Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И синего вала обманчивый вал




В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

(А. Пушкин)

Бессоюзие ( асиндетон) – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность:

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон…

(А. Пушкин)

Лексические ошибки и их исправление: плеоназм – смысловой повтор (главная суть, темный мрак); тавтология - повторение однокоренных, близких по звучанию слов (рассказать рассказ, спросить вопрос); алогизм – сопоставление несопоставимых понятий (клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика, надо: “от клюва”); избыточные слова в тексте: многословие.

Профессиональная и профессионально-жаргонная лексика (-к -): горючка – атомка. Эта лексика понятна всем, отсюда: гражданка (разг.), самоволка (прост.).

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

Самостоятельные части речи включают слова, которые называют предметы, признаки, действия.

Служебные части речи включают слова, которые обычно служат для связи самостоятельных и различных предложений или придают те или иные оттенки значения как отдельным членам предложения, так и всему предложению в целом.

Синтаксис. Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение.

Синтаксис – наука, изучающая строение, грамматические значения и употребление в речи словосочетаний и предложений.

Словосочетание – соединение слов, одно из которых (зависимое) подчинено другому (главному).

Предложение в отличие от словосочетания имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов, подлежащего и сказуемого или одного из них.

Выразительные возможности русского синтаксиса – применение стилистических фигур речи (синтаксические построения).

Анафора (единоначатие) – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

Клянусь паденья горькой мукой,

Победы краткою мечтой;

Клянусь свиданием с тобой

И вновь грозящею разлукой…

(М. Лермонтов)

Эпифора ( концовка) – это повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений:

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь).

Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседнихпредложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения:

Шелкова ниточка к стене льнет. Дунечка матушке челом бьет.

Антитеза – это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия (“Где стол был яств, там гроб стоит” – Г. Державин).

Градация – это такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов:

Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. (А. Чехов)

Стилистические возможности словообразования.

В научном стиле как медицинские термины используются существительные с суффиксами –ом: аденома, гранулема; –ит: бронхит, радикулит; –ин: анальгин, антиспазмин; –ол: валидол, ментол. Некоторые словообразовательные модели продуктивны в научном и публицистическом стилях: существительные – Пушкиниана, Шопениана; прилагательные – фотогеничный, коммуникабельный. Используется модель, по которой создаются термины на основе существительных и прилагательных, имеющих также терминологическое значение: десантировать, йодировать, вакуумировать. Применяются модели, включающие греческие и латинские словообразовательные элементы, превратившиеся в интернациональные форманты: вольтметр, пульсометр. Многие книжные средства словообразования нередко получают широкое распространение и становятся общеупотребительными: акклиматизация, новаторство. Однако книжная окраска этих словообразовательных моделей проявляется при образовании новых терминов: научно-технических – цементация, складирование; юридических – задержание, пресечение; а присоединение их к основам, имеющим разговорную окраску, устраняет ее: ветреный – ветреность, вертлявый – вертлявость. Приставки иноязычного происхождения: демаскировать, дезинформация; книжные исконно русские и старославянские приставки: вневедомственный, совладелец. Некоторые старославянские приставки придают словам “высокое” звучание: всевластный, воспылать. Образование сложных слов: прилагательные, образованные способом чистого сложения (легкоатлетический, добрососедский); слова, состоящие из трех и более основ (трубопроводостроительный), большинство из них отличается узкоспециальным назначением (трихлорнитрометан, фторацетамид). Словообразовательные модели, созданные на основе буквенных сокращений и суффиксации: названия самолетов (“У - 2” – уточка, “АН - 2” - аннушка). Профессионализмы – слова, имеющие терминологическое значение, но употребляемые в разговорной речи людьми одной профессии: розлив, подсол.

Фонетические средства речевой выразительности изучает фоника – наука, исследующая звуковую сторону речи.

Аллитерация – повторение одинаковых или сходных согласных звуков.

Ассонанс – повторение гласных.

Лексика – наука о значении слова.

Фразеология – наука о фразеологизмах (устойчивых словосочетаниях).

Слово – единица языка.

Лексическое значение слова – это его содержание, его соотнесенность с предметом или явлением действительности.

Изобразительно-выразительные возможности лексики – аллегория, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, литота, перифраза, метонимия, синекдоха.

Аллегория – отвлеченные понятия конкретных образов (басни: глупость - осел).

Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой (фарфор на столе; фарфор в значении “посуда”).

Синекдоха – замена названия части вместо целого и наоборот (Европа).

Гипербола и литота – преувеличение и преуменьшение.

Перифраза – оборот, употребляемый вместо слова или словосочетания (город на Неве).

Словообразование – создание новых слов на основе имеющихся в языке.

Способы словообразования:

1. Приставочный (везти - привезти).

2. Суффиксальный (работать - работник).

3. Приставочно-суффиксальный (стена - настенный).

4. При помощи сложения:

а) целых слов (времяпрепровождение);

б) основ слов с помощью соединительных гласных о и е (лесопарк, птицефабрика).

Примечание. Нередко при сложении основ в словообразовании одновременно участвуют и суффиксы (черноморец, судоходство).

в) части слова с целым словом или частью основы (спортинвентарь, спецкор, вуз).

5. При помощи слияния слов из словосочетания или (редко) из предложения (малопригодный – мало пригодный для занятий).

6. При помощи перехода слов из одной части речи в другую [(рабочий (прилагательное); инструмент – молодой рабочий (существительное)]

Стилистические особенности словообразования.

Словообразование вызывает стилистический интерес в следующих случаях:

1. Если мотивированное слово приобретает стилистическую окраску, несвойственную мотивирующему: дочурка (уменьш. - ласк.) – дочь; инженерша (прост.) – инженер.

2. Если аффиксация способствует функционально-стилевой закрепленности слова: потребовать (общеупотр.) – востребовать (офиц. - дел.); шитье – пошив (спец.); гречиха – гречка (разг.); даром – задаром (прост.), задарма (гр. - прост.).

3. Если особенности словообразования ограничивают сферу использования слов, которые употребляются лишь в диалектах или получают профессиональный либо жаргонный оттенок: земляника – земляница (диал.); свистеть – свистать (всех наверх) (проф.); мультфильм – мультик, мультяшка (жарг.).

4. Если особенности словообразования становятся причиной архаизации слова, уступающего свое место в активном лексическом запасе синониму с иными аффиксами: дерзостный (уст.) – дерзкий; грузинец [Армяне, грузинцы, черкесы, персияне теснились на площади (П.) - грузин].

5. Если словообразование используется как источник речевой экспрессии при создании окказионализмов: широкошумные (дубравы) (П.); блиноед (Ч.); прозаседавшиеся (Маяк.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.