Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовно-нравственного развития личности




О системе отслеживания результативности

Занимаясь трансляцией культуры, ее отечественного аспекта, педагог порой ощущает недостаточность знаний или отсутствие необходимых для работы материалов для определения промежуточных этапов работы по духовно-нравственному становлению личности ребенка. Историко-культурное наследие земли вырабатывает свой образ личности, воплощенный в нашем современнике. Ориентации работы в духовной сфере культуры продиктованы разбалансированностью нормативно-ценностной системы общества (48), недостаточной трансляцией культуры, духовно-нравственным кризисом современной личности и рядом причин, относящихся к процессам идентификации личности и общества. Знание и восприятие родной русской культуры; культуры своей «малой Родины»; национальная психология; духовное и физическое здоровье как отражение традиций народа; чувство семейной традиции в родной культуре; потребность в традиционно-национальной духовной пище; изучение своего историко-культурного наследия, - все это так или иначе должно учитываться при анализе духовно-нравственного становления ребенка в процессе передачи культурных ценностей от старшего поколения к младшему.

Создавая систему отслеживания результативности духовно-нравственного развития личности, мы исходили из того, что целью такой системы должно стать стремление проанализировать и придать современной развивающейся личности ребенка духовно-нравственный ценностный статус и спрогнозировать результат воспитания и образования.

Так возникла «Программа мониторинга духовно-нравственного воспитания и образования личности в общеобразовательном учреждении», о которой мы говорили выше и которую мы даем в Приложении. Основное содержание ценностных ориентаций лежит в духовно-нравственном потенциале личности, в ее мировоззренческом идеале, нравственных убеждениях и принципах поведения. Выстраивая иерархию ценностей духовно-нравственного «восхождения» личности, мы определяем этап ее ценностных ориентаций и прогнозируем результативность воспитания. Сама структура мониторинга может, таким образом, быть подчинена следующим образовательным задачам:

  1. определению базовой структуры нормативно-ценностной модели личности в рамках духовной антропологии;
  2. определению ценностных категорий отечественной культуры в ориентирах личности и выстраиванию иерархии ценностей духовно-нравственного воспитания;
  3. анализу процесса духовно-нравственного ценностного ориентирования;
  4. определению уровня духовно-нравственного потенциала личности в логико-гносеологическом плане;
  5. разработке нормативно-ценностной системы личности в соответствии с духовной доминантой русской культуры в целом и историко-культурными сферами «малой Родины».

Так историко-культурные сферы Владимирского края помогут формирующейся личности в освоении:

- письменного духовного наследия;

- духовно-музыкального наследия;

- зодчества, архитектуры и мемориального наследия;

- историко-архивных памятников;

- духовно-нравственного облика жителей Владимирской земли различных исторических эпох (благоверных князей, иноков, представителей ратного и духовного подвига, подвижников благочестия и т.п.);

- смысла осознания духовности и нравственности как нормы жизни.

Нормативно-ценностная модель личности выступает в мониторинге как элемент родной культуры. Социально-педагогические эффекты от работы ожидаются в сфере сформированности у детей тех категорий личности, которые русская культура выдвигает как эталон духовности и нравственности.

При работе в системе мониторинга диагностический инструментарий выбирается психологом и социальным педагогом общеобразовательного учреждения под руководством администрации школы и научного руководителя опытно-экспериментальной работы (вопросник, рисуночный тест, беседа и т.п.). Главные критерии отбора заложены в структуре мониторинга и в сфере духовной антропологии.

Программа мониторинга, работающая на формирование духовных ценностей личности, позволит отследить, проанализировать и спрогнозировать развитие духовно-нравственного аспекта воспитания и образования в общеобразовательном учреждении. Мониторинг будет способствовать совершенствованию учебно-воспитательной системы общеобразовательного учреждения. Это будет практический шаг по пути создания нормативно-ценностной модели личности, как элемента родной культуры в современном обществе и реализация идеи трансляции отечественной культуры, потребность в которой сильно возросла в условиях глобализации, компьютеризации, роста влияния СМИ на формирующуюся современную личность.

 


Заключение.

Мы затронули лишь некоторые аспекты деятельности педагога и школы по проблемам трансляции культуры, ее отечественной традиции и духовно-нравственных задач. Деятельность эта – многогранна, поскольку она вытекает из понятий Родина, Россия, «малая Родина», культура своей земли, духовность и нравственность, история родного края, любовь и уважение к предыдущим поколениям, понимание своей значимости в истории мировой культуры.

Решение проблемы трансляции культуры подводит к главному. Мы даем ребенку осознать свое место на своей земле. Мы пробуждаем интерес к родной истории, развитию поколений в ней, богатству ее наследия, оставленного нам в культуре как царскими династиями и представителями дворянства, так и народными традициями, сонмом русских святых…

Наш маленький человек постепенно начнет понимать, что он – у себя дома, и обустройство этого дома – его будущая деятельность в обществе. Тогда исчезнет возникшее вдруг выражение «эта страна», потому что человек с уверенностью произнесет: «Моя земля!».

Вспоминаются слова И.С.Тургенева: «Россия без каждого из нас обойтись сможет, но никто из нас не сможет обойтись без нее. Горе тому, кто этого не понимает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится».

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.