Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменение в современном мире




Э.ГИДДЕНС

Социология предлагает ясную и в высшей степени всеохваты­вающую перспективу на человеческое поведение. Изучение социо­логии предполагает постепенный отказ от нашего личного взгляда на мир, выявление социальных воздействий, формирующих нашу жизнь. Социология не отрицает и не преуменьшает подлинность индивидуального опыта. Скорее благодаря ей мы лучше узнаем наши индивидуальные свойства, а, значит, и свойства других лю­дей, развивая чуткость к широкому универсуму социальной дея­тельности, в которую мы все вовлечены... Изучение социологии частично является исследовательским процессом. Никто не сможет изучать социологию, не подвергая сомнению некоторые из своих глубоко укоренившихся взглядов.

Социология: проблемы и перспективы

Мы живем сегодня — в конце XX в. — в мире, который охвачен беспокойством и еще полон ожиданием будущего. Это мир, посто­янно изменяющийся, находящийся под угрозой ядерной войны и характеризующийся деструктивным разрушением окружающей сре­ды современной технологией. Тем не менее мы можем контролиро­вать нашу судьбу, делать жизнь такой, какой она не снилась преды­дущим поколениям. Как устроен мир? Почему наши условия жизни так отличаются от условий жизни наших предков? Каким будет бу­дущее? Эти вопросы — предмет социологии, дисциплины, которая должна играть фундаментальную роль в современной интеллекту­альной культуре.

Социология — это изучение человеческой социальной жизни, социальных групп и обществ. Это ослепительное и захватывающее предприятие, имеющее своимпредметом наше собственное пове­дение как социальных существ. Интерес социологии чрезвычайно широк — от анализа неожиданных встреч индивидов на улице до исследования глобальных социальных процессов.... Понимание тонких, комплексных и глубоких способов, которыми наши жизни отражают контексты нашего социального опыта — основа социоло­гического подхода. Особый интерес социологии — социальная жизнь 'в современном мире — мире, возникшем в результате глубо­ких изменений в человеческих обществах, происшедших в течение последних двухсот лет.

Изменение человеческой жизни за последние двести лет было радикальным. Речь идет о том, например, что большинство населе­ния уже не работает на земле; живет в городах, а не маленьких сельских сообществах. Этого не было до современной эпохи. На протяжении фактически всей мировой истории подавляющее боль­шинство населения само производило средства для своего сущест­вования, жило маленькими группами или небольшими деревенски­ми сообществами. Даже во время расцвета наиболее развитых традиционных цивилизаций — Древний Рим или традиционный Ки­тай — менее 10% населения проживало в городах, причем каждый из них еще был вовлечен в сельское хозяйство. Сегодня в высоко развитых индустриальных обществах эти пропорции стали почти обратными: как правило, более 90% населения живет в городских агломерациях и только 2—3% населения занято в сельском хозяй­стве.

Изменились не только внешние аспекты жизни. Изменения ради­кально трансформировали и продолжают трансформировать наибо­лее личные и интимные аспекты нашего повседневного существова­ния. Если расширить предшествующий пример, то распространение идеалов романтической любви было в значительной степени обу­словлено переходом от сельского к городскому, индивидуальному обществу. Когда люди переместились в город, начали работать в промышленном производстве, то брак перестал определяться ис­ключительно экономическими соображениями — необходимостью контролировать наследование земли и обрабатывать землю всей семьей. «Договорные» свадьбы, заключающиеся посредством со­глашений между родителями и родственниками, становились все ре­же. Индивиды стали вступать в семейные отношения на основе чувств и поисков личной реализации. Идея «влюбленности» как ос­нова брака сформировалась в этом контексте.

Сходным образом до появления современной медицины европей­ские взгляды на здоровье и болезнь не отличались от воззрений в не­западных странах. Современные методы диагноза и лечения, возник­шие с признанием важности гигиены для предотвращения инфекционных заболеваний, появились только в начале XVIII в. Наши взгляды на здоровье и болезнь явились частью более широких социальных трансформаций, оказавших влияние на многие аспекты подходов в биологии и к природе в целом.

Социология начинается с попыток понять первоначальное влияние изменений, сопутствовавших индустриализации на Западе. Она и сейчас остается базовой дисциплиной, занимающейся ана­лизом ее природы. Сегодняшний мир радикально отличается от предшествовавших веков. Задача социологии — помочь понять этот мир и его вероятное будущее.

Социология и «здравый смысл»

Практика социологии включает в себя получение знания о нас самих, обществах, в которых мы живем, и других обществах, отлич­ных от наших в пространстве и во времени. Социологические изы­скания одновременно и мешают и способствуют нашим обыденным -взглядам на себя и других. Рассмотрим следующие утверждения:

1. Романтическая любовь — это естественная часть человече­ского опыта и поэтому она существует во всех обществах и тесно связана с браком.

2. Продолжительность человеческой жизни зависит от физиче­ского здоровья и на нее не влияют социальные различия.

3. В предшествующие времена семья была стабильной едини­цей, а сегодня сильно возросло число разводов.

4. Во всех обществах люди несчастны или угнетены, поэтому процент самоубийств должен всегда и везде быть примерно одина­ковым.

5. Большинство людей всегда ценят материальное благосостояние и стараются достичь его, если обстоятельства благоприятны.

6. Войны — составная часть человеческой истории. Если сего­дня мы стоим перед угрозой ядерной войны, то потому, что челове­ческие существа имеют агрессивные инстинкты, которые всегда ищут выход.

7. Распространение компьютеров и автоматизации в промыш­ленном производстве резко уменьшит средний рабочий день боль­шинства населения.

Каждое из этих утверждений неправильно или сомнительно и социологи пытаются доказать это.

1. Как мы уже отмечали, идея, что супружеские узы должны ос­новываться на романтической любви, является сравнительно не­давней и не существовала в ранней истории западных обществ или в других культурах. Романтическая любовь неизвестна в большин­стве обществ. 2. Продолжительность человеческой жизни сильно зависит от социальных условий. Формы социальной жизни действуют анало­гично «фильтрам» для биологических факторов, вызывающих бо­лезнь, немощь или смерть. Бедняки в среднем менее здоровы, чем, например, богатые, поскольку они обычно хуже питаются, испыты­вают большие физические нагрузки и имеют плохое медицинское обслуживание.

3. Если мы обратимся к началу XIX в., то мы увидим, что про­порция детей, живущих только с одним из родителей, была такой же, как и сейчас, так как очень много людей умирало в молодости, особенно женщин во время родов.

Разрыв и развод сегодня являются главной причиной неполных семей, но их общее число почти такое же, как и ранее.

4. Процент самоубийств не является одинаковым во всех обще­ствах. Даже если мы возьмем только западные страны, то мы об­наружим, что процент самоубийств в них различен. В Великобрита­нии, например, он в четыре раза выше, чем в Испании, но состав­ляет только треть от уровня в Венгрии. Число самоубийств резко возрастает в течение основного периода индустриализации в за­падных странах — в XIX — начале XX вв.

5. Ценность, которую многие люди в современных обществах при­дают благосостоянию, —это в значительной степени следствие недав­него развития. Оно ассоциируется с ростом «индивидуализма» на За­паде — тот акцент, который мы делаем на индивидуальных дости­жениях. Во многих других культурах индивидам благо общности пола­гается ставить выше своих собственных желаний и склонностей. Ма­териальное благополучие часто не ценится выше других ценностей, например религиозных.

6. Люди не имеют не только агрессивных, но и вовсе лишены инстинктов, если под последними понимать фиксированные и унас­ледованные образцы поведения. Более того, в течение большей части /человеческой истории, когда люди жили в небольших пле­менных группах, война не существовала в той форме, какую она приняла впоследствии. Только некоторые из этих групп были агрес­сивными, большинство — нет. Не существовало регулярных армий, а когда случались стычки, то их причины совместно устранялись или сводились к минимуму. Угроза ядерной войны сегодня вызвана процессом «индустриализации войны», что является главным ас­пектом-индустриализации вообще.

7. Седьмое предложение отличается от предыдущих, так как оно относится к будущему, в отношении которого следует, по меньшей мере, быть осторожным. Полностью автоматизированных предпри­ятий очень мало, а рабочие места, исчезающие вследствие автоматизации, создаются в других производствах. Еще нельзя быть уве­ренным в истинности этого высказывания. Одна из задач социоло­гии — выбрать четкий подход к подобным процессам.

Очевидно, что социологические результаты не всегда противо­речат общепринятым взглядам. Идеи здравого смысла часто явля­ются источником правильного понимания человеческого поведения. Что необходимо подчеркнуть, так это необходимость для социолога быть готовым спросить, соответствуют ли действительности — ка­кими бы близкими они к ней ни были - наши представления о са­мих себе. Поступая таким образом, социология также помогает вы­яснить, что представляет собой «здравый смысл» в данный момент времени и места. Многое из того, что мы считаем само собой разу­меющимся, тем, что «знают все», например, что число разводов резко выросло после Второй мировой войны, основывается на ра­ботах социологов и других социальных ученых Множество регуляр­ных исследований необходимо провести для того, чтобы собрать многолетний материал о конкретных формах супружества и разво­да. То же справедливо и для многих других областей нашего • «здравого смысла».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.