Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия курса




Рекомендуемая литература

Семинар № 5

Тема: применение нейропсихологии в школьной практике

Вопросы для обсуждения:

1. Нейропсихологическая составляющая готовности к школьному обучению

2. Нейропсихологическая картина развития ВПФ у детей, поступающих в первый класс

3. Возможности метода синдромного анализа в выявлении и коррекции школьной дезадаптации

4. Специфика нейропсихологии в диагностической и коррекционной работе школьного психолога

5. Понятие формирующего обучения, его задачи, роль, принципы построения

 

Литература

 

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / под ред. Цветковой Л.С. М.2001, с. 7-25, с.230-260

2. Аристова Т.А. Психофизиологические причины трудностей в обучении чтению и письму и их преодоление // Вопросы психологии 2000, № 5

3. Заваденко Н.Н. и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии 1999 № 4

4. Корсакова Н.К, Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников М., 1997, с.6-21

5. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М.Воронеж, 1997г

6. Микадзе Ю.В. Дифференциальная нейропсихология детского возраста. // Вопросы психологии, 2002, № 4

 

4. Контрольные вопросы к модулю 3:

1. При каких условиях возможно спонтанное восстановление высших психических функций?

2. В чем проявляется дезинтеграция функций?

3. В каких случаях возможен викариат?

4. Чем отличается межсистемная перестройка функциональной системы от внутрисистемной?

5. Как вы понимаете принцип квалификации дефекта?

6. Какие основные задачи, стоящие перед школьным психологом, могут быть решены с помощью нейропсихологии?

7. В чем отличие дефицитарности от несформированности?

8. Какие из высших психических функции, чаще всего оказываются недостаточно сформированы у детей 6-7 лет?

9. Что дает нейропсихологический подход в диагностике готовности к школе?

10. Обоснуйте значение нейропсихологического обследования при установлении минимальной мозговой дисфункции

1.Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / под ред. Л.С.Цветковой, Москва-Воронеж, 2001

2. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе, Москва-Воронеж, 1997

3. Проблемы афазии и восстановительного обучения / под ред. Л.С. Цветковой, М.,1979

4. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии, Ростов/Д, 2003

5. Семенович А.В., Умрихин С.О., Цыганок А.А. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости среди учащихся массовых школ // Журнал ВНД, 1992, т.42, вып.4.

6. Хомская Е.Д. Проблема факторов в нейропсихологии/Хрестоматия по нейропсихологии, под ред. Хомской Е.Д., М., 2004

7. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение, М., 1988

8. Цветкова Л.С. Нейропсихология и восстановление высших психических функций, М., 1990

9. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М., 1997

 

6. Задания для самопроверки усвоения материалов модуля 3

Инструкция: внимательно прочитайте вопрос и выберите один из

нескольких вариантов ответа

1. Восстановление функций путем викариата предполагает

1) специальное восстановительное обучение

2) растормаживание функций

3) перемещение функции в сохранные отделы мозга

4) спонтанное восстановление

 

2. Принцип «квалификации дефекта» означает

1) выяснение первопричины нарушения функции

2) выявление всех имеющихся нарушений при данном повреждении мозга

3) выявление типа межполушарной асимметрии

4) выявление путей компенсации дефекта

 

3. В практике современной нейропсихологии основным путем

восстановления высших психических функций является:

1) перестройка функциональных систем

2) растормаживание функций

3) викариат

4) фармакологическое воздействие

 

4. Обучение слепого человека чтению – это пример

1) растормаживания функции

2) викариата

3) внутрисистемной перестройки функциональной системы

4) межсистемной перестройки функциональной системы

5. Обязательным условием возможности спонтанного восстановления

высших психических функций является

1) мотивация к выздоровлению

2) сохранность ткани мозга

3) Личностные особенности больного

4) специальная помощь

1. Интеллектуальная сниженность, невозможность самоконтроля и

прогнозирования ситуации, тенденция к глобальному копированию

значимого взрослого без какой либо критики к нему и к самому себе

характерна для проявления:

1) синдрома функциональной несформированности лобных отделов

мозга

2) синдрома функциональной несформированности левой височной

области

3) функциональной дефицитарности подкорковых образований

4) функциональной несформированности межполушарного

Взаимодействия

 

7. Трудности речевого звукоразличения, приводящие к нарушениям чтения, безграмотному письму, снижению слухоречевой памяти характерны для

1) синдрома функциональной несформированности лобных отделов

мозга

2) синдрома функциональной несформированности левой височной

области

3) функциональной дефицитарности подкорковых образований

4) функциональной несформированности межполушарного

взаимодействия

 

8. Какой из ниже перечисленных принципов не относится к психофизиологическим?

1) принцип квалификации дефекта

2) принцип использования сохранных анализаторных систем в качестве

опоры при обучении

3) принцип опоры на разные уровни организации психических функций

4) принцип опоры на сохранные формы вербальной и невербальной

деятельности больного

9.Учет разных уровней организации функциональной системы и

использование сохранных уровней нарушенных функций для их восстановления – суть

1) принципа квалификации дефекта

2) принципа использования сохранных анализаторных систем в качестве

опоры при обучении

3) принципа опоры на разные уровни организации психических функций

4) принципа опоры на разные уровни организации психических функций

10.Нейропсихологический анализ нарушенной функции и выявление его

механизма, т.е. первичного дефекта, лежащего в основе нарушения суть

1) принципа квалификации дефекта

2) принципа использования сохранных анализаторных систем в качестве

опоры при обучении

3) принципа опоры на разные уровни организации психических функций

4) принципа опоры на разные уровни организации психических функций

 

Ключ к промежуточному контролю:

1- 3), 2- 1), 3-1), 4-3), 5-2), 6-1), 7-2), 8-4), 9-4), 10-1).

 

Система текущего и итогового контроля знаний студентов

Текущий контроль предусматривает проверку выполнения самостоятельных работ,2 аудиторные контрольные работы в течение семестра и итоговый тест.

Первая аудиторная контрольная работа предназначена для проверки качества усвоения студентами следующих тем курса: проблема локализации ВПФ, структурно-функциональные принципы работы мозга, концепция трех структурно-функциональных блоков. Вторая аудиторная контрольная работа направлена на оценку успешности усвоения студентами нарушений ВПФ в результате локальных поражений мозга. Результаты оцениваются по 4-х балльной шкале – «Отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Итоговый тестовый контроль направлен на самооценку студентами успешности овладения материалом курса и выявление тем, усвоенных ими недостаточно.

 

 

Итоговый контроль знаний – экзамен в 5 семестре

Контрольные вопросы по курсу:

1. Предмет и задачи нейропсихологии, методологические основы нейропсихологии.

2. Основные направления нейропсихологии.

3. Общая характеристика методов нейропсихологического исследования.

4. Анатомическое строение коры больших полушарий.

5. Проблема локализации высших психических функций: исторический аспект

6. Современные представления о системной динамической локализации высших психических функций.

7. Концепция трех структурно-функциональных блоков мозга. Взаимодействие трех блоков мозга.

8. Блок регуляции энергетического тонуса и бодрствования.

9. Блок приема, переработки и хранения информации.

10. Законы построения коры, входящей во 2 блок мозга.

11. Блок программирования, регуляции и контроля.

12. Первичные и вторичные зоны затылочной коры и организация зрительного восприятия.

13. Нарушения зрительного восприятия. Зрительные агнозии.

14. Мозговая организация зрительного восприятия.

15. Первичные и вторичные зоны височной коры и организация слухового восприятия

16. Системное влияние нарушения речевого слуха на психические процессы.

17. Первичные и вторичные зоны теменной коры, организация тактильного восприятия.

18. Нарушения тактильного восприятия. Верхне-теменной и нижне-теменной синдромы.

19. Характеристика модально-неспецифических и модально –специфических нарушений памяти при локальных поражениях мозга.

20. Нарушения внимания при локальных поражениях мозга.

21. Мозговые механизмы мышления.

22. Мозговая организация экспрессивной речи (называние)

23. Мозговая организация экспрессивной речи (повторная речь)

24. Мозговая организация импрессивной речи.

25. Организация спонтанной речи. Динамическая афазия.

26. Классификация афазий по А.Р.Лурия.

27. Постцентральные зоны коры и афферентная организация движений.

28. Премоторные зоны коры и эфферентная организация движений.

29. Мозговая организация движений и действий.

30. Теория межполушарной асимметрии мозга.

31. Проблема межполушарного взаимодействия. Модель расщепленного мозга.

32. Основные принципы и задачи восстановительного обучения.

33. Пути восстановления высших психических функций.

34. Проблема восстановления высших психических функций.

35. Синдромный анализ как принцип нейропсихологического изучения нарушенных высших психических функций.

36. Нейропсихологические синдромы поражения теменно-височно-затылочных отделов левого и правого полушария.

37. Нейропсихологические синдромы поражения лобных долей мозга

38. Нейропсихологические синдромы поражения подкорковых структур мозга.

39. Практическое значение нейропсихологии

40. Основные структурно-функциональные принципы работы мозга.

Литература

Основная

1. Лурия А.Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1962, М., 2000

2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973, М., 2002

3. Нервная система человека. Строение и нарушения: Атлас /Под ред. В.А.Астапова, Ю.В.Микадзе. М., 2001

4. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987, М., 2002

5. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий М., 1997

6. Хрестоматия по нейропсихологии /Отв. Ред. Хомская Е.Д., М., 1999

 

Дополнительная

 

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста /под ред. Л.С.Цветковой, М., 2001

2. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М., 1971

3. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии. М.,1994

4. Афазия: тексты // под. ред. Цветковой Л.С., 1984

5. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М., 2002

6. Бернштейн Н.А. О построении движений. М, 1974

7. Бианки В.Л. Механизмы парного мозга. Л. 1989

8. Брагина Н.Н., Доброхотов Функциональная асимметрия человека. М.,1988

9. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников М., 1997

10. Котик Б.С. Межполушарное взаимодействие у человека. Ростов/Д, 1992

11. Лурия А.Р. Письмо и речь. М., 2002

12. Лурия А.Р. Маленькая книга о большой памяти. М., 1968

13. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1973

14. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. М., 1976

15. А.Р.Лурия и современная психология / под ред. Е.Д. Хомской, Л.С.Цветковой, Б.В.Зейгарник, М.,1982

16. Нейропсихология, тексты //под ред. Хомской Е.Д.,М.,1984

17. Нейропсихологическая диагностика // под ред. Хомской Е.Д., М.,1994

18. Основы психофизиологии // под ред. Ю.И.Александрова, М.,1997

19. Проблемы афазии и восстановительного обучения / под ред. Цветковой Л.С., М.,1979

20. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М.,1991

21. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. М., 1978

22. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 1985

23. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики “ Лурия-90”

24. Спрингер С. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга. М., 1983

25. Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. М.,1990

26. Функции лобных долей мозга/ под ред. Е.Д.Хомской, А.Р.Лурия. М., 1982

27. Хомская Е.Д. Александр Романович Лурия. Научная биография. М., 1985

28. Хомская Е.Д. Еще раз о проблеме факторов в нейропсихологии. М.,1991

29. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. М.,1992

30. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.,1988

31. Цветкова Л.С. Нейропсихология и восстановление высших психических функций М.,1990

 

Агнозия – гностические расстройства в виде нарушения восприятия, возникающие при корковых очагах поражения мозга (например: зрительная, слуховая, тактильная).

Аграфия – нарушение письма.

Акалькулия – нарушение счета

Алексия – нарушение чтения.

Амнезия – выпадение памяти

Амузия – нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или ту, которую человек только что услышал, а также отличать одну мелодию от другой.

Апраксия – нарушение произвольных движений и действий, совершаемых с предметами.

Ассоциативные системы мозга – системы, которые связаны с анализом и синтезом разномодальных возбуждений.

Астериогноз – нарушение способности воспринимать предметы на ощупь, невозможность интегрировать тактильные ощущения, поступающие от объекта.

Артикулема – положение речедвигательного аппарата, соответствующее определенному звуку.

Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных форм речевой деятельности.

Викариат – восстановление функции путем перемещения в сохранные отделы больших полушарий.

Вторичные нейропсихологические симптомы – нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями.

Гемеанопсия – выпадение поля зрения

Диашиз – временная системная инактивация функций

Интеллектуальная персеверация - симптом нарушения произвольной регуляции деятельности, проявляющийся в инертном повторении больным одних и тех же интеллектуальных действий в изменившихся условиях.

Клиническая нейропсихология – направление в нейропсихологии, главная задача которого состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания.

Клиническая психология – область медицинской психологии, изучающая факторы происхождения и течения болезней, влияние болезни на личность, психологические аспекты целебных воздействий.

Латерализация – связь функции с полушарием (правым или левым).

Локализация высших психических функций – соотношение различных звеньев (аспектов) психической функции как функциональной системы с различными факторами (физиологическими закономерностями), присущими работе той или иной мозговой структуре (корковой или подкорковой), синоним «мозговой организации высших психических функций».

Межполушарная асимметрия мозга – неравноценность, качественное различие того «вклада», который делают левое и правое полушарие мозга в каждую психическую функцию.

Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно функционирующую систему, формирующуюся в онтогенезе.

Модально-неспецифические нарушения памяти – целая группа патологических дефектов, неоднородных по своему характеру, для которых общим является плохое запечатление любой по модальности информации.

Модально-специфические нарушения памяти – тип мнестических дефектов, связанных с определенной модальностью стимула и распространяющихся только на раздражители, которые адресуются к какому-то одному анализатору.

Модально-неспецифические нарушения внимания – тип нарушений внимания, которые распространяется на любые виды и уровни внимания

Модально-специфические нарушения внимания – тип нарушений внимания, которые проявляются по отношению к стимулам одной модальности

Модель «расщепленного мозга» -модель нейрохирургической операции на мозге по перерезке мозолистого тела, разработанная американским нейрофизиологом Роджером Уолкотом Сперри

Мозговые механизмы высших психических функций – совокупность морфологических структур (зон, участков) в коре больших полушарий и в подкорковых образованиях и протекающих в них физиологических процессов, входящих в единую систему и необходимых для осуществления психической деятельности; морфологическая основа психических функций.

Нейропсихология – отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений мозга.

Нейропсихология детского возраста – направление в нейропсихологии, изучающее специфику нарушений психических функций при локальных мозговых поражениях у детей.

Нейропсихологическая диагностика – исследование больных с локальными поражениями мозга с помощью нейропсихологического метода с целью установления места поражения мозга.

Нейропсихологическая реабилитация – совокупность мероприятий, направленных на реабилитацию больных с локальными поражениями мозга.

Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением (или нарушением) определенного фактора.

Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции (как элементарной, так и высшей), возникающее вследствие локального поражения головного мозга.

Нейропсихологический фактор – физиологическое понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры (участка мозга), нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического симптома.

Парафазии – замена нужного слова побочным, близким к нему либо по смысловому (вербальные парафазии) либо по фонетическому признаку (литеральные парафазии).

Первичные нейропсихологические симптомы – нарушения психических функций, непосредственно связанные с нарушением (выпадением) определенного фактора

Персеверации – проявление патологической инертности, «зацикливание».

Проекционные системы мозга – системы, которые обеспечивают анализ и переработку соответствующей по модальности информации.

Псевдоамнезии – нарушения, проявляющиеся в трудностях произвольного запоминания и произвольного воспроизведения любых по модальности стимулов; сочетаются с трудностями опосредования или семантической организации запоминаемого материала.

Реабилитационное направление в нейропсихологии – направление, занимающееся восстановлением высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений мозга.

Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство

Сенсорные системы (анализаторы по И.П.Павлову) – часть нервной системы, состоящая из воспринимающих элементов – рецепторов, получающих стимулы из внешней или внутренней среды, нервных путей. Передающих информацию от рецепторов в мозг, и тех частей мозга, которые перерабатывают эту информацию.

Скотома – выпадение участка поля зрения при поражении первичных зрительных полей.

Синдромный анализ – анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов.

Соматоагнозия – нарушение способности узнавания частей тела, их расположения по отношению друг к другу

Теория светлого пятна – связь сознания с областью повышенной возбудимости, которая может перемещаться по коре больших полушарий мозга

Три основных структурно-функциональных блока мозга – а) энергетический блок или блок регуляции уровня активности мозга; б) – блок приема, переработки или хранения экстероцептивной информации; в) блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Функциональная система – физиологическое понятие, задействованное из концепции функциональных систем П.К.Анохина, используемое для объяснения физиологической основы высших психических функций.

Функциональная специфичность больших полушарий -специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая левому или правому полушарию головного мозга.

Экспериментальная нейропсихология – направление в нейропсихологии, в задачи которого входит экспериментальной изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга.

Экспрессивная речь – сложный двигательный акт, включающий систему афферентных синтезов, создающих нужные материальные схемы артикуляции, и систему эфферентных аппаратов, реализующих речь.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «Основы нейропсихологии»

При самостоятельном изучении курса «Основы нейропсихологии» студентам следует внимательно ознакомиться с учебным планом, в котором отражена последовательность освоения учебного материала. При изучение каждой темы целесообразно вести терминологический словарь, выделяя и давая определения основным понятиям нейропсихологии. В конце конспективного изложения каждой темы даются контрольные вопросы, ответив на которые студент может проверить, насколько он понял изучаемый материал. Завершить изучение темы необходимо выполнением соответствующего задания для самостоятельной работы. Студенты стационара выполняют эти задания в течение семестра, студенты заочного отделения выполняют их в рабочей тетради, которая является обязательной на экзамене.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «Основы нейропсихологии»

Изучение курса «Основы нейропсихологии» предусматривает большой объем самостоятельной работы студентов. Для регулирования и контроля этой формы работы предусмотрен ряд самостоятельных работ, предполагающих углубленное знакомство с конкретными темами, их тщательную проработку.

Задание № 1 Ведение терминологического словаря

Цель задания – овладение понятийным аппаратом дисциплины «Основы нейропсихологии»

Содержание задания – студент должен выбрать основные понятия каждой темы курса, подобрав к каждому выделенному термину развернутое определение со ссылками на литературный источник, из которого оно взято.

Например: « Зрительные агнозии – это нарушения зрительного восприятия, возникающие при поражении вторичной зрительной коры и представляющие собой распад высшей организации зрительных процессов.» (А.Р.Лурия. Основы нейропсихологии. М.,1973, С. 137.)

На что следует обратить внимание при выполнении задания

- При разной трактовке одного и того же термина, следует представить все определения

- Словарь можно вести либо в алфавитном порядке, либо в соответствии с изучаемыми темами.

 

Задание № 2 Сравнительный анализ концепций локализации ВПФ

Цель задания - усвоить основные подходы к проблемы взаимосвязи мозга и психики

Содержание задания - студенты должны сопоставить между собой концепцию узкого локализационизма, антилокализационизма, эклектическую и системной динамической локализации ВПФ, выделив сходство и различия между основными положениями каждой из них.

На что следует обратить особое внимание при выполнении задания

- сравнительный анализ надо проводить попарно

- не следует отдельно описывать каждую концепцию

Например:

Узкий локализационизм Антилокализационизм

Сходство:

1. Функция рассматривается как простая способность

2.

Различия

1. Функция связана с работой 1. Функция – результат всего

отдельного участка мозга мозга в целом

2. 2.

 

Задание № 3 Составление логической схемы взаимовлияния 3-х функциональных блоков мозга

Цель задания – изучение анатомических и функциональных особенностей трех функциональных блоков мозга

Содержание задания - студенты должны выделить роль каждого из трех функциональных блоков мозга в обеспечении активности двух других.

На что следует обратить особое внимание при выполнении задания

- задание лучше выполнять в виде логической схемы

- необходимо помнить, что взаимовлияние предполагает обоюдное влияние двух отдельных функциональных блоков

 

Задание № 4 Составление логической схемы мозговой организации слухового восприятия (по аналогии со зрительным)

Цель задания – выработка навыков анализа высших психических функций как сложных функциональных систем.

Содержание задания – опираясь на схему анализа зрительного восприятия, рассматриваемую в лекционном курсе, необходимо выделить основные элементы сложной функциональной системы – слуховое восприятие.

На что следует обратить особое внимание при выполнении задания

- данная схема не предусматривает выделение компонентов слухового анализатора.

 

Задание № 5 Определение профиля межполушарной асимметрии (используя 9 проб по выбору)

Цель задания – формирование навыков диагностики профиля латерализации

Содержание задания- студенты должны определить профиль латерализации, используя три пробы для определения доминантной руки, три пробы для определения доминантного глаза и три пробы для определения доминантного уха.

На что следует обратить особое внимание при выполнении задания

- пробы подробно описаны в книге Хомской Е.Д. и др. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1999

 

Задание № 6 Составление карты нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга

Цель задания- обобщение знаний по теме «Синдромный анализ ВПФ»

Содержание задания – необходимо описать основные нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении отдельных участков мозга:

На что следует обратить особое внимание при выполнении задания:

- следует проанализировать нарушения всех психических функций, возможные при повреждении конкретного участка

Например:

Левое полушарие Правое полушарие

Височные доли

- первичные

- вторичные

Затылочные доли

- первичные

- вторичные

Теменные доли

- первичные

- вторичные

Задние третичные

Моторные отделы

Премоторные отделы

Префронтальные отделы

 

Задание № 7 Подготовка реферата

Цель задания – углубленное изучение отдельно взятой темы курса (по выбору студента)

Содержание задания - подготовка реферата и выступление с ним на семинарском занятии




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.