Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Культура как социальное явление 3 страница




Практически нет ни одного общества или народа, у которого отсутствовали бы люди, базирующие свои жизненные ценности и нормы в основном на религиозных верованиях. Значит, для определенной части человечества религия является высшей культурной ценностью.

Есть дать верованиям социокультурную оценку, то можно сказать, что в них заключена наиболее глубинная сущность общечеловеческих ценностей и норм жизни. Поэтому для сохранения мировой культуры, религия и верования играют одну из важных ролей, если не основную.

6. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Привычки — это установившиеся схемы (стереотип) поведения в определенных ситуациях. Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но есть так называемые вредные привычки (громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти), которые свидетельствуют о плохих манерах.

7. Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать.

Манеры чрезвычайно разнообразны, одни относятся к светским, другие — к повседневным. Ходить опрятно одетым, не чавкать за едой, не читать газету за обедом — повседневные манеры воспитанного человека. Целовать руку даме, говорить ей изысканные комплименты или здороваться, приподнимая шляпу — светские манеры, присущие небольшой группе людей.

8. По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а вместе — особый культурный комплекс, называемый этикетом. Этикет — принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Особый этикет существовал при королевских дворах, в светских салонах, дипломатических кругах. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.

9. В отличие от манер, обычаи присущи широким массам людей. Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Обычай — воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычаи — неписаные правила поведения. В силу своей важности обычаи, касающиеся собственности, безопасности и управления, фиксировались сообществом в виде письменных распоряжений и в дальнейшем принимали форму закона.

Становление обычаев происходило стихийно, под влиянием общественной потребности в самосохранении, поддержании порядка в сообществе и регулировании отношений между его членами. В них отсутствует личный произвол. Они выражение коллективной воли в качестве живого достояния общества, они, несомненно, - общественное благо, ценность. Важнейшей стороной этой ценности является то, что в обычае содержится неизвестное животному миру нравственное начало. Ведь обычаи – это образец поведения, которому нужно следовать и который свято соблюдается и поддерживается сообществом. Все, что в рамках обычая, - свято, нравственно. Все, что вне его, – безнравственно.

Итак, обычай представляет собой определенный способ поведения людей, выработанный сообществом для всех его членов, он состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям.

10. Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традицииэлементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Другими словами, традиция – это все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие — в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединяющим началом.

Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Каждый человек причастен к каким-то традициям, которые регламентируют быт. Пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

В традиционных обществах традиции являются основным социальным регулятором. Традиционная культура — это, прежде всего культура, основанная на священном тексте. Механизм ее воспроизводства и трансляции состоит в почитании и рецитации (повторении) священного текста. В обществах модерна и постмодерна – традиции являются одним из компонентов более сложной системы социокультурной регуляции и воспроизводства.

11. В рамках обычая, традиции, приобретает важное регулятивное значение обряд. Если обычаи укоренились в жизни сообщества, стали регуляторами семейных и межсемейных отношений, то практически осуществляются в обрядах. Обряд, с одной стороны, - это ряд строго определенных обычаем действий, а, с другой – эмоционально-психологическая реализация предписаний без которой сам ритуал теряет свою привлекательность и воспитательную силу. В обряде достигается сопереживание участниками коллективного представления своей причастности к сообществу, живущему по своим особым, священным для него правилам и дающему жизнь входящим в него индивидам.

Обряды воспитывают и одновременно актуализируют социальную память, помогая глубже осознать ту систему ценностей, которой живет сообщество, и сами образуют ценность культурной жизни народа.

12. Ритуалы - это совокупность символических стереотипных коллективных действий, жестов и слов, выполняемых и произносимых в определенное время, в определенном месте и в определенных обстоятельствах, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства.

По содержанию ритуал тесно связан с традицией. Именно традиция требует от членов общества или социальной группы в конкретных жизненных ситуациях совершать тот или иной ритуал.

Обычно ритуалы совершают специально предназначенные для этого люди – жрецы, шаманы, священнослужители – при участии всей общности или какой-то её части.

Ритуалы не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.

Ритуал предполагает произнесение особых словесных формул.

Ритуалы очень разнообразны – от примитивных до сложных обрядов и таинств различных конфессий. Они сопровождают важные моменты человеческой жизни.

Основная функция ритуала – сохранить в памяти членов общности события принципиальной важности, реально происходившие когда-то в истории или мифологические, по отношению к которым члены общности ощущают свое единство и солидарность, т.е. на основе которых происходит их самоидентификация с группой.

Участники ритуалов далеко не всегда ясно сознают смысл своих действий, но выполнение ритуала оказывает сильное действие на подсознательный уровень восприятия.

Сила ритуала — в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В ритуале происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками ритуального действия.

Ритуал выполняет так же коммуникативную функцию. В ритуальном действе сообща участвуют все члены группы или общности, осознавая себя едиными и солидарными в выполнении важнейшего общего дела. Ритуальная практика укрепляет единство и сплоченность группы, учит людей коллективному действию, даже если сама по себе кажется лишенной рационального смысла. Поэтому ритуал можно рассматривать как информацию, позволяющую дать определение и описание человеческой реальности.

13. Модели поведения - это идеальные представления о том, как надо вести себя вести в той или иной ситуации. В основе моделей поведения, характерных для той или иной культуры, лежит присущее ей специфическое видение мира с конкретными ценностями, символами и традициями. Под такие модели человек подстраивает свое собственное поведение в различных ситуациях и на основании их оценивает поступки окружающих и свои собственные. Модели поведения стабильны и мало подвержены изменениям в повседневной жизни. Для того чтобы они изменились, нужен длительный исторический интервал, поскольку они не могут измениться без изменения всей системы ценностей.

Культурные универсалии. В масштабе всего человечества культурное наследие выражает так называемые культурные универсалии – своеобразные инварианта развития, элементы культуры. Культурные универсалии – это такие ценности, нормы, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества, т.е. общие черты, свойственные всем культурам.

Речь идет о неких общечеловеческих репрезентациях культурного опыта, представленных в образно-мировоззренческих конструкциях, в этимологических ценностях языка, в мифологической и художественной символике того или иного народа. Культурные универсалии вырастают из основного мифа, связанного с такими архетипическими категориями и оппозициями, как золотое яйцо; мировое древо; жизнь (смерть); верх (низ) и др.

Джордж Питер Мердок (1965 г.) разработал классификацию компонентов культуры, имеющих универсальное применение. Он выделил 88 общих поведенческих категорий, присутствующих во всех культурах. К ним относятся спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычаи дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды, сексуальные ограничения, изготовление орудий труда и попытки влиять на погоду и т.д. Однако следует подчеркнуть, что в универсальных компонентах никогда не указываются конкретные детали реального поведения. Универсалии относятся к широким, всеобъемлющим категориям, а не к содержанию культуры.

М. Мид и К. Клакхон к универсальным компонентам относят следующие элементы общества:

- язык как символику и смыслы действий (знаки и значения);

- ценностную систему как совокупность жизненных целей и средств, идеалов, мировоззрений, мифов, идеологий;

- символы, понятия и смыслы, которые придаются действиям;

- типичные связи и взаимодействия (родственные, ценностные, функциональные, ритуальные и т.п.);

- образцы и эталоны поведения.

С позиций фрейдизма в свою очередь удалось обнаружить, что в каждой культуре есть два непременных элемента:

1) правила брачных отношений, отражающих сложившуюся социальную культуру воспроизводства;

2) правила спортивных состязаний, в которых закреплялась культурная, санкционированная обществом форма выплеска агрессии.

Было обнаружено, что культура – самопроизводящая и самовоспроизводящая система, она сохраняет себя и развивается, проникает в подготовленные, а иногда и «случайные» души, захватывает, организует ценностный мир человека, делает его своим хранителем и творцом. Наши физические жизни, наполненные культурным смыслом, становятся значительными, а некоторых творческих людей, «вошедших в культуру» и постигших гармонии устройства мира, она делает бессмертными.

Основа культурных универсалий восходит к устойчивым антропологическим (биологическим, психологическим, духовным) характеристикам человека, а также к космическим и геоприродным условиям его существования.

Некоторые антропологи считают, что они формируются на основе биологических факторов. По мнению Клакхона, к ним относятся: наличие двух полов; беспомощность младенцев; потребность в пище, тепле и сексе; возрастные различия между людьми; усвоение разных навыков. В связи с этим возникают проблемы, которые надо решить на основе данной культуры. Согласно взглядам Клакхона, определенные ценности и образы мышления также являются универсальными. В каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном из них не одобряется страдание. Мнение Клакхона о культурных универсалиях соответствует взглядам Мердока – они полагают, что все культуры должны способствовать удовлетворению определенных физиологических, социальных и психологических потребностей, хотя в частностях возможны разные варианты.

Эти взгляды подвергались разнообразной критике. Дж. Кларк (1970) отвергает концепцию базисных потребностей. На удовлетворение так называемых базисных потребностей – биологических, психических или социальных – влияют культурные ценности и нормы, ничего общего не имеющие с этими потребностями. Следовательно, считает Кларк, базисные потребности не могут обусловливать специфические аспекты культуры.

В целом, культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они не жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т.п.

Все это позволяет сделать вывод о том, что наличие общих антропологических характеристик людей формирует культуры на единой основе, на которой настраивается огромное множество отличительных, в том числе социальных признаков.

Основные социальные функции культуры.

Прогностическая функция. Поскольку культура предполагает определенные модели поведения и ценности, то, исходя из требований культуры, можно предсказать, как поведет себя средний носитель этой культуры в той или иной жизненной ситуации. Общение с другими людьми было бы затруднено и даже невозможно, если бы они не могли прогнозировать их поступки, ответные реакции и т.д.

Репрезентативная функция. Культура определенным образом представляет – репрезентирует в сознании членов общества все социально значимые факты, т.е. означивает их, придает им значения.

Идентификационная функция. Культура дает возможность индивиду ощутить свою принадлежность к группе через общие с группой ценности, символы, модели поведения. На основании общих ценностей возникает эмоциональная связь, объединяющая членов единой группы.

Адаптационная функция. Культура позволяет индивиду адаптироваться к своей географической среде, помогая ему решать проблемы выживания. Благодаря контакту с другими культурами человеческие общества находят способы адаптации к трудной для проживания среде.

Интегративная функция. Благодаря культуре, её символическим феноменам (идеям, оценкам, нормам, ценностям) возможны интеграция физически изолированных людей в некие системы взаимодействия. Единые стандарты поведения, нормы, ценности, традиции делают возможным соорганизацию людей на огромных территориях, объединяют людей в единое общество, отделяя их от групп людей, руководствующихся иной системой норм, ценностей. Следовательно, культура отличает общество от другого.

Селективная функция. Культура осуществляет выработку и отбор определенных культурных форм, обеспечивающих эффективное освоение обществом условий его существования. Именно с этой функцией культуры в первую очередь связан культурный релятивизм, понимание относительности всех культурных феноменов.

Репродуктивная функция. Культура обеспечивает воспроизводство общества и передачу накопленного опыта, преемственность развития. Это – «надгенетический код человечества». Тем не менее проблема переосмысления исторического опыта периодически встает перед каждой культурой.

Ориентирующая функция. Культура выводит общество и каждого отдельного индивида к устойчивым и социально значимым целям и ценностям, придает смысл их существованию.

Регулятивная функция. Культура – это нормативная система, это то, что считается разумным, обоснованным в данном сообществе. С помощью норм, ценностей, обычаев культура упорядочивает, направляет, ориентирует действия людей, благодаря культуре люди оценивают пользу или вред, добро или зло и т.д.

Следовательно, культура как нормативная система регулирует поведение:

- во-первых, она информирует актора (субъекта) о том, на что можно рассчитывать, надеяться, как себя вести, чтобы быть принятым, одобренным другими, и о том, что будет сочтено нежелательным;

- во-вторых, она побуждает, мотивирует человека к поведению, одобряемому в данной группе, сообщности;

- в-третьих, она налагает ограничения, контролирует поведение людей, которые должны вести себя так, как считается принятым, приемлемым. Культура способна отслеживать и наказывать, поощрять, удерживать от поступка и потворствовать.

Коммуникативная функция. Культура является универсальной системой общения людей на всех уровнях - от межиндивидуального до уровня поколений. Она создает саму возможность коммуникации в обществе, вырабатывая общепринятые интерпретации. Вместе с тем культура обеспечивает и дифференциацию, обособление социальных групп, вырабатывающих особые субкультуры. Данная функция, по мнению многих исследователей, является главная функцией культуры.[5]

Рекреативная функция. Культура обеспечивает восстановление, разрядку, предлагая индивиду определенные формы игрового поведения, досуга и т.п.

Культура выполняет в социальной жизни ту же функцию, что и в жизни животных – функцию воспроизводства от поколения к поколению определенного типа социального поведения человека. При этом культура выступает в качестве средства формирования с помощью прошлого, накопленного опыта, традиций, сегодняшних представлений и сегодняшней жизнедеятельности.

Преемственность культуры осуществляется в процессе социализации личности. Культура как внебиологическое, благоприобретенное не подчиняется в целом генетической наследственности – ею можно овладеть лишь в ходе социального наследования.

Механизмы социализации обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. Осуществляя собственную практическую деятельность, вырабатывая в процессе включения в социальные институты собственный опыт, получая порицание и одобрение от старших носителей исторического наследия, человек делает своим достоянием культуру семьи, общности, человечества. Следовательно, еще одна социальная функция культуры – приобщение к накопленному историческому наследию, воспроизводство определенных порядков, т.е. функция социализации.

3. Материальная и духовная культуры. Народная, массовая и элитарная культура. Доминирующая культура, субкультура, контркультура и суперкультура

Культура представляет собой сложную систему, элементы (базисные единицы, черты культуры) которой делятся на материальные и нематериальные (духовные).

Совокупность первых создает особую форму культуры – материальную культуру, которая, являясь частью общей системы культуры, включает всю сферу материальной деятельности и её результаты. Материальная культура представляет собой созданную человеком искусственную среду его обитания. Это орудия труда, производственные, жилые и общественные здания и сооружения, средства общения и связи, вся технологическая инфраструктура, коммуникации – в целом трудовые процессы и их материальные результаты (продукты), в том числе научно-технического творчества, имеющие общие черты и особенности в промышленности, земледелии, строительстве. Другими словами, она включает физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами).

Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

В материальной культуре выражен и повседневный быт людей, включая ведение ими домашнего хозяйства. Она включает и структуры функционирующего очеловеченного топоса (гр. Topos – место, местность): жилища, деревни, поселки, города, мегаполисы. Материальную культуру издревле формируют также физические процессы, воплощенные в заботе человека о своем нормальном состоянии (гигиена тела, питание, чистота жилища, лечение, осуществление ритуалов и др.).

Материальную культуру можно рассматривать как способ адаптации общества к биофизическому окружению путем его соответствующего преобразования. Она воплощает собой степень практического овладения человеком силами и богатствами природы.

Совокупность вторых образует нематериальную, или духовную культуру, включающую духовную деятельность и её продукты: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека. Она включает разнообразные проявления интеллекта и души человека: развивающиеся исторически мифологию, религию, философию, литературу и искусство, язык и письменность, образование и просвещение, науку и формы вненаучного познания.

Вне духовной жизни, помимо сознательной деятельности людей культура вообще не существует, так как ни один предмет не может быть включен в человеческую практику без осмысления, без посредства каких-либо духовных компонентов: знаний, навыков, специально подготовленного восприятия. Ни один предмет материальной культуры не может быть создан без сочетания действий «исполняющей руки» и «мыслящей головы».

Вместе с тем духовная культура может существовать, сохраняться и передаваться главным образом в материальной форме, - в виде книг, картин и т.п. В культуре материя выступает в преобразованном виде, в ней опредмечиваются способности и сущностные силы человека.

Таким образом, противопоставление и деление культуры на материальную и духовную относительно, условно. Обе они образуют единство. Духовное и материальное в культуре не статичны, не рядоположены, а выражаются друг через друга, существуют, лишь переходя друг в друга в процессе социальной деятельности людей. Материальная и духовная культура - итог активной человеческой деятельности. То есть черты одной культуры выражаются через черты другой. Так, церемония, как любой нематериальный объект, нуждается в материальном посреднике. Ношение галстука – ритуальное символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, без участия материального посредника – галстука.

Одни элементы культуры существуют в одиночестве, другие организуют вокруг себя совокупность новых элементов. Во втором случае говорят о культурном комплексе.

Культурный комплекс – совокупность культурных черт, или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных.

Примером служит спортивная игра, в частности футбол. С ним связаны: стадион, болельщики, рефери, спортивная одежда, мяч, пенальти, форвард, билеты и многое другое.

Культурным ареалом называется географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах. Для жителей географического района характерна общая культура или культурный образец. К примеру, славянская культура включает русскую, украинскую, белорусскую и некоторые другие субкультуры, или национальные культуры. Границы культурного ареала не обязательно совпадают с государственными границами или рамками данного общества.

Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Далеко не все из того, что создано руками и умом человека, удостаивается этого имени. Сегодняшняя мода не входит в культурное наследие, а прошлая часто попадает лишь в число музейных экспонатов. Если же к предметам одежды, бывшим в моде у дедушек и бабушек, возвращаются внуки, эти предметы становятся частью культурного наследия.

В отличие от него понятие «прошлая культура» охватывает более широкий круг предметов и явлений. Она включает все, что было признано ценным или интересным для потомков. Эта часть культуры вызывает интерес только у историков и любителей древностей.

Культурное наследие часто идеализируется, пользуется особым авторитетом и окружено ореолом. Положительные стороны преувеличиваются, а негативные преуменьшаются. В конечном итоге наследие становится фактором сплочения нации, средством объединения в периоды кризисов и нестабильности.

Элитарная культура (или высокая культура) характеризуется производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей, элите, трудна для понимания неподготовленному человеку. Для элитарной культуры характерны такие черты, как принципиальная закрытость культурной коммуникации, высокое качество жизни, закрепление принципов ценностно-смысловой самодостаточности, противопоставление себя субкультурам других слоев, в частности массовой культуре.

Представители концепции элитарной культуры Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс, продолжая и развивая аристократические традиции в области культуры Платона, Т. Калейля, Ф. Ницше, отстаивали идеи, согласно которым подлинным носителем культуры является узкий социокультурный слой писателей, художников, музыкантов, деятелей театра и кино, ученых и специалистов. Именно они обладают общепризнанными способностями и высокой компетентностью, которая позволяет им создавать культурные образцы, развивать науку, разрабатывать доктринальные идеи и творческие программы в области искусства, образования и просвещения, внедрять новейшие технологии общекультурного значения.

По взглядам теоретиков элитарной культуры, «искусства для искусства», то, что создается привилегированной часть общества, высокими профессионалами, доступно лишь хорошо подготовленной публике, высокообразованной части общества, избранным слоям народа. Элитарное творчество, значительно опережая свое время, может рассчитывать на признание лишь в будущем, но не всегда. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. Культурный элитизм исходит из того, что шедевры талантов и тем более гениев слишком сложны для восприятия и оценки, чтобы стать «всенародным достоянием».

А.Шопенгауэр считал, что «самые прекрасные творения каждого искусства, благороднейшие создания гения для тупого большинства людей навеки остаются книгой за семью печатями и недоступны для него, отделенного от них глубокой пропастью, как недоступно черни общение с королями».[6]

И в наши дни налицо пренебрежение и даже презрение, с которым творческая элита относится к «всеядности» массовой культуры, рассчитанной на невзыскательный, неразвитый вкус её многочисленных создателей и потребителей. Особенно остро художественная элита, прежде всего, эстетствующие круги, реагирует на крайности молодежной контркультуры и субкультуры, усматривая в них проявления распада вековых общечеловеческих ценностей.

Народная культура возникает в определенной мере стихийно и не имеет конкретного «персонифицированного» автора, т.е. создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народная культура включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. Народную культуру называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) и коллективной. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни или танца), массовыми (карнавальные шествия).

Фольклор – еще одно название народного творчества (это традиционные верования, обычаи, легенды, песни, танцы, искусство народа, которые передаются от поколения к поколению). Фольклор локализован, т.е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Сама идея массовой культуры возникает в 20-х годах ХХ века в рамках доктрины массового общества.

Теория массового общества исходит из того, что в ХХ в. классовая поляризация исчезает и главенствующую роль в историческом процессе начинает играть «масса». Понятие «масса» имеет не только количественные характеристики (большинство общества), но и качественные: обезличенность, преобладание чувства, утрата интеллекта и личной ответственности за свои решения и поступки. Отсюда «массовым» называют такое общество, в котором человек становится безликим элементом социальной машины, «винтиком», подогнанным под её потребности. А массовой культурой называют то, что противостоит подлинной культуре.

Понятие «массовая культура» вошло в обиход на Западе во второй половине ХХ в. с целью обобщенной характеристики новейших явлений западной модерн-культуры в данный период. Это явление было вызвано рядом причин.

Во-первых, вторая половина ХХ в. характеризовалась значительным прогрессом в области информации, развитии информационных сетей и потоков. Информация приобрела массовый характер, её стали оценивать как важнейший ресурс общества, наряду с человеческим фактором, сырьем, машинной технологией и энергией. По некоторым данным, к началу нового столетия примерно две трети работающих в мире было занято сбором, хранением, переработкой и использованием информации. Вошел в обиход афоризм «кто владеет информацией, тот владеет миром». Так «информационный взрыв» преобразовал материально-технические обоснования культуры и само её содержание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 971; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.