Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности языка публицистики, основные жанры




Учебно-научные и научно-популярные тексты, особенности их языка.

Собственно научные жанры, особенности их структуры и языка.

Научным текстам так же, как и документам, свойственно богатое жанровое разнообразие. Выделяют несколько жанровых групп, к которым относят тексты, имеющие общие признаки по следующим параметрам:

· объем излагаемого знания (одна проблема – комплекс проблем – исчерпывающие сведения в данной области знания);

· степень подробности в изложении одного и того же объема знания;

· степень новизны излагаемого знания;

· форма изложения (устная или письменная);

· степень подготовленности адресата (неспециалист или специалист);

· возраст адресата;

· цель адресата (непрофессиональное любопытство или стремление овладеть профессией);

Выделяют следующие жанровые группы научных текстов:

1. Собственно научные

2. Научно-информативные

3. Научно-справочные

4. Учебно-научные

5. Научно-популярные

Содержанием собственно научных текстов является новое знание, а адресатом – специалисты в данной области. Собственно научные тексты наиболее сложны для восприятия, но сложны они, во-первых, содержательно и, во-вторых, для неспециалистов.

 

 

УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ПОДСТИЛЬ.

Работы в данном стиле адресованы будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций...

 

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ПОДСТИЛЬ.

Аудитория при таком стиле обычно не имеет специальных знаний в данной области.

Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление специальных терминов минимально, могут использовать эмоционально-экспрессивные речевые средства. Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации. Стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ.

 

Жанры публицистического стиля

Жанры публицистического стиля

– определенные "относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы" произведений" (М.М. Бахтин), функционирующие в средствах массовой информации. Обычно выделяют три группы жанров: информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет); аналитические (беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор, обозрение) и худож.-публиц. (эссе, очерк, фельетон, памфлет).

Публицистические тексты выполняют две основные функции: сообщение информации и воздействие на массового адресата. Сложная стилевая картина этого стиля обусловлена двойственностью его функциональной природы.

Хроника – жанр новостной журналистики, вторичный текст, представляющий собой подборку сообщений, констатирующих наличие события в настоящем, ближайшем прошлом или ближайшем будущем. Хроникальное сообщение – текст объемом от одного до трех-четырех предложений с общим смыслом "где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить". Основные показатели времени – наречия "сегодня", "вчера", "завтра", позволяющие соотнести событие с датой сообщения о нем.

Репортаж – в узком смысле слова это жанр новостной журналистики, в котором рассказ о событии ведется (в электронных СМИ) или как бы ведется (в прессе) одновременно с развертыванием действия. В радио- и телерепортаже при этом все средства, передающие присутствие говорящего на месте события, используются естественным образом, как единственно возможные, например: "мы находимся в зале областного музея", "сейчас спасатель прикрепляет лестницу", "прямо передо мной" и др. В письменной речи те же средства используются для имитации одновременности события и рассказа о нем: это наст. время глагола в сочетании с перфектом, типа "я вижу, что спасатель уже поднялся на третий этаж", эллиптические и односоставные предложения (мы на каменистом плато, сегодня пасмурно), авторское "я" или "мы" в значении "я и мои спутники".

Интервью – полифункциональный жанр. Это могут быть тексты новостной журналистики, т.е. диалогическая форма представления только что совершившегося или текущего события. Это могут быть аналитические тексты, представляющие диалогическое обсуждение проблемы. Объединяются все эти далекие друг от друга по содержанию произведения (как далека заметка от статьи) только одним – формой диалога, который ведет журналист с информированным лицом.

И. в электронных СМИ – это диалог, реализующий закономерности публичной спонтанной речи. Со стороны журналиста – это сочетание заготовленных и свободно возникающих в процессе разговора вопросов; выражение оценки ответов, живая, часто весьма эмоциональная реакция на них (согласие, несогласие, уточнение и т.п.); высказывание собственного мнения по обсуждаемой теме. Журналист следит за тем, чтобы собеседник не отклонялся от темы, пояснял детали (в том числе термины), которые могли бы оказаться непонятными для слушателей или зрителей. Со стороны интервьюируемого – это глубокая осведомленность в проблеме, обеспечивающая сформированность содержательной стороны речи, спонтанность которой проявляется только в неподготовленности конкретной формы ответа.

Очерк – худож.-публиц. жанр, требующий образного, конкретно-чувственного представления факта и проблемы. Тематически очерки весьма разнообразны: они могут быть, напр., проблемными, портретными, путевыми, событийными. Поскольку О. – это произведение с высокой степенью обобщения жизненного материала, герой и событие рисуются автором в процессе анализа актуальной общественной проблемы. В тексте О. гармонично сочетаются ярко, выразительно переданные события, убедительно нарисованные образы героев и глубокие, доказательные рассуждения. Объединение событийных, предметных и логических элементов очеркового содержания зависит от ряда факторов. Прежде всего оно определяется тем, какой тип композиции избран очеркистом. Если используется событийная композиция, тогда О. строится как рассказ о событии, в изложении которого, как и в художественном рассказе, выделяются завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Авторские рассуждения, описание героев прерывают действие на какое-то время, но потом развертывание текста вновь подчиняется ходу события.

Фельетон – худож.-публиц жанр, представляющий событие или проблему в сатирическом или, реже, юмористическом освещении. Ф. могут быть адресными, высмеивающими конкретный факт, и безадресными, обличающими негативное социальное явление. В тексте может рассматриваться одно событие или несколько событий, привлеченных автором на основе сходства между ними и тем самым демонстрирующих типичность анализируемого явления.

Форма Ф. обусловливается несколькими факторами. Композиция его определяется тем, какой содержательный компонент текста становится основой изложения. Если автор делает стержнем развертывания текста событие, мы получаем событийный фельетон, представляющий собой насыщенный комическими подробностями рассказ о происшествии. Если основой изложения становится рассуждение, событийные элементы вводятся как аргументы к суждениям автора. В обоих случаях события могут быть не только реальными, но и воображаемыми, нередко фантастическими. Между событийным и "рассужденческим" Ф. размещается масса текстов, по-разному комбинирующих аналитические и событийные элементы.

ВОПРОС № 34 Риторика. Речь. Диспут.

РИТОРИКА (греч. rhetorike «ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать. (М. В. Ломоносов)

Риторика опирается на следующие науки:

 

· педагогика,

· этика,

· эстетика,

· литературоведение,

· лингвистика.

· философия,

· логика,

· психология

Риторический прием

– понятие, которое с точки зрения системного подхода к определению понятий и терминов элокуции представляется целесообразным считать наиболее общим (родовым) в кругу таких понятий и терминов, как троп, фигура речи (стилистическая фигура, риторическая фигура), стилистический прием.

Самой сильной и эффективной риторической фигурой считают

р и т о р и ч е с к и й вопрос. Это вопрос, не требующий ответа,

типа: ≪Сколько может продолжаться это безобразие?!≫. Эффективность

его в том, что он ≪ненавязчиво навязывает≫ нужную идею.

 

Есть и другие риторические фигуры.

Ан а ф о р а — одинаковое начало ряда фраз: нам надо выяснить...,

нам надо установить..., нам надо сказать... и т.д.

Э п иф о р а —■ повторение слова или словосочетания в конце

каждой части высказывания или группы высказываний: У немцев

везде чисто — в офисах ч и с т о, в коридорах чис т о,на улицах чисто,

в туалетах — и в тех ч и с т о.

Г р а д а ц и я — расположение слов так, чтобы каждое последующее

было выразительнее, сильнее предыдущего: он не догадывался,

не знал, не ведал, ему и в голову не могло это прийти.

Ан т и т е з а — противопоставление внутри одной и той же

фразы: Государство пухнет — народ хиреет; граждане воруют —

страна богатеет (М. Жванецкий).

Пе р е ч и с л и т е л ь н ы й ряд — группа слов, представляющих

собой перечисление и приводимых через запятую либо с помощью

слов во-первых, во-вторых и т.д. Для того чтобы данный

прием оказался эффективным риторическим средством, перечислительный

ряд должен быть достаточно длинным — 4, 5, 6 членов

и более; представление «много» у аудитории начинается обычно

после трех.

Ана л о г и я тоже рассматривается как риторический прием:

одно явление описывается по аналогии с другим, уже известным.

К примеру, война в Афганистане описывается по аналогии с войной

во Вьетнаме. Аналогия улучшает доступность рассуждения,

но не усиливает его убедительности. Аналогия — не доказательство,

«всякая аналогия хромает».

Г и п е р б о л а — преувеличение (заведомое), например: Нет

таких сил, которые заставили бы его свернуть с избранного им в

жизни пути.

И н в е р с и я — изменение привычного порядка слов: Никогда

больше не будет раздаваться в коридорах этого здания детский крик.

Все перечисленные риторические фигуры (а число их может

быть увеличено, названы лишь наиболее употребительные и эффективные)

в принципе способствуют усилению воздействующей

силы устного выступления. Любой из этих приемов может быть

особенно эффективен, если он один и краткое выступление построено

на одном этом риторическом приеме. Однако слишком

большое число риторических фигур в устной речи либо их однообразное

применение способны дать обратный эффект, вызвать

раздражение слушателей, в силу чего применять риторические фигуры

в устной речи следует с осторожностью.

 

РЕЧЬ ОРАТОРСКАЯ — разновидность публичной речи, противополагаемой функционально и структурно речи разговорной, частному, "бытовому" общению. В противоположность разговорной речи — обмену более или менее несложными и короткими репликами (отдельными фрагментарными высказываниями) двух или нескольких собеседников — публичная речь организуется в форме монолога, т. е. сложно построенного, развернутого и длительного высказывания, обращенного ко многим, к обществу (монологический речевой обмен в условиях массового общения).

Дискуссия(от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение к.-л. вопроса или группы связанных вопросов компе­тентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого ре­шения. Д. является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказыва­емых участниками. Заявления последних должны относится к од­ному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность. Сама тема Д. обычно формулируется до ее начала. Д. отличается от полемики как своей направленностью, так и используемыми средствами. Если цель Д. — достижение опреде­ленной степени согласия ее участников относительно дискутиру­емого тезиса, то цель полемики — не само по себе согласие, а скорее победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения.

Диспут (от лат. disputatio) — в схоластической системе образования средневековой Европы формальный способ ведения спора, проводимого с целью установления богословской илинаучной истины. Данный процесс подчинялся формальным правилам, основными из которых были ссылки устоявшиеся письменные авторитетные источники и тщательный анализаргументов каждой из сторон. Другой категорией диспутов были межконфессиональные диспуты, призванные доказать превосходство того или иного религиозного учения.

 

Формальный диспут был способом проведения состязательной дискуссии, в которой один из её участников защищал некоторый тезис перед выдвигающими возражения и контраргументы оппонентами. Данный метод являлся общепринятым в средневековой университетской практике и был главным способом тренировки и проведения экзамена во всех четырёх основных науках — искусства, медицина, теология и юриспруденция. Структурно, процедура имела сходство с юридическим процессом и возглавлялась магистром, который подобно судье принимал окончательное решение о результате диспута. Существенным правилом являлось «бремя доказательства.», требовавшее, чтобы тезис доказывал тот, кто его выдвинул.

 

 

Билет № 35 Язык СМИ, в том числе электронных, Язык рекламы.

 

Публицистический стиль используется тогда когда адресатом создаваемого текста (устного или письменного) является массовым.

1. собственно информационная (сообщаемая информация носит актуальный характер);

2. Комментарийно-оценочная (дается оценка актуальной информации);

3. Позновательно-просветительская (сообщается информация культурного или научного плана);

4. Функция воздействия (излагая информацию, журналист преследует цель повлиять на образ мыслей и поведение адресата);

5. Развлекательная (получение информации должно доставить адресату удовольствие).

Признаки объединяющие все СМИ:

1. Адресат любого СМИ является массовым.

2. Адресат СМИ представляет собой социальную группу, объединенную неким общим интересом

3. Способ общения с адресатом является не контактным, а дистантным.

4. Работая в том или ином издании, на том или ином канале, журналист выражает не только личную, но и коллективную точку зрения.

Язык печатных СМИ.

Их объединяют в 9 «жанровых типов», к ним относятся:

1. Собственно-информационные жанры, содержанием которых является информация, представленная максимально объективной форме, лишенная авторской индивидуальности.

2. Информационно-публицистические жанры, в которых объективное изложение информации сопровождается её субъективной интерпретацией, эмоциональной или интеллектуальной оценкой. Следует отметить, что в эту группу попали и такие неспецифические для газеты жанры, как библиография, заявление, приметы.

3. Собственно публицистические жанры, содержанием которых является переработанная автором информация: доказательство какого-либо положения, мнения выражения чувств и т.д.. Объективно новая для читателя информация играет здесь второстепенную роль.

4. Художественно-публицистические жанры, в которых используется различные приемы изобразительности, создания художественного текста.

5. Рекламные жанры, включающие как чисто рекламные тексты, так и реклмные сочинения, облеченные в форму традиционных газетных жанров (заметки, корреспонденции, интервью, очерка).

6. Художественные жанры.

7. Разговорные жанры.

8. Официально-деловые жанры.

9. Остальные куда включены такие развлекательные жанры, как игра, кроссворд, гороскоп и т.д., жанры религиозного красноречия (проповедь, молитва), а также, т.е. такие, отнесение которых к определенному жанру пока затруднительно.

Ориентируюсь на читателя, издатель учитывает его возраст, социальный статус, культурный уровень, политические взгляды профессиональные и бытовые интересы.

Употребляются в статьях жаргонизмы.

Жаргон – это разновидность речи отдельных социальных групп(профессиональных, возрастных, локальных и др.) которая отличается, прежде всего лексически от речи других социальных групп.

Жаргон это особый язык, со своими законами и нормами употребления: фамильярно-разговорные общения на бытовые темы.

Газетная реклама не имеет таких гигантских изобразительных возможностей, как телевизионная реклама. Газетный рекламист (создатель рекламы) может убедить только словом. Существует несколько основных жанров печатной рекламы, различающихся объемом и степенью подробности описания товара:

- объявления (дается объективная информация)

- инструкция (описываются действия которые следует совершить)

- призывы (в призывах используются императивы, указывающие, какое действие должен совершить адресат; призыва характерны для газетной и щитовой рекламы)

- заметки

- рецензии

- научно-популярные заметки и статьи

Очень часто рекламные тексты создаются при помощи языковых средств, свойственных разным рекламным жанрам. Такое строение рекламы помогает её авторам воздействовать не только на «чувства», но и на «разум» адресата: используются различные виды аргументов в пользу того, что этот фильм следует увидеть.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.