Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовно-нравственного воспитания




Общечеловеческие и национальные ценности в системе

Современная школа поражает какой-то феноменальной способностью к функционированию в очень сложных социальных условиях жизни и профессиональной деятельности.

В принципе, деятельность школы определяется деятельностью ее учителя. Это он познает ценностные категории культуры, отделяет «зерна от плевел», несет зерно истины детям. Сложная задача, но решать ее необходимо. И учитель самоотверженно выполняет свой профессиональный долг, осознает роль школы, ее культурообразующую функцию, утрата которой может привести к необратимой деградации всего воспитательного пространства. Осознание своей роли идет у учителя от понимания его социальной позиции. Он - интеллигент. А интеллигентность, по выражению А.Ф.Лосева, - это «сведение смысла с самим собой». Кому же, как не интеллигенту-учителю, транслирующему свою культуру своим воспитанникам, владеть пониманием путей формирования у них ценностного отношения к жизни, своим истокам, своему началу?

Педагог начала XXI в. - созидатель нового отношения к миру, к самому понятию жизни как творческого процесса преодоления неопределенности и хаоса, процесса совершенствования бытия, в котором необходимо разглядеть цель. С этой точки зрения деления жизни на какие-то виды жизни быть не может. В каждом из нас живет общая жизнь, а мы - лишь ее проявление. А.Ф.Лосев писал: «Жизнь есть жизнь - вот чего не понимают многие рассуждающие на эту тему. Само познание есть только результат жизни. Само знание вызвано потребностями жизни».

М.М.Бахтин с самого начала своей теоретической деятельности широко использует понятия «ценность» и «оценка», а также сопряженные с ними термины при разработке своего мировоззрения. В его трудах находим такие понятия, как «ценностные центр», «ценностный вес», «ценностный момент», «ценностный смысл», «ценностный контекст», «ценностная позиция», «ценностная установка», «культурная ценность», «жизненные ценности», «предметные ценности», «ценностная активность», «ценностное отношение», «смысловые ценности», «ценностная значимость», «ценностное сознание», «ценностный кругозор», «биографическая ценность», «ценностная ориентация», «ценностная иерархия», «социальная оценка», «оценивающее отношение», совершенно бахтинские понятия «хронотопическая ценность», «ценностная вненаходимость».

Как Бахтин понимает сущность ценности? На какие традиции аксиологии он опирается и каким образом их трансформирует в собственной концепции? Судя по имеющимся материалам, Бахтин знал и учитывал не только философию прошлых веков (особенно И.Канта, И.Ф.Гербарта, А.Шопенгауэра, Р.Г.Лотце, К.Маркса, Ф.Ницше), но и философию XX столетия, современную ему. Это прежде всего неокантианство (Д.Риккерт, Г.Коген, И.Кон, Э.Кассирер), феноменология (Э.Гуссерль, М.Шелер), экзистенциализм (М.Бубер, И.Хайдеггер). Из русских мыслителей в его рукописях упоминаются имена Н.Лосского, А.Белого, Г.Г.Шпета. В процессе формирования аксиологической концепции самого Бахтина особое значение здесь имел его «диалог» с неокантианцами и феноменологами.

Бахтин приходит к признанию существования объективных общечеловеческих ценностей (ценностей, ценных «для всего исторического человечества») и субъективного, «моего» эмоционально-волевого, то есть ценностного отношения к этим общечеловеческим ценностям, которые без «моего» субъективного подтверждения их ценности для «меня» - не более чем «пустая содержательная возможность». Следовательно, Бахтин признает ценности «исторического человечества», но слова об этих ценностях «загораются светом действительной ценности», когда возникает к ним определенное эмоционально-волевое отношение, и они соотносятся с «моим» единственным местом в мире «как основы моего не-алиби в бытии».

Основная проблема для Бахтина, как совместить то, что «историческое человечество признает в своей истории или своей культуре то или иное ценностью», и то, что «нет человека вообще, есть я, есть определенный конкретный другой: мой близкий, мой современник (социальное человечество), прошлое и будущее действительных людей (действительного исторического человечества)».

Бахтин приходит к признанию существования «объективных человеческих ценностей» и «субъективного, ценностного отношения» к этим общечеловеческим ценностям. Конкретный человек является «ценностным центром». Однако, поскольку существует не один человек, а множество других, то «ценностные центры» вступают в «диалогическое отношение». «Ценностное сознание» не оторвано от онтологии бытия, то есть оно объективно детерминировано. Тем более важна субъективность «ценностного центра». Выход этой субъективности на «ценностную модель мира» приводит личность к пониманию взаимоотношений «ценностных контекстов» в ценностно-временном контексте жизни» каждого из участников процесса (28).

Близость к раскрытию глубинных процессов бытия, истоков сущности человеческой! Согласитесь, путей и форм формирования данного самосознания у школы много. Методология данной работы действительно должна быть основана на глубоком знании родной культуры, иначе ребенок потеряется на путях формирования ценностей жизни. От родной культуры он может постичь впоследствии мировую, но не наоборот.

Что следует делать учителю - опережать свое время или отставать от него? Крупнейший философ современности Джон Дьюи уверен: лишь вдумчивый, вооруженный глубокими методологическими знаниями педагог сможет дать себе ответ на поставленный вопрос. Ответ этот будет скорее в пользу опережения времени, и ни в коем случае не «шагая вровень со временем», поскольку это будет фатальной ущербностью (наше время не однозначно) (29). Но чтобы работать на опережение, учителю необходимо владеть анализом, логикой и прогнозированием. Именно эти черты находим мы в нашей народной педагогике. Ее основатель К.Д.Ушинский говорил: «Учитель живет пока учится».

Духовно-нравственный аспект проблемы формирования у школьников жизненных ценностей жизни и есть та методологическая проблема, решение которой будет возвращать ребят после окончания школы, ВУЗа, училища на «малую Родину». Учитель, как транслятор культуры, сам должен понять важность транслируемого. И это - самое важное. Система подготовки учителя должна все время быть на высоте. Патриот, духовно и нравственно богатый воспитатель, любящий свою землю успешно передает свои ценности жизни в развивающиеся сферы растущей личности. И ее микрокосм напрямую зависит от него. Так было всегда в российской школе. Эту огромную ответственность за душу ребенка должен помнить каждый, кто взялся за формирование мировоззрения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.