Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тем 7 культура ораторской речи




Роды и виды ораторской речи

Термин «ораторское искусство» античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика и русское красноречие.

Риторика – это, во-первых, ораторское искусство, теория красноречия, во-вторых, учебный предмет, изучающий теорию красноречия.

Выражение ораторское искусство также имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, изучающую основы ораторского мастерства.

Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Так, например, в России 17-18 вв. авторы риторик выделяли пять основных типов (родов) красноречия: придворное, духовное, военное, дипломатическое, народное.

Роды и виды красноречии выделяют в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению, воздействию.

В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское).

Род красноречия – это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Результатом дальнейшей дифференциации являются виды или жанры, выделение которых носит ситуативно-тематический характер.

А) К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, митинговые, парламентские речи.

Б) Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой (лекция, доклад, научный обзор и т.п.). Академическое красноречие близко научному стилю речи, но в нем нередко используются выразительные средства языка, что является недопустимым в рамках научного стиля. В России научное красноречие сложилось в первой половине 19 века. Его становлению способствовали такие русские ученые, как В.Соловьев, Н.Сеченов. Д.Менделеев ит.д.

В) Судебное красноречие – это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую,или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь. Становление судебного красноречия в середине 19 века было обусловлено судебной реформой С.И.Зарудного, в результате которой в России был введен суд присяжных.

Г) Социально-бытовое красноречие – это юбилейные речи, посвященные знаменательной дате или произнесенные в честь отдельной личности, носящие торжественный характер.

Д) Духовное (церковно-богословское) красноречие - древнейший род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. В нем выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием. В Киевской Руси в духовном красноречии выделялось 2 подвида: красноречие дидактическое, или поучительное, которое преследовало цели морального наставления, воспитания, и панегирическое, или торжественное, которое посвящено знаменательным церковным датам или государственным событиям. Духовное красноречие изучает наука о христианском церковном проповедничестве гомилетика.

Основу речей любого рода составляют общеязыковые и межстилевые средства. Однако каждый род красноречия имеет и специфические языковые черты, которые образуют его микросистему.

 

 

 

Функционально-смысловые типы речи

 

Ораторская речь по своему составу неоднородна, поскольку в процессе мышления человеку свойственно отражать различные объективно существующие связи между явлениями действительности, что находит выражение в различных функционально-смысловых типах речи: описании, повествовании, рассуждении.

 

Повествование – это динамический функционально-смысловой тип речи, выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях и имеющий специфические языковые средства. Повествование включает в себя динамически отражающиеся ситуации внешнего мира. К данному типу речи прибегают в тех случаях, если требуется подтвердить высказанные оратором положения конкретными примерами или при анализе некоторых ситуаций. Задача оратора – изобразить последовательность событий. Передаваемая содержательно-фактуальная информация облекается в разные формы. Во-первых, оратор может говорить как участник событий, во-вторых, излагать события со слов третьего лица, в-третьих, моделировать событийный ряд, не указывая на источник информации. Динамика повествования создается благодаря использованию глаголов, их разными видовременными планами.

Можно выделить конкретное, обобщенное и информационное повествование.

Конкретное – это повествование о расчлененных, хронологически последовательных конкретных действиях одного или нескольких действующих лиц.

Обобщенное – это повествование о конкретных действиях, но характерных для многих ситуаций, типичных для определенной обстановки (например, описание какого-либо опыта в научном стиле речи).

Информационное – это повествование о каких-либо действиях или состояниях без их конкретизации.

Повествование в речах может быть построено по схеме традиционного трехчастного членения, то есть в нем есть завязка, вводящая в сущность дела, развертывание действия и развязка, содержащая явную или скрытую эмоциональную оценку события оратором.

Обычно выделяют также развернутое и неразвернутое повествование.

 

Описание _ это констатирующая речь, как правило, дающая статическую картину, представление о характере, структуре, свойствах, качествах объекта путем перечисления как существенных, так и несущественных его признаков в данный момент.

Описание может быть двух видов: статическое и динамическое. Первое дает объект в статике, указанные в речи признаки объекта могут обозначать его временные или постоянные свойства и качества. Динамическое описание представляет объект в развитии. Центром описания являются существительные с предметным значением, которые рождают в сознании слушателей конкретный образ.

Описание может быть развернутым, подробным и сжатым, кратким; объективированным или субъективированным.

 

Рассуждение (или размышление) – это такой тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения.

Рассуждение характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, которые образуют умозаключение или цепь умозаключений на какую-либо тему. Этот тип речи характеризуется наличием причинно-следственных отношений. Можно выделить собственно рассуждение – цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме, его цель – выведение нового знания; доказательство, цель которого – обоснование истинности или ложности высказанных положений; объяснение, цель которого – раскрытие, конкретизация изложенного содержания, установление достоверности суждений относительно какого-либо неясного дела.

Частным случаем рассуждения являются общие места – отвлеченные рассуждения, навеянные темой речи, не закрепленные за определенной ситуацией, которые усиливают аргументацию основного изложения, используются для эмоционального усиления доводов и положений.

 

Функционально-смысловые типы речи нередко выступают в контаминированном виде, что приводит к появлению смешанных типов ораторской речи.

 

Логико-композиционное построение ораторской речи

 

Для успешного публичного выступления необходимо уделить серьезное внимание работе над композицией речи.

Композиция речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой его части ко всему выступлению как единому целому. Универсальных правил построения публичного выступления не существует. Композиция зависит от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей, однако есть общие принципы построения выступления:

Принцип последовательности - каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима.

Принцип усиления – значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения.

Принцип органического единства - распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора.

Принцип экономии - умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств.

Наиболее распространенной структурой устного выступления считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть и заключение.

 

Вступление - успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить. Насколько ему удалось заинтересовать аудиторию. Задача вступления - подвести слушателей к восприятию данной темы. При подготовке вступления следует учитывать тему и вид речи, состав аудитории, степень подготовленности аудитории, эмоциональный настрой самого оратора.

Главная часть – в ней излагается основной материал, доказываются выдвинутые положения, слушатели подводятся к необходимым выводам. В главной части необходимо строго соблюдать основное правило композиции - логическую последовательность и стройность изложения материала. Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала. Основными методами являются следующие.

Индуктивный метод изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам.

Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор вначале выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах.

Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям.

Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени

Использование различных методов изложения материала в одном выступлении позволяет сделать структуру главной части более оригинальной, нестандартной.

В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи.

 

 

Задание к практической части зачета

 

1. Расставьте ударение в следующих словах:

Газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, пиала, приданое, свекла, статуя, ходатайство, щавель, апокриф, апостроф, бюрократия, гастрономия, диоптрия, значимость, иконопись, каучук, ломота, мытарство, пасквиль, похороны, созыв, статут, упрочение, феерия, феномен, асимметрия, бензопровод, вероисповедание, ветеринария, бунгало, генезис, гренадер, диспансер, догмат, жизнеобеспечение, камбала, каталог, квартал, некролог, партер, премирование, пурпур, нефтепровод, диалог, игрище, искра, кладовая, колосс, недуг, партер, путепровод, ракурс, столяр, толика, узаконение, фарфор, христианин, экслибрис, единовременный, кухонный, искристый, мизерный, украинский, баловать, заиндеветь, закупорить, премировать, усугубить, издревле, мастерски, наголо, августовский, бронировать, заржаветь, кашлянуть, уведомить (ударение проверить по словарю, см. Петрякова А.Г. Культура речи (практикум- справочник, стр.133).

 

2. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте словосочетания с указанными словами:

Атлас – атлас, броня – броня, видение – видение, вязанка – вязанка, ирис – ирис, кирка – кирка, клубы – клубы, кредит – кредит, лоскут – лоскут, мокрота – мокрота, острота – острота, старина – старина, хаос – хаос, лавровый – лавровый, угольный – угольный, характерный – характерный, языковый – языковой, забронировать – забронировать, морщить – морщить, погруженный – погруженный, склонен – склонен, трусить – трусить (значение слов уточнить по словарю. см. Петрякова А.Г, стр. 133).

 

3. Образуйте простые и составные формы степеней сравнения и краткие формы от следующих имен прилагательных:

крупный, ловкий, здоровый, тонкий, сухой, злой, дорогой, бойкий, драматичный, искусный, хороший, плохой, горький, деловитый, широкий, мелкий, лиловый, полный, красивый, острый, круглый, тяжелый, старый, легкий. (например, крупный - крупен (краткая форма), крупнее, покрупнее (разг.), более (менее) крупный, наикрупнейший, наиболее крупный).

 

3. Просклоняйте количественное и порядковое числительное.

1545, 1785, 1436, 1963, 1993, 2494, 1345 и т.п.

 

Вопросы к зачету по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов

заочногоотделения

 

1. Понятие о культуре речи. История развития, предмет, задачи.

2. Понятие о языковой норме. Виды норм.

3. Понятие о коммуникативных качествах речи, их классификация.

4. Понятие о языке и речи. Функции языка и речи.

5. Виды речи, их характеристика.

6. Речевая деятельность, ее виды.

7. Понятие о функциональных разновидностях языка. Их виды.

8. Понятие о национальном языке. Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

9. Внелитературные формы существования национального языка.

10. Понятие о разговорной речи и ее особенности.

11. Жанры речевого общения.

12. Этика речевого общения. Этикетные формулы речи.

13. Роды и виды ораторской речи.

14. Функционально-смысловые типы ораторской речи.

15. Логико-композоционное построение ораторской речи.

16. Функциональные тили современного русского литературного языка. Принципы их выделения.

17. история развития научного стиля речи.

18. Общая характеристика и основные разновидности научного стиля речи.

19. Отличительные признаки научного стиля речи.

20. Общая характеристика официально-делового стиля речи, его разновидности.

21. Текстовые нормы делового стиля. Реквизиты, правила их оформления.

22. Языковые нормы в деловом стиле.

23. Публицистический стиль речи, его основные особенности.

24. Акцентологические нормы в современном русском языке (нормы ударения).

25. Нормы произношения современного русского языка.

26. Словообразовательные нормы в современном русском языке.

27. Морфологические нормы в области имени существительного.

28. Правила определения рода у несклоняемых существительных.

29. Особенности употребления в речи существительных, называющих лицо по профессии.

30. Особенности употребления в речи существительных общего рода.

31. Морфологические нормы в области имени прилагательного.

32. Морфологические нормы в области имени числительного.

33. Особенности склонения количественных и порядковых числительных.

34. Особенности употребления в речи собирательных числительных.

35. Морфологические нормы в области местоимений.

36. Лексические нормы современного русского литературного языка. Типы лексических ошибок.

37. Понятие о многословии, его виды.

38. морфологические нормы в области глагола.

39. синтаксические нормы современного русского литературного языка.

40. Понятие об обязательных и вариантных нормах. Причины изменения языковых норм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.