Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синтаксические средства связи




Лексико-грамматические средства связи

  1. Специальные функционально-синтаксические средства связи (союзы, наречия, частицы, вводные слова), указывающие

- на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем..);

- на противоречивые отношения (однако, между тем, тем не менее…);

- на причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, кроме того…);

- на переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к…, рассмотрим, необходимо остановиться на…);

- на итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, всё сказанное позволяет сделать вывод…).

  1. Местоимения, прилагательные и причастия, используемые в качестве средств связи (данный, этот, указанный, названный, такой, подобный, настоящий и др.).

Особенности построения предложений внутри фрагмента текста, обладающего смысловой законченностью. Основными типами связи предложений в тексте являются последовательная и параллельная связи. Последовательная связь предполагает последовательную смену исходной части (темы) и сообщаемой части (ремы): рема первого предложения становиться темой второго и т.д. (напр. В аудитории сидят студенты. Студенты слушают лекцию. Лекцию читает профессор). Параллельная связь представляет собой смену одинаково оформленных предложений (напр. Студенты сидят в аудитории. Они слушают лекцию. Студентам о физике рассказывает профессор).

Упражнение 122. Проанализируйте тексты: разделите каждое высказывание на исходную часть (тему) и сообщаемую часть (рему), обозначьте границу косой вертикальной чертой; подчеркните фрагменты предложений, с помощью которых осуществляется связь предложений в тексте; определите тип связи (последовательная или параллельная).

Текст № 1.

При диффузионном перемещении двух газов, находящихся при одинаковой температуре, наблюдается явление, обратное термодиффузии: в смеси возникает разность температур – эффект Дюфора. Разность температур, возникающая при диффузионном смешивании газов, составляющих воздух, равна нескольким градусам.

Текст № 2.

Среди новых теплообменных систем важное место занимают тепловые трубы. Один из простых вариантов тепловой трубы – это закрытый металлический цилиндр. Внутренние стенки цилиндра выложены слоем пористо-капиллярного материала, пропитанного легковоспламеняющейся жидкостью. Именно с движением этой жидкости связана теплопроводность трубы.

Текст № 3.

Масса является мерой инертности тела. Кроме того, любая масса является источником гравитационного поля. Через гравитационные поля осуществляется взаимодействие масс. В гравитационных полях действуют гравитационные силы. Гравитационные силы – это самые слабые из всех сил, известных науке. Тем не менее при наличии больших масс (например, Земля) эти силы во многом предопределяют взаимодействия объектов внутри физических систем. Количественно гравитационные взаимодействия описываются законом всемирного тяготения. Сила тяготения пропорциональна массе. Такая пропорциональность приводит к тому, что ускорение, приобретаемое в данной точке гравитационного поля различными телами, для всех одинаково (конечно, если на эти тела не действуют никакие другие силы – сопротивление воздуха и т.д.).

Упражнение 123. Укажите лексические, лексико-грамматические и синтаксические средства связи в данном тексте.

Прилетят утки, с шипением опустятся совсем рядом. Сначала они будут сидеть прямо, вытянув шеи, потом начнут нырять, плескаться, сплываться и расплываться. Я слежу за ними одними глазами, не поворачивая головы. Потом выйдет солнце из-за туч, прорвется через листья над моей головой и запустит золотые дрожащие пальцы глубоко в воду. Тогда видны длинные ржавые стебли кувшинок.

Обобщающее упражнение

Упражнение 124. Дайте название текстам.Укажите, какой способ изложения материала в них представлен. Определите стиль и функционально-смысловой тип речи. Укажите способ и все средства связи.

Текст №1.

Петрушка, сельдерей и укроп были известны в древности, только тогда ими не пользовались как приправами к кушаньям. В древнем Египте, а затем в Греции петрушка являлась знаком горя: венки из петрушки надевали на голову в знак печали и грусти. Листьями сельдерея древние греки украшали интерьер комнат в праздничные дни. Венки из листьев сельдерея вручали победителям спортивных состязаний. Укропом украшали букеты садовых цветов.

Текст №2.

Возделывание лука началось в древние времена в Китае, а затем в Индии и Египте, откуда он и попал в Европу. В армиях древних Греции и Рима лук добавляли в пищу солдатам, полагая, что лук возбуждает силу, энергию и храбрость. В средние века луку придавали чудесное свойство: оберегать воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари, закованные в стальные латы, носили на груди талисман – обыкновенную луковицу, чтобы она защитила их от смерти. Древние славяне применяли лук как лекарство при многих болезнях, что нашло выражение в поговорке: «Лук от семи недуг». Луковица была первым наглядным пособием при изучении астрономии. Ученые, разрезая луковицу поперек, объясняли на ней строение вселенной своим ученикам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.