Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Практическая психология 1 страница




П. Индивидуальная психология Ш. Социальная психология

Общая психология

Психические процессы,

состояния, свойства человека

 

1. Психология индивида. 1. Психология группы

2. Психология личности 2. Психология общения

3. Психология индивидуальности 3. Социальная психология

личности

 

 

В самом начале введения мы уже отметили, что предмет «Психологии» неоднороден, он заключает в себе как духовное содержание, так и душевно-телесное Первое изучается «религиозной психологией», а второе - научной психологией, которая носит светский характер. Такое различие двух направлений в психологии обусловлено тем, что в основе их лежат разные учения о человеке и его устроении. Здесь, следует особо подчеркнуть, что душа человека, его внутренний мир, обладает целостностью и поэтому ему присуще единство духовного и душевно-телесного содержания. И так как это единство и целостность не достаточно представлены в научной психологии, т необходимо провести сравнение двух направлений в психологии - научного религиозного по их этическому отношению к человеку. Таким образом, мы переходим рассмотрению третьего вопроса плана.

Научная психология имеет светский характер и потому изучая душевный мир человека руководствуется принципом гуманизма и стремиться помочь людям обреет психическое здоровье, уравновешенность, уверенность в себе, умение быть счастливыми. При этом, что очень важно, научная психология уважая свободу человека, его достоинство намеренно занимает позицию этической нейтральности, то есть не затрагивает глубоко личных вопросов и представлений человека о смысле жизни, счастье, о добре и зле, о свободе, о духовной вере и т.п. Научная психология не пытается взять на себя ответственность за то, чему будет служить оздоровленная, приведенная гармонию психология человека - добродетельной жизни, обретению благочестия или тщеславию, стяжанию богатства, достижению власти над людьми.

Напротив, совсем иную позицию в этическом отношении к человеку занимает религиозная психология опираясь на богословие и теологическое понимание человека, его сущности. С точки зрения такого понимания душа человека предназначена к вечной жизни, в ней есть образ Божий как возможность достижения человеком духовно- нравственного совершенства. Однако человек, обладая свободной волей может уклониться ко греху, который оскверняет образ Божий в нем, что и проявляется расстройстве души и в душевных болезнях. Поэтому религиозная психология стремится помочь человеку восстановить чистоту души, чистоту совести, следовательно, она не может быть этически нейтральной, настраивая человека не на самодовольство, а на борьбу с самим собой за спасение души от грехов гордости, сквернословия, непочтения родителей на пути достижения действительного духовного совершенства (святости, Богоподобия). Религиозная психология призывает человека всегда быть внимательным своей душе, очищать ее покаянием, приучать ее к воздержанию, к терпению ради мир душе, любви к людям и благоговения перед Богом: «Какая польза человеку, что приобретет весь мир, а душе своей повредит?» - так говорит Евангелие от Матфея (16,26).

 

Рассмотренные нами два разных направления в «Психологии» не могут существовать не зависимо друг от друга, так как они изучают две неразрывно связанные стороны единой человеческой психологии: душевные силы (чувственно-эмоциональные, интеллектуальные и волевые), проявляющиеся в общении, поведении, мышлении, деятельности, и те духовные качества души, на осуществление которых направлены эти силы. Так им образом, «Психология», изучая психику служит пониманию сложного взаимодействия условий в которых раскрывается высокое духовное предназначение человеческой души, как сопричастной вечности, а гуманитарные, философские (этические, художественные, религиозные) откровения о душе подразумевают, при этом, понимание специфики и законов психического устроения человека.

Данное понимание единства «Психологии» как науки, служит основанием для выявления в ней трех групп методов: 1) объективные методы - наблюдение, эксперимент, тестирование и другие; 2) субъективные методы: самонаблюдение, проективные методы и другие; 3) методы духовной практики. Поскольку первые две группы методов подробно описаны в литературе (см. Немов Р.С. Психология. - М, 2002. 0 С. 5-28; Радугин А.А. психология и педагогика. - М., 2000. 0 С. 22-27; Введение в психологию. - М, 1996. - С. 88-116), мы остановимся на характеристике третьей группы методов.

Духовная практика (у древнегреческих аскетов, у йогов, у христианских монахов) это деятельность направленная на достижение духовного совершенства (самообладания, мужества, смиреномудрия) посредством самоуглубления, работы над своими недостатками, искоренения пороков в душе. Именно в духовной практике аскетизма (воздержания) человек учился преодолевать себя, изменять свой характер, избавляться от пагубных привычек следуя закону Божию, его заповедям, идеалам благочестия. И вот здесь важно понять, что с первых же шагов духовной практики, духовной жизни человек убеждается в том, что совсем не знает себя, или недостаточно знает своих возможностей, своих психологических сил (ума, воли, эмоций, чувств). Чтобы достичь хотя бы малых результатов в деле духовного совершенствования, человек прибегает к самопознанию и постепенно накапливает драгоценный опыт духовного возрастания, который впоследствии передается в поучениях. Вот примеры таких поучений: «У сердца человека должны быть стражи: внимание к себе (своей душе, совести); страх Божий; память смертная». «Держи ум свой во аде» (старец Силуан Афонский). «Внимайте себе братия, всех молю. Прежде имейте страх Божий, и чистоту душевную и телесную, и любовь не лицемерную; чести и славу не любите; паче всего бойтесь и поминайте час смертный и второе пришествие» (прп. Сергий Радонежский).

В итоге, все три группы методов познания в «Психологии» позволяют получить достаточно целостное психологическое знание о душевном мире человека, о его смысловом содержании и духовной направленности, о сложных внутренних связях и взаимодействиях. И о его внешних проявлениях в особом характере поведения, общения, мышления и деятельности человека.

Рассмотренные нами методы психологического познания постепенно складывались на всем протяжении многовековой истории «Психологии», начиная с античных времен. При этом важно помнить, что психологическое знание в виде практического опыта было известно людям всегда и его учитывали и родители воспитывая детей, и вожди племен, и полководцы и жрецы и т.п.

Однако как специальное знание «Психология» начинает сказываться в эпоху античности, первоначально преимущественно в области философии; затем в эпоху средневековья, «Психология» как учение о духовном содержании душевной жизни развивалась преимущественно в составе религии как формы культуры; в эпоху Нового времени «Психология» начинает складываться как область научных исследований методами естествознания. Отмеченные три этапа в истории развития «Психологии» показывают, что цельное психологическое знание не может быть построено без учета

глубокого внутреннего единства и связей философских, религиозных и научных понятий

характеризующих сущность, содержание и проявление душевного мира человека, то ест его психологии в человеческой жизнедеятельности.

Все основные направления в историческом развитии психологии достаточно представлены в учебном пособии «Психология и педагогика». Под ред. А.А. Радугина. М., 2000. - С. 13-21 и в учебнике «Введение в психологию». Под ред. А.В. Петровского. М., 1996. - С. 5-69. Мы кратко разъясним характерные особенности современны направлений развития «Психологии», чтобы показать, каким образом она постепенно пытается обрести свою целостность. Итак, обратимся к гуманистической психологии возникшей в годы после П-ой мировой войны (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт Основная идея этого направления - преодолеть ту биологизацию человеческой души, сведения ее до уровня инстинктов, которая характерна для психологии бессознательно 3. Фрейда. Поэтому гуманистическая психология берет за основу понимания сущности души человека свойственные ему дарования ума, творчества, благородного чувства волевой устремленности к успеху, к счастью и т.п. Данное направление помогает человеку

в актуализировать, то есть привести в действие, в созидательный процесс те силы души которыми одарен каждый человек, он только должен захотеть раскрыть себя,

самореализовать и стать творцом своего счастья, «хозяином» своей судьбы. Это оптимистическая психология веры человека в свои собственные творческие силы души и духа. Таким образом, гуманистическая психология полагала богатый мир человеческой

души вполне самодостаточным началом, источником успешного творческого развития

самого человека, то есть человек как бы замыкался сам на себя.

В то же время, известно, что человек открыт не только природной и социальной

среде, не только творческой среде культуры, но и сакральной области непостижимо чистого духа, с которой он связан мистическим, таинственным образом. Именно в этой таинственной области непостижимого душа человека может черпать энергию и смысл

творческого вдохновения, однако происходит это стихийно, когда человеку удается выйти

за пределы своей личности к сверхличным ценностям. Вот почему и возникает в конце годов XX века новое направление «Трансперсональная психология», назначение которой исследовать открытость человеческой души к высшим духовным горизонтам бытия. Данное направление изучает трансперсональные (обращенные к сверхличностным ценностям - всеобщее благо, мир, справедливость) переживания религиозного мистического опыта, опыта смерти и т.п., показывая, что они обладают особ потенциалом врачевания, а также имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития человека. Таким образом, это направление «Психологии» вполне доказывает существование ценностно-смыслового пространства личности, само наличие сферы духовного, запредельного в душе человека, где идет поиск и обретение смысл человеческой жизни и смерти. Однако в этом духовном поиске человек не обладает необходимыми критериями различия подлинного смысла жизни от мнимого, истинного ложного, мудрого и лукавого и т.п.

Решение проблемы обоснования указанных критериев стало возможным уж новом направлении современной психологии, возникшем так же в средние XX века. Данное направление было создано выдающимся австрийским психиатр психотерапевтом, христианским мыслителем Виктором Франклом и получило название «Логотерапии», где логос - понимается как смысл, а терапия - как исцеление души. Логотерапия нацелена на то, чтобы придать утратившей смысл жизни человека вполне определенное духовное содержание, посредством направленности внимания и сознания человека к подлинным нравственным и культурным ценностям. В основу это направления В. Франкл положил трагический опыт выживания и гибели люде фашистских концентрационных лагерях, куда он сам был заключен; там он наблюдать, как физически очень сильные люди быстро гибли, утрачивая смысл и жизни, и наоборот, люди от природы слабые выживали благодаря веры в высокий духовный смысл своей жизни, ради которого надо было перенести тяжелейшие страдания. Эти люди сильного духа оказались стойкими подвижниками и не только сами смогли достойно превозмочь страшные мучения, но и стали жизненной духовной опорой для других малодушных пленников. Согласно «Логотерапии», основной движущей силой личности является поиск человеком подлинного достойного смысла своей жизни. Таким образом, в данном направлении «Психологии» за основу принимается целостное понимание души человека как единство психофизического и духовно смыслового начал.

 

 

Введение в психологию. Под ред. А.В. Петровского М., 1996.-С. 70-73.

 

СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО

В СИСТЕМЕ НАУК

 

В XX столетии психология вступила в период создания научных основ разработки ее важнейших проблем. В настоящее время психология имеет свой особый предмет изучения, свои специфические задачи, свои специальные методы исследования; она располагает сетью психологических учреждений (институтов, лабораторий, учебных заведений, готовящих кадры психологов), журналами. Систематически собираются международные психоло­гические конгрессы, психологи объединяются в научные ассоциа­ции и общества. Значение психологии как одной из важнейших наук о человеке в настоящее время осознается повсеместно.

1. Предмет психологии. Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Так, геология отличается от геодезии тем, что имея предметом ис­следования Землю, первая из них изучает состав, строение и ис­торию Земли, а вторая - размеры ее и форму. Выяснение спе­цифических особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет значительно большую трудность. Понимание этих явлений во многом зависит от мировоззрения, которого придер­живаются люди, сталкивающиеся с необходимостью постигнуть психологическую науку.

Трудность состоит прежде всего в том, что явления, изучаемые психологией, издавна выделялись человеческим умом и отграни­чивались от других проявлений жизни как особые явления. В са­мом деле, совершенно очевидно, что мое восприятие пишущей машинки - это нечто совершенно особое и отличное от самой пишущей машинки, реального предмета, который стоит передо мной на столе; мое желание пойти на лыжах – это нечто иное по сравнению с реальным лыжным походом; мое воспоминание о встрече Нового года — это нечто отличающееся от того, что реаль­но происходило в канун Нового года, и т.п. Так постепенно сло­жились представления о различных разрядах явлений, которые стали именовать психическими (психическими функциями, свой­ствами, процессами, состояниями и т.д.). Их особый характер ви­дели в принадлежности к внутреннему миру человека, отличаю­щемуся от того, что человека окружает и относили к области душевной жизни, противопоставляемой реальным событиям и фактам. Эти явления группировались под названиями «восприя­тие», «память», «мышление», «воля», «чувства» и др., в совокупно­сти образуя то, что именуется психикой, психическим, внутрен­ним миром человека, его душевной жизнью и т.д.

И хотя непосредственно люди, наблюдавшие других людей в повседневном общении, имели дело с различными фактами поведения (действиями, поступками, трудовыми операциями и др.), однако потребности практического взаимодействия вынужда­ли их различать скрытые за внешним поведением психические процессы. За поступком всегда усматривались намерения, моти­вы, которыми руководствовался человек, за реакцией на то или иное событие - особенности характера. Поэтому задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое зна­ние людей друг о друге. Оно закреплялось, передаваясь от поко­ления к поколению, в языке, в памятниках народного творчества, в произведениях искусства. Его вбирали, например, пословицы и поговорки: «Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать» (о преимуществах зрительного восприятия и запоминания перед слуховым); «Привычка - вторая натура» (о роли упрочившихся привычек, которые могут конкурировать с врожденными формами поведения) и т.п.

Определенное представление о психике дает человеку и его личный жизненный опыт: что повторное прочтение какого-либо текста способствует лучшему сохранению его в памяти, человек усваивает из личного опыта, даже если бы ему и осталась неиз­вестной пословица: «Повторенъе — мать ученья».

Житейские психологические сведения, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания. Они могут быть довольно обширными, могут способ­ствовать до известной степени ориентировке в поведении окру­жающих людей, могут быть в определенных пределах правиль­ными и соответствующими действительности. Однако в целом эти знания лишены систематичности, глубины, доказательности и по этой причине не могут стать прочной основой для серьезной работы

С людьми (педагогической, лечебной, организационной и т.п.), требующей научных, т.е. объективных и достоверных зна­ний о психике человека, позволяющих прогнозировать его поведе­ние в тех или иных ожидаемых обстоятельствах.

Что же составляет предмет научного изучения в психологии? Это прежде всего конкретные факты психической жизни, характе­ризуемые качественно и количественно. Так, исследуя процесс восприятия человеком окружающих его предметов, психология установила существенно важный факт: образ предмета сохраняет относительное постоянство и при изменяющихся условиях восприятия. Например, страница, на которой напечатаны эти строки, будет восприниматься как белая и на ярком солнечном свету, и в полутьме, и при электрическом освещении, хотя физическая характеристика лучей, отбрасываемых бумагой при столь различ­ной освещенности, будет весьма различной. В данном случае перед нами качественная характеристика психологического факта. Примером количественной характеристики психологического факта может послужить величина времени реакции данного человека на воздействующий раздражитель (если испытуемому предлагают в ответ на вспышку лампочки нажать на кнопку как можно скорее, то у одного скорость реакции может быть 200 мил­лисекунд, а у другого - 150, т.е. значительно более быстрая). Индивидуальные различия скорости реакции, наблюдаемые в экс­перименте, являются психологическими фактами, устанавливае­мыми в научном исследовании. Они позволяют количественно характеризовать некоторые особенности психики различных испытуемых.

Однако научная психология не может ограничиться описанием психологического факта, каким бы интересным он ни был. Науч­ное познание с необходимостью требует перехода от описания явлений к их объяснению. Последнее предполагает раскрытие законов, которым подчиняются эти явления. Поэтому предметом изучения в психологии вместе с психологическими фактами становятся психологические законы. Так, возникновение некото­рых психологических фактов наблюдается с необходимостью вся­кий раз, когда для этого имеются соответствующие условия, т.е. закономерно. Закономерный характер имеет, например, приве­денный выше факт относительного постоянства восприятия, при этом постоянством обладает не только восприятие цвета, но и восприятие величины и формы предмета. Специальные исследо­вания показали, что постоянство восприятия не дано человеку изначально, от рождения. Оно формируется постепенно, по стро­гим законам. Если бы не было постоянства восприятия, человек не смог бы ориентироваться во внешней среде - при малейшем изменении его положения относительно окружающих предметов происходило бы радикальное изменение картины видимого мира, предметы воспринимались бы искаженно.

Как же можно определить предмет психологии? Какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, осваивая свой предмет, как бы ни изме­нялись и обогащались знания о нем, какими бы терминами его бы ни обозначали (душа, сознание, психика, деятельность и т.д.), можно выделить признаки, которые характеризуют собственный предмет психологии, отличающий ее от других наук. Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действо­вать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

Биологически обусловленные ее компоненты имеются и у жи­вотных (чувственные образы среды, мотивация поведения, как инстинктивного, так и приобретенного в процессе приспособле­ния к ней). Однако психическая организация человека качествен­но отлична от этих биологических форм. Социокультурный образ жизни порождает у человека сознание. В межличностных контак­тах, опосредованных языком и совместной деятельностью, инди­вид, «всматриваясь» в других людей, приобретает способность познавать самого себя как субъекта психической жизни, заранее ставить цели, предваряющие его поступки, судить о внутреннем плане своего поведения. Не все компоненты этого плана перево­димы на язык сознания. Но и они, образуя сферу бессознатель­ного, служат предметом психологии, которая выявляет характер соответствия действительных побуждений, влечений, ориентации личности сложившимся у нее представлениям о них. Как осозна­ваемые, так и неосознаваемые психические акты реализуются посредством нейро-гуморалъных механизмов, но протекают не по физиологическим, а по собственно психологическим законам. Исторический опыт говорит, что знание о предметной области психологии складывалось и расширялось благодаря связи этой науки с другими науками - естественными, социальными, тех­ническими.

 

Немов Р.С. Психология. Кн. 1. - М., 2002. - С. 8-25.

 

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

Психология как наука обладает особыми качествами, кото­рые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверен­ных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практиче­ские задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений пси­хология знакома каждому человеку. Она представлена ему в ви­де собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, моти­вов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основ­ные психические явления мы непосредственно можем обнару­жить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

В научном употреблении термин «психология» появился впер­вые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек лег­ко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаб­людения. Позднее, в XVII—XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознавае­мые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концен­трировались. В этой связи название «психология» отчасти утра­тило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспри­нимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Од­нако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой нау­кой сохраняется ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспери­ментальной областью научных знаний.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мыш­ление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состоя­ниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способ­ности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает че­ловеческое общение и поведение, их зависимость от психиче­ских явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих позна­вательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, ду­ховных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойст­ва человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависи­мости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью че­ловека.

Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объ­яснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых строится и по которым функционирует об­щество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в кото­рых непосредственно участвует.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явле­ний, изучаемых психологией, входят и отношения между людь­ми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.

Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основ­ные типы явлений, которые изучает современная психология (рис. 1, табл. 1).

На рис. 1 обозначены основные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируются названия двенадцати классов яв­лений, изучаемых в психологии. Они перечислены в левой части табл. 1. В правой ее части приведены примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие явления.

Рис. 1. Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые

в психологии

 

 

Заметим, что многие из явлений, изучаемых в психологии, нельзя безоговорочно отнести только к одной группе. Они мо­гут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать в виде процессов и состояний. По этой причине в правой части таблицы

некоторые из перечисленных феноменов повторяются.

Явления, изучаемые психологией Понятия, характеризующие эти явления
1. Процессы: индивидуальные, внутренние (психологические)     2.Состояния: индивидуальные, внутренние (психические).   3.Свойства индивидуальные, внутренние (психические)     4.Процессы: индивидуальные, внешние (поведенческие)     5.Состояния: индивидуальные, внешние (поведенческие)   6.Свойства: индивидуальные, внешние (поведенческие)     7.Процессы: групповые, внутренние.     8.Состояния: групповые, внутренние.     9.Свойства: групповые, внешние.   10.Процессы: групповые, внешние   11.Состояние: групповые, внешние.   12. Свойства: групповые, внешние.   Воображение, воспоминание, восприятие., забывание, запоминание, идеомоторика, инсайт,интроспекция,мотивация,мышление, научение,обобщение,ощущение,память,пер-сонализация,повторения,представление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь, самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль,творчество, узнавание, умозаключение, усвоение.   Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, деперсонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самоактулизация, самообладание, склонность, страсть, стремление, стресс, стыд, темперамент, тревожность, убежденность, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустрация, чувство, эйфория, эмоция.     Иллюзии, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноцен- ности, личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм.   Действия, деятельность, жест, игра, имп- ринтинг, мимика, навык, подражание, поступок, реакция, упражнение.   Готовность, интерес, установка.     Авторитетность,внушаемость,гениальность, настойчивость, обучаемость, одаренность, организованность, темперамент, трудо- любие, фанатизм, характер, честолюбие, эгоизм.   Идентификация, коммуникация, конформ- ность, общение, межличностное воспри- ятие, межличностные отношения, формирование групповых норм.   Конфликт, сплоченность, групповая поля- ризация, психологический климат.   Совместимость, стиль лидерства, сопер- ничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы.   Межгрупповые отношения.   Паника, открытость группы, закрытость группы. Организованность.

 

Большая часть перечисленных в табл. 1 понятий и явлений раскрывается в учебнике. Однако для самого общего предвари­тельного знакомства с ними можно обратиться к имеющемуся в конце книги словарю-указателю психологических терминов.

 

ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

 

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развива­ющиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время систе­ма психологических наук продолжает активно развиваться (каж­дые 4—5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.