Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когнитивная лингвистика. Понятия категории и прототипа по Дж. Лакоффу. Когнитивные механизмы мышления, теория метафоры




Навыки и умения при овладении языком. Языковая и коммуникативная компетенции.

 

Плохое или хорошее владение каким-либо естественным языком включает:

Умение говорящего отражать средствами языка все ситуации действительности, всю информацию, которую он хочет или должен передавать другим людям, под тем углом зрения, который требуется говорящему.

Умение говорящего «переводить» в языковую форму тексты, созданные средствами других систем передачи информации - зрительных и слуховых, выполнять обратную трансформацию (перекодировка языкового сообщения в иную знаковую форму), сочетать вербальные и невербальные средства информации и коммуникации

Умение правильно понимать устный и письменный текст, извлекая из него не только собственно предметное содержание, но и информацию о намерениях, чувствах, мотивов автора текста, истинных или ложных, скрыто или открыто выраженных.

«Языковая компетенция» это система представлений о грамматике языка, которые присущи человеку от рождения, иначе говоря, свойственны человеку как биологическому виду вне зависимости от его опыта, среды обитания и т.д.

Из такого определения следует, что языковая компетенция предопределяет лишь универсальные свойства языка, т.е. свойства, общие для всех языков мира. Языковая компетенция - сложная психологическая система, включающая в себя, помимо усвоенных в ходе специального обучения сведений о языке, накопленный в посвседневном использовании языка речевой опыт, и сформированное на его основе чувство языка.

 

Принципы классификации:

1) Принцип сферы опыта:

Если существует сфера опыта, ассоциирующаяся с А, то все реалии этой сферы, естественно, принадлежат той же категории, что и А.

Например, рыбы, будучи одушевленными существами, относятся к классу I. Приспособления для рыбной ловли (остроги, леска и т. п.) также относятся к классу

2) «Принцип мифа и поверья»:

Если какое-либо существительное обладает характеристикой X (по которой оно может быть отнесено к определенному классу), но вместе с тем на основе поверья или мифа оно обладает характеристикой Y, то, как правило, оно принадлежит классу, в который включаются существительные с характеристикой Y, а не X.

Хотя птицы—одушевленные существа, их не относят к классу I вместе с другими одушевленными существами. У носителей языка дьирбал существует поверье, что птицы—это души умерших женщин, и поэтому птицы принадлежат классу II.

Большая часть рыб относится к классу I наряду с другими одушевленными существами, но морской ерш (скорпена) и сарган (морская щука) опасны и поэтому включаются в класс II.

3) «Принцип важной особенности»:

Если подмножество существительных обладает определенной важной особенностью, которая отсутствует у остальных членов множества, то члены этого подмножества в целях маркирования данной особенности могут быть отнесены к иному классу, чем вся остальная часть множества.

Общие принципы, лежащие в основе различных систем классификации:

a) Центральность. Основные члены категории являются центральными.

b) Цепочечная связь. Сложные категории образуются с помощью цепочечной связи; центральные связываются с менее центральными членами категории, которые в свою очередь связываются с периферийными членами, и т. д. Например, женщины ассоциируются с солнцем, которое ассоциируется с солнечным ожогом, который в свою очередь ассоциируется с волосатым червем. Именно благодаря существованию такой цепочки червь принадлежит той же категории, что и женщины.

c) Сферы опыта. В каждой культуре существуют специфические для нее сферы опыта, которые определяют связи в категориальных цепочках.

d) Идеальные модели. Существуют идеальные модели мира (в их число входят мифы и различные поверья), которые также могут задавать связи в категориальных цепочках.

e) Специфическое знание. Специфическое знание получает при категоризации преимущество перед общим знанием.

f) Прочее. Борхес был прав. В концептуальных системах может быть класс,,все прочее".

Отсутствие общих характеристик. В целом, в основе категорий не обязательно должны лежать общие для всех членов категории характеристики.

g) Мотивация. Перечисленные выше общие принципы делают классификацию существительных в дьирбале осмысленной, но не позволяют предсказать точно, каковы возможные категории этой классификации.

Теория прототипов.

Язык относится к числу наиболее характерных типов когнитивной деятельности человека.

Проведенный нами анализ позволяет предположить, что для описания процесса категоризации могут быть использованы модели четырех типов.

1) Пропозициональные модели: они вычленяют элементы, дают их характеристики и указывают связи между ними.

2) Схематические модели образов. Это специфические схематические представления образов, таких, как траектории, длинные тонкие формы или вместилища.

3) Метафорические модели. Это модели перехода от пропозициональных моделей или схематических моделей образов одной области к соответствующей структуре другой области.

4) Метонимические модели. Это модели одного или нескольких описанных выше типов, дополненные указанием функций, выполняемых одним элементом по отношению к другому.

Типы прототипов:

1) Типичные примеры.

Это примеры, подобные следующим:

Малиновки и воробьи—типичные птицы.

Использование типичных членов категории обычно не осознается— оно имеет автоматический характер.

2) Социальные стереотипы.

Социальные стереотипы обычно осознаются и могут вызывать разногласия. Они изменяются со временем и могут приобретать характер проблем. Социальные стереотипы используются в рассуждениях

3) Идеалы.

Многие категории воспринимаются через абстрактные идеальные образцы, которые при этом могут не быть ни типичными представителями данной категории, ни стереотипами, например:

Идеальный муж: хорошо зарабатывает, верен жене, внушает уважение, привлекателен.

Стереотипное представление о муже: бездельник, скучный, пузатый.

Идеалы используются в суждениях и в планах на будущее.

4) Образцы.

Мы можем представлять себе категорию в целом на основе знания ее отдельных членов, которые являются либо идеалами, либо их противоположностью. Например, существуют списки десяти лучших и десяти худших, Залы Славы

5) Порождение.

В некоторых случаях члены категории определяются или порождаются ее центральными членами, к которым применяются какие- либо общие правила. Лучший пример такого рода—числа.

6) Частные модели.

Категория может восприниматься также через частную модель. Вернемся вновь к категории натуральных чисел. Наиболее употребительная частная модель—это подкатегория чисел, представляющих собой степень от десяти: десять, сто, тысяча и т. д. Мы используем эту частную модель, чтобы представить себе относительную

величину чисел. частные модели обусловлены культурой, например семь смертных грехов и т. д.

7) Самые характерные примеры.

Обычно для того, чтобы представить себе всю категорию в целом, люди используют хорошо им известные, запоминающиеся или особенно характерные примеры. Так, если ваш лучший друг вегетарианец и вы не знакомы близко ни с какими другими вегетарианцами, вы можете составить себе общее представление о вегетарианцах, исходя из черт вашего друга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.