Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Поговорим о заикании




Заикание — своеобразное нарушение плавности речи. На­чинается оно у детей с запинок, повторения или растягивания зву­ков и слогов в слове. Позже оно начинает сопровождаться замет­ным напряжением органов артикуляционного аппарата, дыхания, голоса. Попытки произвольно, по замечанию родителей, по зада­нию, преодолеть эти запинки обычно усиливают заикание.

У детей раннего возраста (в два, два с половиной, три го­да) ОНО МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ «внезапно» в результате пси­хотравмы — испуга, конфликта, при изменении условий жиз­ни: неохотного хождения в детский сад, ревности к младшему брату или сестре (при бестактном поведении родителей). При этом заикание может то стихать, то появляться вновь, волно­образно, как бы рецидивируя.

Основным условием снятия заикания является мир в се­мье. Все вопросы по воспитанию ребенка должны решаться то­гда, когда ребенок спит, в тех случаях, когда брак родителей рас­пался, нельзя восстанавливать ребенка против отца, матери и других членов семьи. Ребенок не должен быть свидетелем се­мейных конфликтов, так как это закрепит у него заикание. Не­спроста заикание называется логоневрозом.

Нив коем случае не обсуждайте заикание ребенка в его при­сутствии с врачами и знакомыми. Желательно, чтобы ребенок во­обще не слышал этого слова. Если в семье заикается кто-то из взрослых, то тот наверняка уже занимался с логопедом и знает, что говорить надо медленно, следя за своим речевым дыханием.

Для преодоления заикания надо прежде всего понять при­чину его возникновения. Оно чаще всего возникает в момент бурного развития у ребенка ситуативной речи, при непосиль­ных речевых заданиях ему. Например, при поступлении в детский сад резко

 

меняется не только среда привычной жизни ма­лыша, но и необходимость в большем количестве общаться со значительной группой детей и новыми взрослыми (воспита­тельницами и другим персоналом). Ребенок оказывается в стрессовой ситуации. Чтобы ее преодолеть, надо на некоторое время взять его совсем из детского сада.

Не «прозевайте» момент возникновения заикания. Возь­мите бюллетень, окружите ребенка усиленным вниманием: по­чаще берите его на руки, удобно устраивайтесь на диване так, чтобы его головка или ручки прижимались к вам. Помогайте ему играть с куклами, машинками. На прогулках (в парке, а не во дворе) избегайте встреч с говорливыми знакомыми. При при­готовлении пиши для малыша исключите все продукты, кото­рые могут вызвать аллергию. Аллергия, простуда ослабляют ор­ганизм и являются «хорошей» подкормкой заиканию. Но не забывайте о витаминах. Насильно не кормите ребенка. Напри­мер, если он ест только картошку и огурцы — пусть ест. Не хо­чет есть икру — не надо. В это время не водите ребенка в поли­клинику. Дети, как правило, боятся людей в белых халатах. Но проконсультироваться у логопеда и врача надо. Не приглашай­те гостей. Смягчите ревность к младшему ребенку. Объясните заикающемуся малышу, что он самый, самый любимый, умный и добрый. Будьте вежливы с ребенком.

Позже, когда заикание стихнет, приведите его в детский сад, в новый коллектив на несколько часов. Хорошо, если ка­кое-то время он побудет там с мамой, общающейся с воспита­тельницей или другими сотрудниками. Спокойное поведение матери положительно скажется на состоянии ребенка, который постепенно освоится с помещением детского сада, присмотрит­ся к игрушкам, к детям и как бы «плавно» войдет в новую среду.

Желательно понаблюдать, в каких ситуациях ребенок заи­кается больше. Как правило, оставаясь «наедине» со своими иг­рушками и разговаривая с ними, малыш перестает заикаться. Поэтому можно рекомендовать так называемый «режим мол­чания», когда ребенок в присутствии занятых каким-либо спо­койным трудом родителей, так же спокойно, молча занимается игрой в любимые игрушки. Не задавайте ребенку излишние, зачастую совсем ненужные вопросы, побуждающие его к отве­там, без которых можно обойтись. Не просите ребенка высту­пать перед «публикой», читать стихи, петь песни и танцевать.

 

 

Дети очень любят слушать уже знакомые, «тысячу» раз прочитанные сказки или маленькие рассказы. Поэтому, если в доме появилась новая, и, как кажется родителям, невероятно интересная книга, то сначала оставьте ребенка «наедине» с этой книгой, чтобы он рассмотрел ее картинки. Книги со страшны­ми для малыша картинками приносить в дом не надо, а если это уж сказка про бабу Ягу, то сначала расскажите ребенку, как герой книги ее перехитрит и баба Яга или Кощей будут побеж­дены отважным героем. И все же эти сказки лучше рекомендо­вать лишь после достижения ребенком пятилетнего возраста, до. этого должно использовать более добрые сказки. Ребенок должен получать радость от общения с книгой. Речь взрослого при рассказе по картинкам должна быть плавной, ненапряжен­ной, общение с ребенком должно носить дружеский характер. Дети любят «свои», домашние, сказки о приключениях их игру­шек. Эти сказки, сочиняемые мамой на сон грядущий, требу­ют многократного повторения, изо дня в день, постепенного дополнения и развертывания сюжета. Так можно придумывать сказки о самостоятельном мячике или кукле и ее друзьях, о тракторишке-хвастунишке, о палочке-выручалочке, о солнышке, которое утром встает, днем на все посмотрит, улыбнется, на ко­го-то посердится или заплачет, поэтому пойдет дождик, а вече­ром пойдет спать и т. п. Фантазии мам можно позавидовать. Ес­ли собрать все сказки мам, то можно составить множество книг. Мамины сказки всегда добрые, спокойные, убаюкивающие.

Желательно, чтобы заикающийся ребенок, особенно до пя­ти лет, не смотрел телевизор, так как нет-нет, а на экране внезапно появляются различные рекламы, пугающие ребенка не только сво­им резким и громким появлением, но и содержанием. Если же ваш ребенок уже привык к каким-то добрым детским передачам (лучше по радио), то хорошо, если кто-то из взрослых будет си­деть рядом с ним и объяснять ему что-то непонятное, а прежде всего из чего сделаны куклы на телевидении, почему они такие веселые, необычные, кто эти куклы делает. Ребенок должен знать, что в кино не настоящие живые куклы — что они придуманные, и он может сделать их с мамой из перчатки или другого материала.

Ребенок учится говорить, подражая речи окружающих, по­этому постарайтесь говорить с заикающимся ребенком нарас­пев, медленно, короткими предложениями без излишней эмо­циональности, плавно. Но не требуйте от ребенка говорить

 

 

медленно, не фиксируйте его внимание на речевом «спотыка­нии». Надо организовать речевой режим трех-четырехлетнего заикающегося ребенка так, чтобы у него реже возникала необ­ходимость говорить, отвечать на ваши вопросы.

Желательно, чтобы малыш привыкал играть с настольны­ми играми, в лото, учился через раз, по очереди, выигрывать и проигрывать, учился справедливости, преодолевая избалован­ность и капризы. Игра в мозаику не только успокоит его и вну­шит ему уверенность в умении складывать из частей целое (предварительно покажите ему, как это делается), но и разовьет у него мелкую моторику пальцев обеих рук. Не тормозите ак­тивность левой руки, заикание в большинстве случаев наблю­дается у парциальных, скрытых, частичных левшей. Для рисо­вания давайте ребенку большие листы бумаги (обычный печатный лист или альбом). Ребенку нужен простор. Если ребе­нок начинает рисовать в правой половине листа, постепенно до­рисовывайте вместе с ним левую сторону листа и неназойливо при­учайте его видеть левую сторону листа и начинать рисовать паровоз или дом на левой половине листа, а вагоны, машины, едущие к дому, на правом поле листа. Для рисования лучше давать флома­стеры, краски или большие, «толстые» карандаши, так как обыч­ные цветные карандаши быстро ломаются, начинается поиск за­менителя, ребенок начинает нервничать.

Всегда хвалите ребенка за рисунки, лепку из пластилина, конструирование. Собирайте их в папку или коробку, создавая коллекцию. Уважайте труд ребенка.

Не доводите ребенка до слез. Это всегда приводит к усиле­нию заикания. Научитесь отвлекать его от переживаний, и ни в коем случае не требуйте чего-либо от ребенка в повелительном то­не. Приучайте его к аккуратности, убирая игрушки, складывая оде­жду или шнуруя ботинки вместе. Щадите ребенка, и если нервни­чаете сами, спешите, опаздываете, то в этом виноват не ребенок, а вы и только вы, так как вы сами оказались недостаточно органи­зованными. Ваша нервозность, невротичность приводят к повы­шенному темпу вашей речи, резким интонациям — обратитесь к своему невропатологу, он даст вам успокаивающие лекарства, сни­мет стрессовое состояние во благо ребенку.

Умейте признавать перед ребенком свою вину и покажите своим примером, что нет ничего страшного в признании своих ошибок, это приведет к доверию ребенка к вам, к тому, что он

не будет бояться вас, не будет бояться признаться в своем «гре­хе». Не бойтесь, разбив чашку или уронив ложку, сказать при ребенке: «Ах, я растяпа!», «Ну, опять уронила!». Слыша это, ре­бенок не будет испытывать чувство неуверенности, боязни и сможет без запинок рассказать о своей «беде» — рассыпал мо­заику, отломал колесо у машины и т. п.

Помните, что вы ближайший и самый верный друг ребенка на всю его жизнь. Ребенка надо воспитывать на похвале, а не на окрике. Тогда и он будет в будущем вашими опорой и подмогой.

Если заикание закрепилось, зафиксировалось, обязатель­но обратитесь к логопеду. Учительница начальных классов шко­лы должна быть предупреждена, что ребенок — левша, и от не­го нельзя требовать чтения на скорость, так как это нередко приводит к заиканию даже детей, до школы, в дошкольном воз­расте, не заикавшихся. Ребенок школьного возраста должен знать то, что все люди запинаются, что даже отличные ораторы не всегда удачно строят свое высказывание, подбирают более удачные слова, как бы редактируя свою мысль. Поэтому заи­кающийся школьник не должен бояться «запутаться», а быть смелым в изложении мысли, не бояться учителей. А также по­нимать, что насмешливые ученики, как правило, не очень ум­ны, и знают предмет (урок) хуже, чем он, поскольку у заикаю­щихся нередко наблюдается отличная память и неплохая способность письменно, кратко и логично излагать свою мысль. Известно, что заикающийся более тщательно готовится к уро­кам. Желательно родителям договориться с учителями, чтобы по ряду дисциплин их ребенок отвечал письменно.

Обострение заикания может наблюдаться в кризисные пе­риоды, в 7-9-11-13 лет при поступлении ребенка в школу, сме­не учителей, нарастании учебной нагрузки, вступлении в отро­чество и юность. При обострении заикания у ребенка в этом возрасте проконсультируйтесь у психоневролога и логопеда.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.