Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Актуальность проблемы




Образование и духовность.

Реальность современного цивилизованного мира сопряжена с тревогой о будущем. Человечество находится в системном кризисе, одной из главных причин которого является игнорирование духовной составляющей культуры. Материальная сторона культуры развивается быстрее, чем духовная, равновесие между ними нарушилось. Такой дисбаланс усугубляется влиянием свободного, но совершенно не воспитанного “духа индивидуализма”, эгоизмом и бездуховностью рыночных отношений и может привести цивилизацию к катастрофе - апокалипсису.

На этом фоне анализ человеческого бытия приобретает в нашу эпоху особую значимость в вопросе выработки духовной ориентации человека, в поиске смысла жизни человека и его назначения. Отечественные философы, педагоги, ученые отмечают тот факт, что без системы образования, оптимально отвечающей нынешней ситуации, не решить многих проблем человеческого общества, будущее которого формируется в современной школе (3).

Поиск объединяющей идеи, общего мировоззренческого аспекта, «общего дела», которое привело бы к консолидации всех элементов общества, сейчас налицо. Особенно поддерживается идея «нации – болельщика». Однако, даже на первый взгляд видно, что такое объединение – временное явление, присущее, например, моменту победы российской сборной или отдельного спортсмена на мировом уровне. Мировоззренческий же аспект уходит глубоко в сознание нации, он – на духовном уровне, то есть это – знание, владение, «проживание» в своей родной культуре. Другими словами, это – жизнь по ценностям своей культуры. Недаром видные ученые, писатели, философы России всегда подчеркивали важность «русской идеи», сводящейся к глубокому пониманию, оценке и принятию своей культурной традиции как консолидирующего элемента общества: Вл.Соловьев, В.В.Розанов, Н.А.Бердяев, Л.П.Карсавин, Н.С.Трубецкой, И.А.Ильин и др.(4).

Русская культура дает педагогу возможность вести процесс воспитания и образования на ценностных категориях, которые лежат в сфере духовной сущности понятия «культура». Русская культура – родная сфера формирующейся личности нашего ребенка, его колыбель… Реализация идеи воспитания человека на основе родной культурной традиции связана с глубоким изучением основ русской культуры, с возрождением добрых семейных, нравственно-этических, духовных (православных) традиций, с глубокой ответственностью перед Отечеством, с воспитанием личности, хорошо знающей и понимающей как свои национальные, народные основы, так и уважающей и ценящей всех людей Земли, все страны и народы, причастной к общечеловеческим бедам и заботам.

Современной школе в России приходится брать на себя трансляцию культуры, во все века осуществляющуюся в семье. Русский философ Н.Ф.Федоров отмечал, что необходимо три поколения для трансляции культуры в семье от старшего поколения к младшему. Однако, говорить сегодня о существовании такого института общества как семья при отсутствии общества (каким оно понимается изначально – с объединением его элементов общей идеей) не приходится.

Школа сегодня – тот свет в России, к которому тянется душа ребенка. Наша лаборатория «Русская школа как система воспитания и образования» Владимирского института повышения квалификации работников образования проводила в школах Владимирской области диагностику. По диагностике 75 % учащихся узнают новое и интересное в школе, а не по ТВ или из СМИ. Жизненные интересы у них с теле- и киногероями не связаны вообще. 83 % опрошенных выступают не за то, что видят в фильмах Голливуда, а за то, что дают им в школе – духовно-нравственную мотивацию жизни. 22 % указывают на искренность духовно-нравственного состояния человека в любой жизненной ситуации.

Взращивание нашей школой духовного семени – путь ребенка к нравственной многокрасочной жизни. Не сможет человек искать истину в половинчатом понятии культуры. Духовная сущность культуры – та область знания современной школы, которую нам надо как можно скорее постичь.

«Ныне книга лишь о религиозном предмете уже носит имя «духовная». Ныне – кто в рясе, тот – неоспоримо «духовный», - кто ведет себя воздержно и благоговейно, тот «духовный» в высшей степени!» - писал святитель Игнатий Брянчанинов в XIX веке (5). Об актуальности этих слов в наши дни говорить не приходится.

Что имеем мы в виду, приближая понятие «духовность» к сфере образования? Современная русская философско-педагогическая мысль определяет духовность как «ценностное содержание сознания». Ее рассматривают и как «категорию сущности» и как «категорию функции» человека. Однако, духовность имеет своей основой христианскую антропологию, суть которой, по В.Н.Зеньковскому, сводится к «учению об образе Божием в человеке». Осознание человеком «желаемого» и «должного», понятий «можно» и «нельзя», оценка результативности своей деятельности в жизни – это функция духа человека. Отсюда – духовное не может быть безличным. Духовность – сфера личностного бытия, силу которого мы ощущаем в каждом человеке в его «взоре, поступках, голосе, улыбке, разговорах, обращении, делах» (прп. Антоний Великий).

Духовность в святоотеческом наследии рассматривается как многоуровневая категория. Она может проявляться на «душевном» уровне, то есть реализоваться в добродетелях; на «плотском» уровне – служить «временному» миру (служить, возможно, без пороков); и на уровне «святости», то есть идеальной целостности личности, «возносящейся выше всех своих страстей и выше своего естества» (вспомним сонм святых Русской земли!). Суть постижения личностью своего духовного состояния – в обновлении себя в сторону благочестия.

Современный, вдумывающийся в воспитательный процесс педагог не может не задаваться вопросом: какими же волевыми усилиями взрастить духовное семя в ребенке? Наша русская культура с ее духовными ориентирами сама подводит к ответу. Лишь постоянным и напряженным вглядыванием в духовные озарения отечественной культурной традиции можно сопутствовать росту духовного семени ребенка и очищению его от всякого наносного и чуждого, мешающего этому росту.

В системе образования прочно обозначились ориентиры: главная задача школы – учить, главный результат – знания, основное достижение – поступление в вуз. У нас богатая палитра моделей школ, но нет модели «школа нравственности» (6). Отсутствие духовно-нравственного воспитания восполняется (?) «воспитывающим обучением личностно-ориентированного плана». Личность воспитывается лишь в личностных интересах, то есть растет «личность для себя». В воспитательном процессе школы много шаблонов, от которых в жизни наших выпускников – тоже шаблоны. По диагностике ВГУ, 76 % молодых – за создание семьи; 75 % из них – за семью без детей (диагностика Леоновой В.В.).

«Нравственный документ» русской культурной традиции – «Домострой» протопопа Сильвестра – сводит воедино то лучшее, благочестивое и духовное, чем во все времена была прочна наша семья: взаимная любовь супругов, воспитание на основе этой любви детей, определение круга обязанностей детей в семье, почитание старших и т.п.(7). Если мы говорим о трансляции культуры в школе, то школа должна стать «школой-домом», отражающим нравственные аспекты передачи культуры, как это происходило в семье.

Взаимопроникновение понятий «образование» и «духовность» обогащает процесс освоения ребенком своей родной культурной традиции, формирует его мировоззренческие позиции на духовно-нравственной основе, подводит его к самостоятельной работе над совершенствованием своей духовной основы, к росту как личности. Результативность его деятельности в обществе будет измеряться мерой добра, чести, долга, любви к ближнему. Он будет жить духовно.

«Грядут нелегкие времена… Давайте отнесемся к этому серьезно и станем жить духовно. Обстоятельства вынуждают и будут вынуждать нас работать духовно» (Паисий Святогорец) (8).

Нашей лабораторией «Русская школа как система воспитания и образования» ВИПКРО подготовлены программы, мониторинг, методические пособия и разработки по вопросам духовно-нравственного направления в образовании. Они вошли в разработку регионального компонента базисного учебного плана, утвержденного Законодательным Собранием области в июле 2005 г., а теперь могут служить базой для работы в области знания «Духовно-нравственная культура» в базовом учебном плане. Проводятся тематические курсы для учителей предмета «Основы православной культуры» и модели «Русская школа». Лаборатория способствует сотрудничеству государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений области (в частности, православных гимназий) в духовно-нравственном аспекте. Ведется разработка учебных пособий, аудио- и видеоматериалов. Готовятся программы содействия семье. Однако вся эта работа должна выходить на ребенка через грамотного, хорошо знающего духовно-нравственный воспитательный процесс педагога, который свою работу по передаче основ родной культуры совершает с радостью и желанием, а не по принуждению.

Перспективы XXI века в российской школе связаны с сохранением самого сокровенного в личности – ее духовного начала. Оно связано с истоками личности, с требованием времени, с тем новым типом мышления, которое пришло с детьми в жизнь нас, педагогов. Оно связано с судьбой нашей Отчизны, которой сейчас как никогда нужен Свет души каждого ее гражданина…

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.