Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Словообразовательные нормы




Тема 6

 

  Существительные со значением действия, процесса или резуль­тата образуются с помощью суффикса -к- от всех глаголов, расположенных в ряду (A) летать, строить, связать (Б) разработать, оценить, загру­зить (B) встречать, находить, защищать
  Существительные со значением действия, процесса или резуль­тата образуются с помощью суф­фиксов -ани-, -ени- от всех глаго­лов, расположенных в ряду (A) вызывать, образовать, описать (Б) улучшить, изобрести, нала­дить (B) изучить, изменить, использовать

 

  Существительные со значением действия, процесса или резуль­тата, имеющие одинаковую модель, образуются от глаголов ряда (A) вынести, вывести, провести (Б) занять, развить, открыть (B) заботиться, тренироваться, отказаться
  Несколько существительных, имеющих разное значение, мож­но образовать от всех глаголов ряда (A) показать, строить, записать (Б) спасать, обсуждать, выражать (B) заменить, ускорить, принять
  Лицо, принадлежащее к какой-либо профессии или произво­дящее какое-либо действие, обозначают все существительные ряда (A) правитель, осветитель, очиститель (Б) сочинитель, зритель, показа­тель (B) хранитель, пользователь, последователь
  Научным понятием, термином, названием вещества или прибора являются все существительные ряда (A) взрыватель, заместитель, указатель (Б) разрушитель, отражатель, испытатель (B) двигатель, выключатель, делитель
  Одушевлённые существитель­ные, обозначающие профессию, род занятий или лицо, произво­дящее какое-либо действие, об­разуют ряд (A) аналитик, грузовик, кранов­щик (Б) проводник, докладчик, за­казчик (B) компьютерщик, приёмник, каменщик
  Неодушевлённые существитель­ные, обозначающие бытовые предметы, образуют ряд (A) спутник, техник, гардероб­щик (Б) садовник, вкладчик, мясник (B) холодильник, автоответчик, кофейник

 

  Существительные женского ро­да, обозначающие профессию или должность и не имеющие оценочных и эмоционально-экспрессивных оттенков, обра­зуются от всех существительных мужского рода в ряду (A) переводчик, журналист, певец (Б) изобретатель, строитель, редактор (B) директор, кассир, секретарь
  Абстрактные существительные, обозначающие признаки, свойства, образуются с помощью суф­фикса -остьот всех прилагатель­ных ряда (A) новый, красивый, твёрдый (Б) тяжёлый, ясный, широкий (B) хрупкий, влажный, упругий    
  Абстрактные существительные, обозначающие признаки, свойст­ва, образуются с помощью суф­фикса -от- от всех прилагатель­ных ряда (A) тёплый, толстый, мягкий (Б) простой, полный, долгий (B) частый, высокий, сложный
  Абстрактные существительные, обозначающие признаки, свойст­ва, образуются с помощью суф­фикса -ин- (-изн-) от всех прила­гательных ряда (A) быстрый, белый, глубокий (Б) гордый, свежий, крепкий (B) кривой, тихий, крутой
  Существительное с интернацио­нальной основой является лиш­ним в ряду (A) конкурент, претендент, оппонент (Б) конкурсант, докторант, практикант (B)ассистент, процент, пациент
  Существительное с интернацио­нальной основой является лиш­ним в ряду (A) дирижёр, стажёр, вояжёр (Б) редуктор, кондуктор, реф­лектор (B) инспектор, оратор, диктатор

 

  Прилагательные образуются с помощью суффикса -н- от всех существительных, расположен­ных в ряду (A) наука, общество, мораль (Б) дорога, ночь, река (B) премия, учёба, закон
  Чередование последней соглас­ной корня имеет место при обра­зовании прилагательных от всех существительных, расположен­ных в ряду (A) секрет, праздник, друг (Б) рука, успех, бумага (B) влага, весна, облако
  Прилагательные образуются с помощью суффикса -ск- от всех существительных, расположен­ных в ряду (A) завод, город, директор (Б) исследователь, диплом, программа (B) теория, практика, методика
  Два прилагательных, различных по значению, образуются от каж­дого существительного в ряду (A) удача, смерть, ум (Б) звук, класс, труд (B) мир, язык, дело
  Два прилагательных, различных по значению, образуются от каж­дого существительного в ряду (A) история, геология, фонетика (Б) графика, философия, грам­матика (B) логика, органика, экология
  Приставка пере-имеет значение «сделать ещё раз» во всех глаго­лах ряда. (A) переработать, переписать, переспросить (Б) переставить, передумать, пересесть (B) переехать, пережить, пере­ смотреть
  Приставка по- имеет значение «немного», «недолго» во всех гла­голах ряда (A) покурить, поставить, поду­ мать (Б) поправить, побыть, посмот­реть (B)поработать, пожить, погулять

 

 

  Приставка за-имеет значение начала действия во всех глаголах ряда (A) записать, заработать, заслу­шать (Б) заплакать, задумать, занять (B) заговорить, закурить, закри­чать
  Приставка про-придаёт значение начатого и полностью выполнен­ного действия всем глаголам ряда (A) продумать, проехать, про­жить (Б) провести, продать, проучить (B) проговорить, прописать, проработать
  Приставки с- (со-)и раз- (разо-), рас-имеют антонимичное значе­ние в парах глаголов, производ­ных от глаголов ряда (A) брать, ставить, вести (Б) жечь, крыть, давать (B) писать, считать, двигать
  Производные глаголы с пристав­кой раз- (разо-), рас-и возврат­ной частицей -ся (-сь) образуют­ся от всех глаголов ряда. (A) править, учить, расти (Б) брать, вести, служить (B) петь, строить, радовать

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.