Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы макроэкономического регулирования экономики




Роботы

 
 


К

·А

В

С


Масло

Рис. 2.2. КПВ

 

Когда экономика находится в любой точке на КПВ (напр. А, К, С) говорят, что обеспечивается полная (иногда - эффективная) занятость ресурсов и обеспечивается полный или потенциальный (иногда – эффективный) объем производства. Для того, чтобы экономика произвела больше, нужно увеличить количество ресурсов и в это случае можно будет говорить об экономическом росте, а КПВ сдвинется вправо.

Если экономика находится на КПВ (напр. в точке А), чтобы произвести больше роботов нужно «пожертвовать» производством масла, и по мере роста производства роботов эти «жертвы» возрастают (и наоборот). Именно поэтому угол падения или изгиб КПВ постоянно возрастает.

Рост производства одного товара (роботов) за счет отказа от производства другого (масла) требует и роста вложений ресурсов в его производство. Но наступает такой момент, когда мы придем к нехватке каких-либо ресурсов, чаще всего капитала (но возможно и других). Это приводит к тому, что прирост продукции, который производит каждый новый работник, становится меньше, чем объем продукции, который приращивал каждый из ранее нанятых работников.

Этот факт подводит нас к пониманию фундаментального свойства (закона) экономики, который называется «закон убывающей производительности» или «закон убывающей отдачи» «закон убывающей эффективности». (Производительность – отдача с единицы ресурсов. Эффективность – соотношение результата с затратами)

Суть закона убывающей производительности состоит в том, что по мере вовлечения ресурсов объем производства возрастает, но прирост объема производства становится все меньше в связи с нехваткой некоторых факторов производства.

Или так: для того, чтобы приросты объема производства оставались неизменными, нужно вовлекать все большее количество дефицитных ресурсов.

 

Этот закон может быть подтвержден любым экспериментом в области экономики, он относится к любому фактору производства. Закон не действует лишь при параллельном росте всех факторов производства, так как в этом случае речь идет об экономии на масштабах производства.

Если экономика находится в точке, находящейся внутри сегмента, ограниченного КПВ (напр. в точке В), все равно приходится выбирать, но при этом гораздо больше вариантов или альтернатив для выбора. В любом случае (на КПВ экономика или нет) изменение в размещении ресурсов и увеличение производства одного товара требует «жертвовать» производством другого, т.е требуются определенные издержки.

 

Издержки, связанные с различными альтернативами в производстве, которые мы не выбрали, называют альтернативными издержками.

 

В нашем примере, альтернативными издержками производства роботов от В до К является увеличение производства масла от В да С и наоборот.

Альтернативы присущи и производству и потреблению. Всегда приходится выбирать, соотнося ожидаемые выгоды и затраты (издержки). Настоящие затраты это те альтернативные возможности, от которых мы отказываемся. (Пример с кино)

Т.О. любой выбор влечет за собой издержки, при этом только один выбор позволяет получить наибольшую эффективность, т.к. за ресурсы приходится платить по цене «лучшей» альтернативы.

Примеры: Дешевле самолет или поезд. Количество студентов при спаде экономики. Ремонт утюга. Цена за стрижку волос.

 

В) Предельные категории

Большинство экономистов при построении различных экономических теорий исходят из того, что люди делают рациональный выбор, систематически соизмеряя степень удовлетворения потребностей, получаемую от определенной затраты, с теми «жертвами», которые они должны принести. Аналогично предприятия систематически взвешивают доходы и расходы, чтобы максимизировать свою прибыль.

При таких расчетах все то, что относится к прошлому, т.е. то, что уже было обменяно на прошлые вложения и чего это стоило, не играет решающего значения.

В рациональном выборе основным является соотношение пользы и лишений, которые последуют за действиями, производимыми человеком сейчас, т.е. в последнем или дополнительном или предельном (маржинальном) случае. (Предельный это на максимальный, а именно последний или дополнительный случай).

Примеры: пью воду, инвестирую, нанимаю работника и пр.

Основные предельные категории:

1. Предельная полезность – благо или выгода, которую получает индивид от потребления еще одного товара.

2. Предельный доход – доход, получаемый предприятием от продажи дополнительной (последней) единицы товара.

3. Предельная производительность – производительность, вызванная дополнительной затратой ресурсов.

4. Предельный издержки – издержки, которые вызываются дополнительными затратами или отказом от каких-либо благ.

При экономических расчетах предельные доходы (полезность) сравнивают с предельными издержками.

Предельная полезность (доход) снижается при постоянном росте потребления пятое яблоко, восьмой холодильник..).

Предельные издержки возрастают при производстве дополнительного товара (услуги), т.к. в связи с законом убывающей производительности при этом нужно вкладывать относительно больше ресурсов.

Правило принятия решения для рационального выбора гласит, что экономический обмен следует осуществлять таким образом, чтобы в каждом случае предельные издержки точно равнялись предельному доходу (полезности).

Графически это выглядит так:

 

ПД, ПП,ПИ

 

ПИ

 

ПД, ПП

 

 

А Объем деятельности

Рис. Правило принятия решения для рационального выбора

 

В точке А объем деятельности дает наибольшую полезность с точки зрения макроэкономики.

 

1.2. Предмет макроэкономики. Ключевые макроэкономические проблемы

 

Макроэкономика – это наука, которая изучает крупные проблемы крупных экономических систем в перспективе.

 

Крупные экономические системы - те, в которых взаимодействуют экономические субъекты всех секторов экономики (бизнеса, домашних хозяйств, правительства, иностранцев): народное хозяйство страны в целом, регионы, агрегированные отрасли.

Крупные проблемы: экономический цикл, рост и спады; безработица, инфляция; взаимосвязь совокупного спроса и предложения; проблемы установления общего равновесия, торгового баланса страны, государственного вмешательства в экономику, социальной защищенности и пр.

Термин «макроэкономика» введен в научный оборот сравнительно недавно, но сам макроэкономический анализ общеэкономических тен­денций выступает центральным уже много веков. Так, французский экономист-физиократ Ф. Кенэ в работе «Экономическая таблица» (1758) впервые в экономической науке сделал попытку провести анализ общественного воспроизводства с точки зрения определения балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта.

Определенные моменты макроэкономического анализа содержатся в работах английского экономиста Д. Юма в его монетаристском подходе к платежному балансу.

Макроэкономический подход к анализу общественного воспроизводства использовал К. Маркс в своей модели, изложенной им во 2-м томе «Капитала» (1885), в котором он исходил из соответствия между натурально-вещественной и стоимостной структурами совокупного общественного продукта.

Основы макроэкономики были заложе­ны Джоном Мейнардом Кейнсом.

Дж. Кейнс в своей книге «Общая теория занятости, процента и де­нег» (1936) доказал возможность существования в рыночной экономике устойчивого состояния большой безработицы и недоиспользованных производственных мощностей, но при этом правильная налогово-бюд­жетная и денежно-кредитная политика государства может воздейство­вать на производство, сокращая тем самым безработицу и уменьшая продолжительность экономических кризисов. Следовательно, Кейнс обосновал необходимость государственного регулирования экономики как единого целого. Кейнсианская экономическая теория стала домини­рующей в сфере макроэкономики и государственной политики.

Идеи, сформулированные Кейнсом, были развиты его по­следователями - Дж. Хиксом, А. Хансеном, П. Самуэльсоном.

Однако новые теоретические разработки подорвали былое значение кейнсианской макроэкономической теории. Наиболее весомо критика кейнсианства была представлена монетаристским направлением, ко­торое возглавил М. Фридмен.

Задачей изучения макроэкономической теории является приведение в систему и обобщение фактов, касающихся механизма функционирования крупных экономических систем.

Для управления экономической системой (н/х, регион и пр.) необходимо вести такой же, как на предприятии учет прибылей и убытков системы в целом. Этому служит система национального счетоводства (СНС), различные показатели которой позволяют измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать факторы, непосредственно влияющие на функционирование экономики.

Изучая уровни национального объема производства в динамике (т.н. темпы экономического роста) можно обнаружить тенденцию в экономике к спаду или подъему и выработать соответствующую экономическую политику.

Макроэкономика преследует конкретные цели и использует соответствующие инструменты.

Система макроэкономических целей:

1. Высокий и растущий уровень национального производства, т. е уровень реального валового внутреннего продукта (ВВП).

2. Высокая занятость при небольшой вынужденной безработице.

3. Стабильный уровень цен в сочетании с определением цен и зара­ботной платы путем взаимодействия спроса и предложения на свободных рынках.

4. Достижение нулевого сальдо платежного баланса.

Первая цель состоит в том, что конечная задача экономической дея­тельности сводится к обеспечению населения товарами и услугами. Совокупным измерителем национального производства выступает ва­ловой внутренний продукт (ВВП), который выражает рыночную сто­имость конечных товаров и услуг.

Второй целью макроэкономической политики является высокая за­нятость и низкая безработица. Уровень безработицы колеблется в ходе экономического цикла. В фазе депрессии спрос на рабочую силу сокра­щается, а уровень безработицы увеличивается. В фазе оживления спрос на рабочую силу растет, а безработица сокращается. Однако удовлетво­рить потребности всех в достойной работе — труднодостижимая задача.

Третьей макроэкономической целью является стабильность цен при наличии свободных рынков. Распространенным измерителем об­щего уровня цен является индекс потребительских цен (ИПЦ), учи­тывающий затраты на приобретение фиксированного набора «корзи­ны» товаров и услуг.

Четвертая цель касается открытой экономики и означает достиже­ние общего экономического равновесия на уровне полной занятости при нулевом сальдо платежного баланса.

В системе методов государственного регулирования экономики центральное место занимают экономические методы, которые вклю­чают в себя:

• методы прямого государственного регулирования;

• методы косвенного государственного регулирования.

А) Прямые методы выступают в следующих основных формах:

• целевое финансирование государства(дотации предприятиям, финансирование научно-технических, экологических программ, финансирование социальной сферы);

• государственные закупки;

• функционирование государственного сектора экономики.

Б) Косвенные методы выступают в следующих основных формах:

денежно-кредитные методы (учетная ставка, операции на открытом рынке ценных бумаг, установление норм обязательных резервов );

бюджетно-налоговые методы (система налогообложения, установление налоговых скидок, предоставление налоговых льгот

ускоренная амортизация (нормы амортизации, порядок амортизационных списаний);

внешнеэкономические методы (стимулирование экспорта, кре­дитование экспорта, ограничение или привлечение иностранного капитала).

Вгосударственном регулировании экономики используются адми­нистративные методы, основными формами которых являются:

антимонопольные меры (предупреждение монопольного сгово­ра, принудительное разукрупнение, контроль за функционированием доминирующих производителей);

введение обязательных стандартов (экологические, санитарные, социальные стандарты);

определение минимально допустимых параметров жизни насе­ления (гарантированный минимум заработной платы, пособия побезработице).

 

Государство имеет в своем распоряжении соответствующие инстру­менты, которые оно может использовать для воздействия на экономику.

Под инструментом политики понимается экономическая перемен­ная, находящаяся под контролем государства и способствующая до­стижению одной или нескольких макроэкономических целей.

Выделяются следующие основные инструменты макроэкономического регулирования.

1. Налогово-бюджетная (фискальная) политика, означающая манипулирование на­логами и государственными расходами с целью воздействия на эконо­мику.

Под фискальной (бюджетно-налоговой) политикой государства пони­мается система регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов с целью сглаживания колебаний экономического цикла; обеспечения устойчивого экономического роста; достижения высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

 

Общая фискальная политика подразделяется на два типа: дискре­ционная и недискреционная (автоматическая) фискальная политика.

А) Дискреционная фискальная политика вызвана сознательными ре­шениями правительства в области государственных расходов и нало­гов с целью воздействия на реальный объем национального дохода, занятость и инфляцию. В этом случае обычно принимаются новые за­коны.

Основными инструментами дискреционной политики выступают:

- изменения ставок налогообложения;

- проекты общественных работ;

- трудоустройство населения.

Это активная фискальная политика государства.

Дискреционная фискальная политика, осуществляемая в целях сгла­живания экономического цикла, бывает двух видов.

1. Экспансионистская (стимулирующая) связана с увеличением государственных расходов и снижением налогов или сочетанием этих мер (так как мультипликационный эффект от государственных расхо­ дов больше, чем от снижения налогов). В краткосрочном периоде та­кая политика сокращает спад производства за счет дефицитного финансирования.

2. Рестрикционная (контрактивная), или сдерживающая, связана
с увеличением налогов и снижением государственных расходов или
сочетает эти меры, чтобы ограничить инфляционный рост экономики.

Меры дискреционной фискальной политики (изменение налогов и госрасходов) подвергаются действию мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета, которые рассмотрены в теме 6.

Б) Недискреционная (автоматическая) фискальная политика не тре ­ бует специальных решений правительства, так как основана на дей­ствии встроенных стабилизаторов, которые приводят к автоматиче­скому изменению налоговых поступлений в государственный бюджет и государственных расходов. Это пассивная фискальная политика.

Встроенный (автоматический) стабилизатор — это экономический механизм, автоматически реагирующий на изменение экономической конъюнктуры.

Встроенные (автоматические) стабилизаторы поддерживают эко­номическую стабильность на основе саморегуляции. В качестве встро­енных стабилизаторов выступают: прогрессивный подоходный налог, пособия по безработице, пособия по бедности, субсидии фермерам, а также система участия в прибылях.

При помощи встроенных стаби­лизаторов в зависимости от экономической конъюнктуры изменяют­ся налоговые поступления и государственные трансферты, таким образом, они сглаживают циклические колебания, но не устраняют их.В период спада встроенные стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, росту соци­альных выплат и дефициту государственного бюджета. В период подъема происходит обратный процесс.

 

2) Денежно-кредитная (монетарная) политика (МП), осуществляемая государством пу­тем денежной, кредитной и банковской систем страны. Регулирова­ние денежной массой влияет на процентные ставки и тем самым на экономическую конъюнктуру.

Монетарная политика – действия государства по контролю за объемом денежной массы с целью обеспечения высокого и стабильного объема производства и занятости и низкого уровня цен.

К прямым инструментам МП относят:

• лимиты кредитования;

• прямое регулирование процентной ставки.

К косвенным инструментам относят:

• операции на открытом рынке;

• изменение нормы обязательных резервов;

• изменение учетной ставки (ставки рефинансирования).

Операции на открытом рынке — покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг (облигаций). Посредством опе­раций на открытом рынке центральный банк регулирует величину де­нежной массы в народном хозяйстве страны. Покупая ценные бумаги, Центральный банк тем самым увеличивает резервы коммерческих банков, повышает их кредитные возможности, расширяя денежное предложение. Продавая ценные бумаги, центральный банк сокращает резервы коммерческих банков, сокращает их кредитные возможности и денежное предложение.

Операции на открытом рынке нередко происходят в форме согла­шений об обратном выкупе (РЕПО). Это происходит следующим об­разом. Центральный банк продает ценные бумаги с условием их обяза­тельного выкупа по более высокой цене по истечении определенного времени.

Изменение норм обязательных резервов — метод воздействия на величину банковских резервов, ключевое понятие в обязательных ре­зервных требованиях.

Норма обязательных резервов rr устанавливается центральным бан­ком в процентах от величины депозитов. Ее величина зависит:

• от вида вкладов (по срочным вкладам она ниже в сравнении со вкладами до востребования);

• от размеров банков (для крупных банков она выше в сравнении с мелкими банками).

Изменение нормы обязательных резервов происходит в двух основ­ных формах: в форме увеличения и в форме уменьшения.

В результате увеличения нормы обязательных резервов увеличива­ются обязательные резервы RR, сокращается кредитная активность ком­мерческих банков, поскольку уменьшается денежное предложение.

У меньшение нормы обязательных резервов RR, наоборот, увеличивает средства для расширения кредита, увеличивает денежное предложение, стимулируя тем самым кредитную активность коммерческих банков.

Обязательные резервыхранятся в виде беспроцентных вкладов в центральном банке.

Изменение учетной ставки - это изменение процентной ставки, покоторой коммерческие банки могут брать в долг резервы у централь­ного банка; осуществляется в форме повышения или понижения учет­ной ставки.

В результате повышения учетной ставки растет процентная ставка, сокращается объем заимствования у центрального банка, вызывая тем самым сокращение операций коммерческих банков по предоставлению ссуд. Коммерческие банки, получая дорогой кредит, сами увеличивают свои ставки по ссудам, вследствие чего происходит удорожание креди­та вообще.

Снижение учетной ставки, наоборот, облегчает получение банковс­ких кредитов, понижается процентная ставка, расширяются кредит­ные операции, увеличивается денежное предложение.

Учетная ставка (ставка рефинансирования), как правило, ниже став­ки межбанковского рынка.

Денежно-кредитная политика, осуществляемая центральным бан­ком, производится посредством политики дешевых или дорогих де­нег. Политика дешевых денег (экспансионистская или стимулирующая МП) присуща в основном экономическому кризису и большой безработице. Она делает кредит дешевым и легко­доступным, увеличивает денежное предложение, понижает процент­ную ставку, стимулирует рост инвестиций и ВВП. Политика дорогих денег (рестрикционная (контрактивная) или сдерживающая МП) сокращает или ограничивает рост денежной массы в стране, по­нижает доступность кредита, тем самым сокращает инвестиции, со­кращает совокупные расходы и ограничивает инфляцию.

Используя названные инструменты кредитно-денежной политики, центральный банк воздействует на промежуточные цели — денежную массу, ставку процента, обменный курс. Эти действия преследуют до­стижение конечных целей кредитно-денежной политики.

Кредитно-денежная политика приводит к различным результатам в коротком и долгом периодах. В коротком периоде: в большей мере влияет на реальный выпуск продукции и в меньшей — на цены. В долгом периоде изменение денежной массы влияет главным образом на уровень цен и в небольшой мере — на реальный объем выпуска.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.