Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лексика и фразеология. Слово, его лексическое значение




Тема 2. Лексика и фразеология.

Фонетика. Фонемы.

Тема 1. Фонетика

Содержание учебной дисциплины

Введение. Социальные аспекты культуры речи. Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Словари русского языка. Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).

Студент должен

иметь представление:

ü о культурно-ценностных аспектах русской речи;

знать:

ü различия между языком и речью;

ü функции языка;

ü признаки литературного языка и типы речевой нормы;

ü основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, со­блюдение этики общения, учет коммуникативного компонента);

уметь:

ü создавать тексты в устной и письменной форме;

ü различать элементы нормированной и ненормированной речи.

Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение.

1.2. Орфоэпические нормы. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.

Входной контроль.

1.3. Варианты русского литературного произношения. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов; сценическое произношение и его особенности.

1.4. Фонетические средства речевой выразительности. Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация.

1.5. Учет и классификация собственных ошибок. Понятие «алгоритм». Обобщение правил орфографии, пунктуации, стилистики.

Студент должен

иметь представление:

ü о системе в предупреждении собственных ошибок;

знать:

ü особенности русского ударения и произношения;

ü орфоэпические нормы;

уметь:

ü владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности;

ü пользоваться орфоэпическими словарями.

 

Упражнения:

ü лексические изобразительно-выразительные средства языка;

ü происхождение, строение и значение фразеологизмов;

ü лексические ошибки и их исправление;

ü словотворчество В. Маяковского, А. Вознесенского и других поэтов и прозаиков;

ü стилистический анализ текста.

2.2. Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологическая норма, ее варианты.

2.3. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеоло­гии. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеоло­гии. Употребление профессиональной лексики и научных терминов.

2.4. Лексические ошибки и их исправление. Лексические ошибки и их исправление: плеоназм, тавтология, ало­гизмы, избыточные слова в тексте. Ошибки в употреблении фразеологиз­мов и их исправление. Афоризмы.

Студент должен

иметь представление:

ü о системе в предупреждении собственных ошибок;

знать:

ü лексические и фразеологические единицы языка;

уметь:

ü владеть нормами словоупотребления;

ü определять лексическое значение слова;

ü пользоваться толковыми, фразеологиче­скими, этимологическими словарями, словарем устаревших слов русского языка;

ü находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов;

ü определять функционально-стилевую принадлежность слова;

ü определять слова, относимые к авторским новообра­зованиям.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.