Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контентный анализ




Лингвистический метод

Юридический метод

Психологический метод

Литературный метод

· Выявляет подлинность текста и автора, изу­чая тон, стиль и словарь. Устанавливается, на­пример, что автором такой-то пьесы не мог быть Шекспир.

· Более индивидуален, позволяет исследовать характеры как самих авторов, так и изображаемо­го ими, соотносит героев с социальным контекс­том, который их породил. Объяснение может быть психоаналитическим, экзистенциалистским и т. д. в зависимости от школы, к которой принадлежит исследователь.

· Применяется при изучении текстов или су­дебной практики, он позволяет сравнивать текс­ты, исследовать мотивы решения, цели законода­теля и т. д.

Социологический метод

· Объясняет документ в его социальном кон­тексте.

· За последние годы шагнул далеко вперед и еще не исчерпал всех своих возможностей. По времени возникновения он может быть отнесен к числу классических, однако его специфичность и особенности эволюции в последнее время ставят этот метод особняком и весьма сближают с со­временными и структурными методами.

Например, задачи лингвиста в основном со­стоят в выявлении минимальных единиц языко­вой системы, фонемы и морфемы, а также в ис­следовании последовательности и сочетаний этих единиц. Лингвиста интересует не значение текс­та, а его структура, другими словами, распреде­ление морфем и фонем. Наконец, лингвист на­блюдает наличие или отсутствие определенных лингвистических единиц, а также частоту их употребления.

Таким образом, можно подойти к проблеме возможного, значения распределений и структур.

Так называемые классические методы, кроме лингвистического анализа документов, имеют много общего, хотя они могут быть не только ра­циональными (юридический анализ), но и в оп­ределенной степени интуитивными, личными, субъективными. Качественный элемент является здесь основным, а то, что может исчисляться ко­личественным путем, воспринимается только ин­туитивно и нерасчлененно.

Такие виды анализа имеют дело с различны­ми случаями несистематизированного творчест­ва, ценность которого зависит только от его ис­полнителя. Количественный рост средств комму­никаций (радио, телевидения) и пропаганды увеличивал потребности в поиске значений, кор­реляций, закономерностей в оценке факторов влияния и предвидении некоторых событий. Со­временный метод анализа документов возник из необходимости проводить исследования в новых направлениях.

Общие понятия.

Определение. Данные, которые нам представляют социальные науки, состоят в основном из сообщений — устных (тексты речей, записи бесед, разговоры) или письменных (официальные документы, газетные статьи, письма, в том числе ли­тературного, исторического и политического со­держания).

Независимо от уровня и исследуемого мате­риала, независимо от того, хотим ли мы понять или объяснить мнение, поведение, действие, дан­ные, получаемые нами, почти всегда выражены в словесной форме. Всякое фиксируемое нами действие облачено в словесный контекст. Важно, чтобы исследователь в социальных науках мог научно анализировать эти материалы, не доволь­ствуясь только простыми впечатлениями.

Литературные и исторические анализы текс­тов сохраняют свою ценность; однако их могут дополнить современные методы. Новизна совре­менных средств контентного анализа заключает­ся в том, что впечатления исследователя, которые зависят от его личных качеств, заменяются более стандартизованными процедурами, которые час­то предполагают измерение и, во всяком случае, выражают материал в виде данных, которые мо­гут рассматриваться научно. Для этого необходи­мо расчленить текст, иными словами, исследо­вать его, исходя из функций отдельных понятий или слов, которые выбираются и учитываются в зависимости от целей исследования.

Требования к контентному ана­лизу.

Объективность. Анализ должен подчиняться достаточно ясным и точным правилам, чтобы разные толкователи, работая с одним и тем же текстом, получали одинаковые результаты. Это предполагает возможность договориться по всем аспектам анализа, добиться одинакового пони­мания всех категорий и рабочих определений каждой из них.

Систематичность. Все содержание должно быть упорядочено и интегрировано в категориях, избранных в зависимости от преследуемой цели. Никакие элементы информации, имеющие отно­шение к цели, не должны остаться вне поля зре­ния.

Измеримость. Чаще всего речь идет о пере­числении значимых элементов, о подсчете их частоты и т. д. Но эти условия не всегда соблюда­ются, иногда применяются и приемы качествен­ного анализа к проблемам, которые не подлежат измерению.

Контентный анализ может охватить:

· Все данные словесного сообщения, которое имеет значение в общественной жизни, идет ли речь о текстах письменных (официальные доку­менты, книги, газеты, личные документы) или устных (радио, телевидение) или о деятельности, поддающейся расчленению и классификации (анализ совещания, расписание рабочего време­ни мастера или префекта).

· Все данные, специально полученные соци­ально-психологическим исследованием (отчеты о беседах, дискуссии в группах и т. д.).

Разные типы контентного анализа.

1. Поисковый и контрольный анализ. Направ­ленный и ненаправленный анализ. Сначала под­черкнем существенную особенность, свойствен­ную всем исследованиям в общественных науках: различие между анализом документов, направ­ленным на проверку определенной гипотезы, ана­лизом, цель которого точно выражена, ясно, что исследуется и где квантифицируется результат, и таким анализом, цель которого нужно найти. Очевидно, что первый тип анализа более точен и более систематичен.

Если исследователь хочет классифицировать некоторые значимые элементы документации так, чтобы получить количественное их опреде­ление, он должен либо знать то, что он хочет высчитать, либо действовать интуитивно, отка­зываясь от любой систематизации. Если количе­ственный контентный анализ применяется к большому числу данных без четких гипотез, то исследователь тратит впустую свое время и силы. С целью систематизации следует применять на­правленный анализ, хотя надо признать и его не­удобства: возникает опасность, что в поле зрения исследователя не попадут существенные элемен­ты, которые он не предвидел.

2. Количественный анализ и качественный ана­лиз. Слово «качественный» долгое время исклю­чалось из контентного анализа. Авторы проти­вопоставляли понятия качественного и коли­чественного, исходя из разных точек зрения: впечатление они противопоставляли системати­зации, гипотезу — проверке гибкости или жест­кости категории. Качественный анализ учитывает наличие или отсутствие данной характеристи­ки, тогда как количественный анализ рассматри­вает частоту отдельных тем, слов, символов, со­держащихся в тексте.

С помощью количественного анализа, прав­да, можно рассматривать и наличие или отсутст­вие определенных атрибутов, но основное вни­мание обращается на частоту их применения и на основе этого делаются выводы.

Постараемся также выяснить различие между двумя типами анализа с точки зрения критерия «важности». В количественном анализе таким критерием является число случаев; здесь важно нечто часто встречающееся. В качественном же анализе «важность» предполагает новшество, за­нимательность, ценность данной темы, так что критерий важности остается явно субъективным.

Количественный подход, обладающий бес­спорным свойством объективности, ограничен тем, что не принимает во внимание редко встре­чающиеся темы и символы или игнорирует их оригинальность, относя к более общим группам.

Исследователь теряет ценную информацию, если он произвольно применяет категории ана­лиза и выборку, удовлетворяющую техническим требованиям статистического анализа. Исследо­ватель же, интересующийся ценностью самих по­казателей, постарается получить более узкие ка­тегории, тем самым превращая их в более специфические, лучше приспособленные для изучае­мой данной действительности.

В любом реальном анализе существуют две опасности: принять узкие категории, хотя и со­ответствующие реальности, но отражающие ее в темах слишком узкого диапазона, или же сгруп­пировать данные в небольшое число категорий, отказавшись от ряда оригинальных черт этих данных.

3. Непосредственный или косвенный анализ, репрезентативная и инструментальная коммуни­кация. При количественном анализе измерение чаще всего применяется в прямой форме. Исходя из количественного анализа, можно, однако, бо­лее тонко интерпретировать то, что, в частности, скрыто присутствует в языке.

Косвенная интерпретация, то есть выявление некоего подтекста сказанного, не является досто­янием лишь качественного анализа; она вполне может исходить из квантификации содержания.

Чаще всего квантификация содержания до­вольствуется представлением результатов в циф­рах, и поэтому изменение стратегий, кажущаяся бессвязность содержания заставляют искать объ­яснение гипотезы в той области, которая скрыта и неопределима количественно.

Прямой количественный анализ ограничи­вается подсчетом ответов в таком виде, в каком они даны. Косвенным количественным анализом можно обнаружить и то, что не является очевидным, даже то, что автор текста хотел умышленно скрыть.

Недомолвки, темп и ритм речи, выбор слов в тексте — все эти формальные признаки могут раскрывать очень многое, поскольку автор сооб­щения не следит сколько-нибудь сознательно за этим и не замечает их информативной ценности. Эти признаки являются ценными показателями, касающимися автора сообщения, особенно когда речь идет об и нструментальной коммуникации, то есть коммуникации, предназначенной произ­вести определенный эффект на реципиента сооб­щения (напротив, чисто репрезентативная ком­муникация информирует о состоянии коммуни­катора).

4. Структурный анализ. Двусмысленность самого термина «структура» позволяет применять структурный анализ в исследованиях разных ти­пов.

Категории анализа должны соотноситься со структурами данных и единиц, связанных с вклю­ченными в объект исследования гипотезами.

Употребление контентного ана­лиза.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.