Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место религии в русской культуре XV века




Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков

Политическое объединение под началом Москвы привело к интенсивным интегративным процессам в культуре, ставшей подлинной «собирательницей русских земель». Значительно укрепилось единство русского языка. Национальное самосознание питалось как долгожданным обретением независимости, так и интересом к глубинным истокам, к Киевской Руси. Русская культура одновременно с европейской начинает обращаться к своей древности. Именно на рубеже XIV—XV веков происходит объединение русского былинного эпоса в единый Киевский цикл, герои которого Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Князья Олег и Владимир воспринимаются уже вне временных рамок, как символы патриотизма и героизма. Возник жанр исторической песни, героями которой могли быть простые люди (например, Авдотья Рязаночка). В былинах и песнях происходило даже «смешение половцев и татар как общих врагов Руси» (Д. С. Лихачев). Летописные своды возникают в Москве, Твери, Ростове, Новгороде, Пскове.

Растет «книжная» ученость, сосредоточенная в монастырях, библиотеки которых стали собирать также исторические повести, научные (географические, медицинские) трактаты. Формой духовного просветительства стала получившая широкое распространение житийная литература. В ней место отводится как героям освободительной борьбы — Александру Невскому, Дмитрию Донскому, так и духовным подвижникам и наставникам — Сергею Радонежскому (1315/19—1392), Стефану Пермскому (1340—1396). Сергий, человек высокий образованности, наделялся чертами землепашца, мукомола, дровосека, плотника. Основав 150 монастырей, он считался покровителем путешественников. Канонизированный церковью, Сергий стал восприниматься вообще как заступник земли Русской.

Даже рост «вольнодумства» и ересей, характерный для рубежа XIX—XV вв. (сразу после победы над татарами) и всего XV века, в каком-то смысле был выражением роста национального самосознания, ищущего свой путь и в религии. Ереси были в значительной степени порождением духовных поисков, ведь не случайно их основателями были всегда люди глубоко верующие, не боящиеся ради «истинной» веры никаких наказаний. Ереси были и свидетельством осознания самоценности человека, идеи, настойчиво поднимавшейся в духовной атмосфере всей Европы.

 

Русская церковь, вновь набиравшая силу после военных побед и объединения Руси и начавшая претендовать на роль лидера православной религии, конечно, была совершенно непреклонна к любому «вольнодумству», а тем более открытым ересям. В 1375 г. были казнены в Новгороде («побища и свергоша с мосту») стригольник Карп и его единомышленники. «Художества стригольника» (цирюльника) состояли в том, что, «изучив словеса книжные», стригольники самих себя поставили в учителя народу, отвергая духовенство как «лживых учителей». Поскольку Христос не имеет своей церкви на земле, то учить (и учиться) христианству может каждый, идя собственным путем. Именно эта мысль была ведущей в тезисах Мартина Лютера полтора века спустя, а брожение ее шло по всей Европе, по крайней мере с IX века.

Большую опасность православная церковь усмотрела и в «жидовствующей» ереси, занесенной на Русь уже во второй половине XV века литовскими евреями. Обращаясь к античности, они занимались логикой и астрономией, умея даже предсказывать небесные явления. «Жидовствующая» ересь отрицала загробную жизнь и отвергала службы по умершим. В книге «Аристотелевы врата» подчеркивалось, что царская власть может быть употреблена только во служение народу. Ереси проходят через всю историю русской культуры, что также говорит об исключительном месте в ней религии.

Русская православная церковь боролась не только с ересями, но и с католической церковью, рассматривая все католичество как самую главную ересь и рассадник ересей на Руси. Расхождения между католичеством и православием не ограничивались догматом Троицы, а касались и других вопросов. Так, в православной религии дети считались безгрешными до 7 лет, в католичестве больше говорится о грехе, в православной — о прощении.

В 1439 г. была заключена Флорентийская уния между Византией и папой, что было расценено русской церковью как предательство и основание для независимости от константинопольского патриарха. Ждать пришлось недолго. В 1453 г. Константинополь был захвачен турками. Падение Константинополя воспринималось на Руси как наказание за грехи, подобно гибели «Вавилонской блудницы» и падению Рима. В этой ситуации все более настойчиво стала выдвигаться давно вынашиваемая идея и богоизбранности русского народа. Ведь после 1453 года Московская Русь стала единственным независимым православным государством, а с 1480 г. окончательно перестала платить дань Орде. В 1472 г Великий князь Иван Васильевич III (1440—1505) женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, образованнейшей женщине, и тем самым как бы вступил в наследование византийской власти и византийской учености. Не случайно на гербе Ивана III с конца XV века появился византийский герб — двуглавый орел, сам он стал называться, по византийскому образцу, царем и автократом.

К концу XV века в очередной раз ожидался конец света, и взоры все чаще стали обращаться к Москве не только как столице русского государства, но и как законной наследнице и правопреемнице Рима и Константинополя, как и Третьему Риму. Один из главных идеологов «Третьего Рима», старец Филофей из Елизарова монастыря, писал: «Вся христианския царства придоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя… яко же два Рима падоша, третий стоит, а четвертому не быти».

В этой ситуации на центральное место выдвинулся вопрос о том, кто же возьмет на себя роль наставника в обновленном христианском царстве — церковь или государство? Спор об этом между иосифлянами и нестяжателями начался с того, следует ли церкви владеть землей? Нестяжатели, преемники Сергия Радонежского, во главе с Нилом Сорским (в миру Николай Майков, 1433—1508) на Соборе 1504 г. требовали, «чтобы у монастырей сёл не было, а жители были чернецы по пустыням да кормились рукоделием». Победили, однако Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин, 1439/40—1515) и его последователи, сторонники власти, сильной во всех отношениях. Заодно они добились осуждения собором еретиков, вплоть до того, что был сожжен князь Федор Курицын, неоднократно бывавший с дипломатическими поручениями за границей, а теперь обвиненный в распространении «жидовской ереси». Но главным итогом победы иосифлян оказалось принятие их положения о праве московских государей на абсолютное «самодержство»: лишь «естеством» они подобны человеку, а «властию — от Бога». Таким образом, государь становился символом «Святой Руси», и это можно считать логическим итогом идеи «Третьего Рима». В 1547 г. на царство венчался Иван Васильевич (1547—1584), получивший прозвище Грозного и в полной мере реализовавший представления о самодержце. Как писал В. О. Ключевский, «Иван IV был первый из московских государей, который узнал и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божьего. Иван Грозный был к тому же «в словесной премудрости ритор, естествословен и с мышлением быстроумен». Длительная переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским причисляется к памятникам русской литературы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.