Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логика процесса исследования




Опираясь на систему методологических прин­ципов, исследователь определяет:

— объект и предмет исследования;

— последовательность их решения;

— применяемые методы. Можно условно выделить два характерных уровня научного исследования:

а) эмпирический;

б) теоретический.

Эмпирический уровень исследования связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют: фак­ты действительности и научные факты.

Факты действительности — это события, яв­ления, которые происходили или происходят на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения изучаемых объектов.

Научные факты — это подвергнутые анализу факты действительности, проверенные, осмыс­ленные и зафиксированные в виде логических суждений.

Эмпирический этап состоит из 2 ступеней (стадий) работы:

· первая стадия — это процесс добывания, получения и фиксации фактов;

· вторая стадия — это первичная обработка и оценка фактов в их взаимосвязи, то есть включа­ет в себя:

— осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка;

— классификация фактов и выявление основ­ных зависимостей между ними.

В ходе этого этапа исследователь осуществляет:

— критическую оценку и проверку каждого факта, очищая его от случайных и несуществен­ных деталей;

— описание каждого факта научным языком;

— отбор из всех фактов типичных, наиболее повторяющихся и выражающих основные тен­денции развития;

— классификацию фактов по видам изучае­мых явлений, по их существенности, приводит их в систему;

— вскрывает наиболее очевидные связи меж­ду отобранными фактами, т. е. на эмпирическом уровне исследует закономерности, которые ха­рактеризуют изучаемые явления.

Теоретический уровень исследования связан с глубоким анализом фактов, проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием в качественной и количественной форме законов, т. е. с объяснением явле­ний.

Далее на этом этапе осуществляется прогно­зирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях и вырабатываются принци­пы действия, рекомендации о практическом воз­действии на эти явления.

Великий первооткрыватель периодического закона Д. И. Менделеев так говорил о задачах на­учного исследования:

«Изучать» — значит:

не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изу­чаемого к тому, что известно;

— измерять все, что подлежит измерению;

— определять место изучаемого в системе из­вестного, пользуясь как качественными, так и количественными сведениями;

— находить закон;

— составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями;

— проверять гипотезы опытом;

— составлять теорию изучаемого».

Теоретический уровень исследования вклю­чает в себя ряд последовательных стадий работы, на которых научное знание облекается в опреде­ленные формы, существуя и развиваясь в них и посредством их.

Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапами является постановка про­блемы. Это значит:

— определить известное и неизвестное, фак­ты, объясненные и требующие объяснения; фак­ты, соответствующие теории и противоречащие ей;

— сформулировать вопрос, выражающий ос­новной смысл проблемы, обосновать его актуаль­ность и важность для науки;

— наметить конкретные задачи, последова­тельность их решения и применяемые при этом методы.

Главная задача исследователя выявить при­чины явлений, законы, ими управляющие. Поэ­тому и основной разновидностью гипотезы явля­ется предположение о причине, об условиях, о законе возникновения, существования, развития изучаемых явлений.

Доказательство следующая необходимая стадия и форма, в которой существует и развива­ется далее научное знание.

Доказательство осуществляется прежде всего практическим путем, но в данном случае речь идет о логическом, теоретическом доказательст­ве — его суть состоит в подтверждении или опро­вержении выдвигаемых положений теоретичес­кими аргументами.

Итак, научное исследование в каждом цикле совершает движение от эмпирии к теории и от теории к проверяющей ее практике.

Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание:

· получение и описание фактов — постановка научных проблем;

· выдвижение гипотез новых идей и положе­ний;

· формирование теории, органическое вклю­чение в нее доказанных положений.

Завершение каждого цикла есть одновремен­но и начало нового цикла, ведущего к дальней­шему развитию и обогащению теории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.