Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовно - нравственного образовательного процесса




Философия образования и процесс воспитания. Методологическая основа

«Воспитание берет человека всего, как он есть, его тело, душу и ум, - и, прежде всего, обращается к характеру человека…» (9). На современном этапе развития общества эти слова К.Д.Ушинского кажутся наиболее актуальными, чем когда-либо. Протест против культа техницизма с его понятием «одномерный человек» усиливается как в мировом, так и в отечественном образовательном пространстве. Вопросы воспитания все чаще рассматриваются как возрождение духовного аспекта формирующейся личности, поскольку это связано с проблемами устойчивого развития человечества.

Во всей своей деятельности человек ориентирован на мир – временно-пространственное поле, в которое он включает и самого себя. Эта объективная, собственно познавательная установка – философская, созерцательная, осмысливающая мир. Она диктует педагогике особую и важную задачу: развитие в личности ценностно-этических добродетелей – созерцания, совершенства любознательного разума (2). При этом должны сохраняться и «точки удивления» или «загадки» (В.С.Библер), удерживающие у личности интерес к жизни. Воспитуемая личность постоянно находится в переходах сознания от реального мира к феноменальному, и наоборот. Это взаимодействие объективного и субъективного мира интересует педагогику по преимуществу с точки зрения мировоззренческих целей воспитания.

П.А.Флоренский считал необходимым «накопление конкретного мировосприятия» именно у формирующейся личности, то есть у ребенка. Воспитатель, по его мнению, должен оформлять это мировосприятие у личности позднее – в более зрелом возрасте. «Мировоззрение – не шахматная игра, не построение схем впустую, без опоры в опыте и без целеустремленности к жизни. Как бы ни была она сама в себе остроумно построена, без этого основания и без этой цели она лишена ценности» (10). Запас конкретных «точек

удивления» - образов, цвета, запаха, звуков, явлений языка, пейзажей и т.д. – есть «ценное основание» будущего мировоззрения.

Философский подход здесь выражается в том, что воспитатель учит воспитуемого мыслить не только самостоятельно, но и правильно (И.Кант). Предотвратить у молодого поколения скепсис, самомнение, продвинуть его к анализу и синтезу, становлению понятий, к критичности и реалистичности – вот принципиальные основы деятельности педагога по введению ребенка в «царство» противоречий и нахождению их разрешений.

Процесс этот немыслим без трансляции культуры. Русский философ Вл.Соловьев пророчески предупреждал, что высшая нравственность обязывает старшее поколение

(воспитателей) передать новому (воспитуемым) двоякое наследие. Во-первых, необходимо передать все положительное, накопленное в результате «исторического сбережения». Во-вторых, нужно сформировать у молодых способность и готовность приблизиться к нравственным целям личности. Процесс воспитания будет носить характер традиционного и прогрессивного. Разделение между этими понятиями быть не может, поскольку нельзя отделить основание -корень от того, что должно на нем вырасти. «Разве дерево могло бы действительно расти, если бы его корни и ствол существовали только мысленно, и лишь ветви и листья пользовались настоящей реальностью?» (11).

Философские воззрения на образовательный процесс как единство традиций и прогресса отвечают одной из главных целей современной школы – духовно-нравственному развитию личности. Формирование как традиционных, так и прогрессивных ценностных категорий, этических норм, целей развития, взглядов на гармонизацию экологии и экономики, принципов устранения насилия и социальных конфликтов связывается с совершенствованием духовной сферы человека, возрастанием его самосознания, преодолением своего личностно-кризисного состояния. Растущему человеку необходимо помочь в формировании целостной картины мира, то есть возможности представить картину мира в своем индивидуальном и в коллективном сознании. Только при таком подходе к формированию мировоззренческих основ духовные черты личности, аксиологические грани ее бытия наложат отпечаток на социально-историческую динамику процесса развития человека (12).

К сожалению, современное информативное поле ребенка не только не помогает личности в формировании ее духовно-нравственной основы, но не дает возможности морально расти. Приоритеты образования находятся не в мировоззренческом аспекте, а в научном, что также не способствует духовному росту личности. В.В.Розанов выделял в процессе воспитания его принципиальную основу. Принцип индивидуальности, по его мнению, требует и от воспитателя, и от воспитуемого сохранения драгоценного свойства индивидуальности и творческой сущности. Принцип целостности предполагает, чтобы всякое входящее впечатление не дробилось иными впечатлениями, пока оно не закрепилось. Принцип единства требует, чтобы все эти впечатления были из источника одной исторической культуры, где они развились. Единство принципов формирует в отечественной сфере образования заказ на сохранение духовной целостности человека, то есть восхождение его к нравственному совершенству (13).

Нравственная личность стремится внести надлежащее содержание в существующие формы или перестроить формы по требованиям содержания. Воспитатель (транслятор культуры) должен учитывать, что аспекты такой личности будут соответствовать распредмечиванию мира культуры, которую человек понял и принял. Вот почему важно начать процесс воспитания на родной для ребенка «почве». Подлинные человеческие ценности «зреют» именно здесь. Это отмечали К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, П.Ф.Каптерев, С.И.Гессен, С.Т.Шацкий, В.С.Сухомлинский, М.П.Щетинин, В.Д. Шадриков. Сохранение существующих и накопление новых (достойных) культурных традиций будет сутью трансляции родной культуры от старшего поколения к младшему. Прогрессивное развитие культурной традиции не может быть иным, поскольку воспитуемая личность будет формироваться как культурно-исторический феномен.

Философия образования не в силах раз и навсегда установить какие-либо определенные пути и принципы воспитания. Однако отечественная школа философии всегда четко определяла аспект воспитательной деятельности – духовную сферу личности. Это соответствует упомянутой выше «почве» созревания личности – отечественной культуре, доминантой которой является духовное начало. Это соответствует и тому, что идет против культа техницизма, и что способствует развитию интегративной концепции общества.

Философская основа процесса воспитания сводится к должному пониманию проблем воспитания, вытекающему из аналитики современного бытия. Как указывал Дж. Дьюи, «союз практики и теории», отражающийся в процессе воспитания, должен быть не от изучения философии как науки, а от изучения философского мышления (14). Воспитателю необходимо усваивать философию как содержательный и умный ответ на мучительные вопросы сегодняшнего дня. Тогда процесс формирования мировоззрения личности

действительно обретет смысл духовного заказа: от «точек удивления» к «осмыслению» своей культурной традиции, к результативности своей духовно-нравственной деятельности, отвечающей целям прогресса.

Нельзя рассматривать процесс воспитания личности без формирующих ее систем ценностей. «Не по точкам библиотек, а по живому слову измеряется состояние духа»

(Н.К.Рерих). Будет ли этот процесс побуждать дух воспитываемой нами личности, ее волю к мобилизации своего творческого ценностного потенциала? Это зависит и от нас, педагогов, и от нашего философского взгляда на процесс воспитания, многогранный и всегда новый.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.