социальная адаптация»

2.22.1. Социальная адаптация и основные направления ее регулирования

 

Социальная адаптация и ее место в структуре социальной работы. Сущность социальной адаптации и адаптированности личности, группы. Социальная адаптация личности к социокультурной среде: психический, социально-психологический, социальный. Взаимодействие адаптивных механизмов. Виды социальной адаптации: функциональная, организационная, ситуативная и девиантная.

Технология регулирования процессов социальной адаптации. Основные этапы технологического процесса воздействия на личность, группу в решении задач социальной адаптации. Выявление социально и личностно значимых периодов в жизнедеятельности человека. Анализ факторов дезадаптирования личности, группы. Выбор оптимальных форм, методов и средств социальной помощи. Подбор специалистов, способных эффективно использовать и применять инструментарий социальной помощи.

2.23. Программа по дисциплине «Социальные проблемы города»

2.23.1. Проблемы городских подсистем и социальная работа

 

Город как структурно-функциональная и социокультурная (синкретическая) система. Социокультурная динамика. Подсистемы города (экономическая, экологическая, демографическая, техническая, трудовая, бюджетная, правовая, информационно-диагностическая и другие). Проблемы городских подсистем: проблемы рациональной организации экономической жизни города, социально-экологические, технологические, демографические проблемы города и другие.

 

2.24. Программа по дисциплине «Семьеведение»

2.24.1. Социальная защита материнства и детства как приоритетное направление социальной политики в РФ

 

Основные проблемы материнства и детства на современном этапе развития российского общества. Меры социальной политики по проблемам семьи, социальной защиты семьи, материнства и детства. Правовая основа и законодательные акты государства в осуществлении социальной защиты материнства и детства.

2.24.2. Характеристика деятельности социальных служб и центров социального обслуживания семьи и детей в Мурманской области

 

Социальные службы и центры социального обслуживания семьи и детей. Мурманской области. Направления деятельности, технологии, используемые в социальной работе с семьей и детьми.

 

2.24.3. Проблема домашнего насилия в современном обществе и пути ее решения

Насилие в семье. Проблемы жестокого обращения с детьми и женщинами. Виды домашнего насилия. Роль специалиста по социальной работе в разрешении проблем домашнего насилия. Основы законодательства в решении проблемы насилия ад женщиной и детьми.

2.24.5. Воспитательная функция семьи

Роль семьи в управлении процессом социального формирования личности ребенка. Семейное воспитание: сущность и особенности. Задачи семейного воспитания. Принципы семейного воспитания, их характеристика. Основные направления семейного воспитания, их особенности. Типичные ошибки семейного воспитания и их социально-педагогические последствия.

 

2.25. Программа по дисциплине «Гендерология и феминология»

2.25.1. Гендерные аспекты социальной работы: мужчина и женщина как субъекты общества и клиенты социальной работы

Мужчина и женщина как субъекты общества. Медико-биологическая, психическая, социокультурная характеристика их социализации: общее и особенное. Проблемы культуры пола, стереотипы маскулинности и феминности в обществе. Гендерологические аспекты социальной работы.

2.25.2. Статус женщин в современном обществе

Понятие «социальный статус» как интегральный показатель. Объективные и субъективные причины утери женщинами социально-экономических и политических позиций в РФ. Формы дискриминации женщины в различных сферах жизнедеятельности общества. Проблема правового и фактического равенства женщин и мужчин. Основные направления решения проблемы социального статуса женщин в современной науке: патриархатное, экономическое, демографическое, эгалитарное. Роль мужчины в изменении положения женщины в обществе РФ в современных условиях.

 

2.25.3. Женщина и занятость: социальный аспект

 

Рыночные отношения и их влияние на занятость женщины. Женская безработица и ее социальные последствия. Проблема различия в оплате труда мужчин и женщин. Отраслевая специализация женщин. Феминизация бедности и ее черты. Проблема «двойной занятости» женщины. Женщина и бизнес. Социальная защита женщин в сфере труда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.