Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции культуры и ее роль в обществе




 

В процессе функционирования и развития общества культура выполняет многообразные социальные функции, изучение которых позволяет понять место и роль культуры в жизни общества. Всё множество отмечаемых в исследованиях функций объединим в три группы: системно-организующие функции; конфликтные функции; функции движителя общественного изменения и развития.

1) Культура в обществе выполняет важные функции, связанные с организацией общества в социальную целостность. Такие функции принято называть системно-организующими. К системно-организующим функциям культуры общества относятся следующие: адаптационная функция; коммуникативная функция; функция социализации; регулятивная функция; интегрирующая функция; идентификационная функция; функция социокультурного отбора. Все перечисленные функции раскрывают системно-организующую роль культуры в обществе.

В работах английского историка А. Тойнби культура мыслится основополагающим началом цивилизации. Культура представляет собой, по словам Тойнби, «кровь, душу, лимфу, сущность цивилизаций», она определяет специфику цивилизаций. В ис­тории существовало множество цивилизаций, некоторые уже мертвы, но живые цивилизации одухотворены своей культурой.

2) Конфликтные функции. Помимо системно-организующих функций, реальное функционирование культуры имеет и конфликтные аспекты, порождающие различные проблемы взаимоотношений разных культур, вплоть до «столкновения цивилизаций».

Чем порождаются эти проблемы?

Во-первых, взаимодействие различных культур зачастую сводится к так называемой культурной интервенции, когда располагающая большими ресурсами культура стремится подчинить более слабую, навязать ей свою идеологию. Такого рода явления имеют место как внутри общества, так и при взаимодействии обществ. Скажем, промышленное развитие России привело к утрате традиционных крестьянских ценностей, ослаблению того мировоззрения, которое сейчас принято называть экологическим, росту разного рода социальных отклонений. Сейчас российская культура (как и многие другие) испытывает сильнейший натиск со стороны западной культуры, навязывающей образцы «вестернизации».

Во-вторых, темпы развития культуры не совпадают с темпами роста других сфер общественной жизни. Изменения в обществе могут порождаться совместным влиянием несоответствия между культурной и технико-экономической подсистемой и влиянием других культур. Так, в СССР, существовала целостная социалистическая культура, обеспечивавшая стабильность и интеграцию советского общества на протяжении нескольких десятилетий. Взаимодействие с другими культурами было минимальным в силу «железного занавеса». К 1980-м годам социалистическая культура, с одной стороны, вошла в противоречие с потребностями развития и организации производства, использования ресурсов; с другой стороны, через прорехи в «железном занавесе» гражданам СССР стали доступны культурные образцы развитых западных стран. Совместное действие этих двух факторов привело к развалу СССР и попыткам демократических реформ и строительства рыночной экономики в России. Однако российская культура по-прежнему находится в анемическом состоянии, поскольку отсутствуют принимаемые большинством членов общества социально-культурные нормы и цели развития.

3) Функции движителя общественного изменения и развития. Это подход «понимающей социологии» и других исследователей неклассической социологии (М. Вебер, Дж. Мид, А. Шюц и др.). Основную роль здесь играет познавательная функция. Познавательная функция культуры состоит в том, что культура (прежде всего научное познание) обеспечивает получение новых знаний о мире, необходимых для совершенствования социальной жизни. В качестве особой некоторые культурологи выделяют эвристическую функцию культуры. Научное, техническое, управленческое творчество невозможно без образного мышления, воображения, определенного эмоционального настроя. Культура, в частности, художественная культура, способствует развитию этих важнейших факторов творческой деятельности. Художественная культура помогает развитию таких черт творческого мышления, как гибкость, ассоциативность, способность по-новому увидеть обычное, стремление к совершенствованию и развитию.

Роль культуры в обществе. В целом можно выделить два основных социологических подхода к пониманию роли культуры в обществе и её взаимодействию с политикой, экономикой и другими сферами общества.

При классическом, «объективистском» подходе социальные процессы, связи и отношения в обществе предполагаются существующими объективно по отношению к индивиду, а культура лишь интерпретирует и организуетих в определенную ценностно-нормативную систему. Это подход структурного функционализма(О. Конт, Г Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Т. Парсонс).

При неклассической, «культурно-аналитической» трактовке все социальные явления (способы производства, социальные институты, социальные отношения) порождаются культурой, существуют лишь постольку, поскольку они интерпретируются индивидами и социальными общностями в рамках определенной культурной системы.

Российский исследователь этой проблемы Л. Ионин пишет: «Повседневная социальная жизнь стремительно «окультуривается», т. е. наполняется культурными содержаниями, как бы обретшими собственное автономное существование и не связанными, как это было раньше, с социальным «базисом». Исчезает наивная вера в объективность и предопределенность социальных процессов, а вместе с нею «рассасываются» и самые разные структуры и системы, в которые люди «вставлены» чуть ли не от рождения неумолимой рукой судьбы. Распадаются объективно значимые системы стратификации, пропадают куда-то принудительно обязательные образы жизни, место традиций занимают стили, жизненные формы свободно выбираются, в объяснении, а значит, и в поведении начинает господствовать постмодернистский произвол».

Культура начинает пониматься уже не как пассивный «слепок» с реальных процессов поведения, а как их активная «форма». Социальные изменения получают в основном культурную мотивацию. «Кодируя», «драматизируя» свое поведение, соотнося его с мифом и архетипом, индивидуумы сознательно используют последние для организации и нормализации собственной деятельности. Эти явления показывают, что культура прогрессирующим образом перенимает функции движителя общественного изменения и развития». Это подход «понимающей социологии» и других исследователей неклассической социологии (М. Вебер, Дж. Мид, А. Шюц и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.