Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркетинговое исследование: методика социального маркетинга 4 страница




в. Объясните им, что работа в группе предполагает не оценку знаний каждого, а исследование проблемы, в котором каждый принимает участие, обмениваясь мыслями с другими и сообщая свои идеи и мнения модератору.

г. Поясните, что в ходе обсуждения кто-то будет согласен с мнением других, кто-то не согласен, что на это будет влиять опыт каждого участника; что нет ни одного человека, который имел бы один и тот же опыт; что для модератора очень важно знать, в какой момент тот или иной участник согласен или не согласен с выраженным мнением.

д. Представьте наблюдателей, если таковые есть, и объясните причину и необходимость их присутствия. Объясните причину использования каких-либо технических средств, таких, например, как магнитофон.

е. Дайте участникам возможность представиться, представьте команду исследователей. Это позволит в какой-то мере разрядить обстановку.

 

2-4. Блоки вопросов (примерно по 15 минут на блоки фоновых и дополнительных вопросов, и час для основных вопросов, вопросов блока 3)

Если вы разделите время обсуждения вопросов на три части, как указано выше, ход дискуссии будет логичен: от обсуждения относительно простых вопросов, в ходе которого участники привыкают друг к другу, к более сложным вопросам, когда участники уже более сконцентрированы и внимательны. Затем, когда участники уже устанут, они могут ответить на менее важные, но ценные вопросы. Большую часть времени вам необходимо потратить на основные вопросы.

 

5. Окончание дискуссии: (10 минут)

Во время обсуждения найдите время, чтобы просмотреть сценарий и убедиться, что все важные вопросы были заданы и вы получили ответы на них. Если присутствуют наблюдатели, вы можете обсудить эту проблему с ними. Последние минуты дискуссии посвятите упущенным вопросам или новым вопросам, если таковые появились в ходе дискуссии. Поблагодарите участников за помощь и закончите дискуссию.

Б. Составление сценария дискуссии

Человек, который будет вести дискуссию, должен составить сценарий, в котором должны быть проработаны те вопросы, которые необходимо задать. Такая запись дисциплинирует модератора, он принимает сознательные решения о порядке вопросов и их формулировках. Важно: а) убедиться, что дискуссия будет протекать в логической последовательности, б) убедиться, что вопросы сформулированы объективно.

Необходимо уделить время каждому конкретному вопросу и составлению общего сценария дискуссии - это поможет модератору лучше осознать стоящие перед ним информационные задачи. Таким образом, во время дискуссии он будет обращать на них должное внимание.

Всегда полезно попросить еще одного специалиста просмотреть сценарий дискуссии, чтобы убедиться, что ключевые вопросы или важные блоки не были упущены.

В. Работа модератора

Задача модератора заключается в том, чтобы добиться от участников откровенного обмена опытом и мнениями. Вот несколько советов, как этого добиться. Соотнесите эти советы с вашими культурными традициями. Не бойтесь экспериментировать, чтобы найти правильные решения.

1. Выучите сценарий дискуссии наизусть. Если вы твердо знаете, какая именно информация вам нужна, вы будете более внимательно анализировать ту информацию, которую получаете, и лучше взаимодействовать с участниками для получения нужной информации. Очень важно быть хорошо подготовленным к дискуссии.

2. Убедитесь в том, что участники удобно устроились. Подумайте, какие стулья, стол, освещение помогут создать уютную обстановку. Вы можете предложить участникам закуску и напитки или даже еду - это будет зависеть от времени проведения дискуссии.

3. Обращайтесь к ним вежливо и уважительно.

4. Поощряйте обмен мнениями и дискуссию между самими участниками. Цель дискуссии в фокус-группе - создать атмосферу, способствующую проведению разговора, сконцентрированного на одной теме. Обсуждение в группе будет неполным, если участники будут обращаться только к модератору.

5. Помогайте им прислушиваться к мнению других, не перебивая, чтобы и модератор, и каждый из участников мог выслушать идеи другого человека.

6. Поощряйте каждого к тому, чтобы он высказался по всем обсуждаемым вопросам. Вы не сможете выслушать мнение каждого участника по каждому поводу, но не забывайте соблюдать баланс мнений. Если вы видите, что один или два человека начинают доминировать, надо очень вежливо перестроить их на выслушивание других мнений. Это можно сделать так: "Благодарю Вас за Ваше желание поделиться с нами Вашими мыслями. А сейчас хотелось бы услышать мнение других по этому вопросу." Если в группе есть один или два очень скромных человека, постарайтесь поощрить их к высказыванию своих мнений. Наблюдая за людьми внимательно, вы можете заметить, что они часто дают понять с помощью глаз или движений тела, что у них тоже есть соображения по данному поводу. Когда вы это заметите, попросите их поделиться со всеми своими мыслями.

7. Во многих культурах контакт взглядом является важным сигналом того, что вы обращаете внимание на человека, даже когда он молчит. Если для вашей культуры это так, используйте этот способ для предоставления возможности высказаться всем желающим.

8. Очень важным инструментом общения может выступать язык тела, в том числе для вашего собственного самовыражения. Например, во многих культурах, если человек отклонился назад, это может служить сигналом его отделения от группы (может быть, несогласия с тем, что говорится); и наоборот, наклон вперед показывает вовлеченность и интерес к тому, что происходит. Вы должны внимательно следить за своими глазами или телом, поскольку они являются инструментом передачи информации, выражая ваш неподдельный интерес и уважение к тому, что говорят люди.

9. Следите за временем. Предварительно определите время для каждого блока вопросов. Положите часы на стол рядом со сценарием и следите за временем. Направляйте дискуссию в нужное русло, если она начинает отклоняться в сторону. Делайте это вежливо. Вы можете сказать следующее: "То, что Вы говорите. очень интересно. И это напомнило мне об одном вопросе, который я хотел задать..." Затем задайте ваш вопрос.

10. Обращайтесь к людям по именам. Лучший способ показать людям ваше внимание к ним - обращаться к ним по имени. В некоторых культурах хорошо помогает использование именных карточек с указанием имени или имени и отчества. Если у вас это не принято, вы можете записать имена участников во время представления.

 

Очень важно обратить внимание участников в начале дискуссии на то, что различный опыт, который они имеют, будет часто приводить к разногласиям между ними. Но это как раз и ценно, т.к. вы пригласили сюда людей именно для обмена мыслями, опытом и мнениями по тем или иным вопросам.

Г. Как должен вести себя модератор?

Очень важно, чтобы участники видели, что модератор и другие члены команды уважают их и испытывают искренний интерес к их мыслям. Если люди вам не доверяют, они не поделятся с вами своими мыслями и вы не получите ту информацию, которая вам нужна. Вот несколько советов для создания атмосферы доверия:

1. Демонстрируйте неподдельный интерес к каждому человеку и к обсуждению в целом.

2. Представьтесь в доброжелательной, открытой и расслабленной манере, т.е. профессионально.

3. Оденьтесь в соответствии с социально-экономическим уровнем группы, но во всяком случае не так, чтобы одежда показывала большую разницу между вами и участниками.

4. Никогда не разговаривайте с участниками недоброжелательно или нетерпеливо, поскольку это окончательно отпугнет застенчивых участников.

5. По возможности не прерывайте участников. Если же возникнет такая необходимость (например, кто-то все время уклоняется от темы), сделайте это вежливо. Например, поднимите руку, показывая, что вы хотите что-то сказать, перед тем, как вы его прервете.

6. Будьте внимательны, не воспринимайте мнение одного человека как мнение всей группы. Постарайтесь получить ответ от всех участников.

7. Старайтесь говорить с участниками на их языке. Вы можете отпугнуть или утратить с ними контакт, если будете использовать слишком сложный для них язык.

Д. Как должны вести себя наблюдатели

Наблюдатели должны молчать, демонстрируя внеязыковыми способами уважение и интерес к участникам. Когда члены исследовательской команды приветствуют участников и делают все, чтобы создать им оптимальные условия для участия в дискуссии, это очень помогает модератору в работе. Если наблюдатели хотят переговорить друг с другом, они должны либо выйти из комнаты, либо написать записку. Очень важно, чтобы наблюдатели не отвлекали участников. Если наблюдателю нужно что-то сообщить модератору, он должен записать это и передать модератору во время перерыва перед окончанием дискуссии. Тогда они могут обменяться мнениями по поводу дополнительной информации, которую необходимо получить в оставшееся время.

Основной задачей наблюдателей является ведение записи всей дискуссии и фиксации слово в слово любых комментариев, которые, по их мнению, наиболее важны. Наблюдатели должны так же обращать особое внимание на ту информацию, которой обмениваются участники. Если что-либо из сказанного на группе вызывает у наблюдателей вопросы, то они должны их записать. Если сообщение является важным и в то же время не вполне понятным, они могут попросить модератора получить разъяснение. Если модератор забыл задать какой-то вопрос, запланированный в сценарии, наблюдатель должен это записать и напомнить об этом модератору до окончания дискуссии.

Е. Карточки с именами

Во многих культурах вежливым обращением считается обращение по имени или по имени и фамилии. В нашей культуре к людям принято обращаться по именам. Но, например, дипломированные специалисты предпочитают, чтобы к ним обращались, указывая звание и фамилию.

Так или иначе, людям нравится, чтобы к ним обращались по именам. Поэтому предпочтительнее иметь карточки с именами, которые участники могут приколоть на свою одежду, или поставить перед собой на стол. Если карточки с именами непривычны для участников дискуссии, то модератор может записать их имена в том порядке, в каком они сидят за столом, чтобы он мог впоследствии обращаться к ним по имени.

Ж. Вознаграждение участников за трату времени

В некоторых культурах и ситуациях люди участвуют в фокус-группебесплатно. В других ситуациях, возможно, следует предложить им какое-то вознаграждение за потраченное время и за активное участие. Доверьтесь своему опыту, выбирая форму вознаграждения. Когда вы определитесь с формой вознаграждения, сообщите об этом участникам, когда будете приглашать их на дискуссию.


 

VI. ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ ОДИН НА ОДИН

А. Последовательность

Независимо от типа индивидуального интервью (качественное или количественное, короткое или длинное) его последовательность будет той же, что и при проведении фокус-групповой дискуссии.

1. Вступление

2. Фоновые вопросы

3. Основные вопросы

4. Дополнительные вопросы, относящиеся к делу, но менее важные

5. Окончание интервью

 

Принципы, которые лежат в основе проведения индивидуального интервью, идентичны тем, которые используются при проведении фокус-группы:

а. Вопросы следуют в логическом порядке

б. Интервью должно быть построено так, чтобы дать опрашиваемому возможность привыкнуть к окружающей обстановке, почувствовать себя комфортно при общении с интервьюером до того, как будут заданы основные вопросы.

в. Сначала респонденту следует задать более простые вопросы, а уже затем основные, которые, как правило, более сложны для ответа.

г. Интервью завершается вежливо и логично.

Б. Работа интервьюера

Ответственность интервьюера состоит в следующем: 1) создать атмосферу доверия, 2) убедиться, что респондент понял вопрос, 3) убедиться, что полученный ответ соответствует поставленному вопросу, 4) внимательно записывать ответы респондентов. Обычно ответы записываются прямо в анкете. Но иногда интервью записываются на аудио- или на видеопленку.

 

Вот некоторые советы для создания атмосферы доверия:

1. Продемонстрируйте настоящий, искренний интерес к респонденту и его ответам.

2. Представьте себя в дружественной, открытой и расслабленной манере (профессионально).

3. Оденьтесь в соответствии с социально-экономическим уровнем респондента, но во всяком случае не так, чтобы одежда подчеркивала разницу между вами.

4. Никогда не разговаривайте с респондентом недоброжелательно или нетерпеливо.

5. Не прерывайте респондента. Если же возникнет такая необходимость, делайте это вежливо. Например, поднимите руку, показывая, что вы хотите что-то сказать, перед тем, как вы прервете человека.

 

Основные рекомендации для проведения интервью один на один:

1. Зачитывайте каждый вопрос точно так, как он записан и следуйте инструкциям по тому, как фиксировать ответы.

2. Записывайте ответ респондента на каждый вопрос дословно.

3. Если респондент не понял вопрос, повторите его в точности так, как он записан. Если респондент по-прежнему не понял вопроса, отметьте это в том месте, где должен фиксироваться ответ. Переходите к следующему вопросу. Когда интервью закончено, обсудите вопрос, вызвавший непонимание, с коллегами.

4. Если ответ неточный или не имеет отношения к вопросу, повторите вопрос. Если это не помогает, используйте наводящие, или разъясняющие, вопросы. Вы можете задать, например, такие наводящие вопросы: "Пожалуйста, повторите это другими словами," "Пожалуйста, проясните это," "Что еще" или " Пожалуйста, немного конкретнее." Каждый раз, когда вы используйте наводящие вопросы, делайте пометку напротив вызвавшего непонимание вопроса (Н), перед тем как вы запишите полученный ответ.

В. Как должны вести себя наблюдатели?

Обычно при проведении интервью один на один наблюдатели отсутствуют. Иногда возникает необходимость присутствия коллеги-наблюдателя, в частности при первых интервью, или когда возникают проблемы с пониманием респондентом некоторых вопросов. В таких случаях наблюдатель должен сохранять молчание и ни в коем случае не прерывать интервьюера.


VII. АНАЛИЗ: НАПИСАНИЕ ОТЧЕТА

А. Структура отчета

Как уже говорилось в разделе III Б 14, вы должны всегда составлять письменный отчет о результатах вашей деятельности. Он не должен быть длинным и сложным, но в нем должны быть следующие разделы:

 

1. Вступление и цели

Начните ваш отчет с этого раздела, переписав его из предложения на исследование, чтобы читатель знал, для чего вы проводили исследование, что вы пытались выяснить и какие действия вы предполагаете предпринять, исходя из результатов исследования.

 

2. Метод

Объясните, было ли исследование качественным или количественным, какие инструменты вы использовали (интервью один на один, фокус-группы), какие методы (по телефону, "лицом к лицу," и т.д.), каковы были ваши целевые группы и сколько человек вы опросили в каждой группе. Очень хорошо указать сроки проведения исследования, месяц и год его проведения и количество дней, затраченных на исследование, чтобы вы могли продублировать подобное исследование в будущем, если возникнет необходимость.

 

3. Основные результаты

Структурируйте основные результаты, опираясь на ваши информационные задачи, как они были указаны в предложении. Этот раздел, коротко рассказывающий о том, что вы выяснили, может занять две страницы. Обычно он пишется после того, как закончен раздел “Подробные результаты”. Это поможет вам решить, что следует выделить как наиболее важные результаты исследования. Это поможет вам также определить, каковы должны быть выводы и рекомендации. Этот раздел ориентирует вас на дальнейшие шаги.

 

4. Выводы и рекомендации

Опишите, в чем заключается смысл собранной информации для планирования следующих шагов и почему они должны быть сделаны. После того, как вы написали разделы Подробные результаты и Основные результаты, вы приступаете к разделу Выводы и рекомендации. Раздел Основные результаты отражает то, что вы считаете самым важным из итогов исследования. Раздел Выводы описывает, что, по-вашему, эти результаты означают для вашего проекта. В разделе Рекомендации описываются ваши дальнейшие действия в работе над проектов, исходя из результатов исследования и выводов.

 

ПРИМЕР

 

Вот как примерно могут выглядеть выводы и рекомендации, если мы вернемся к нашему примеру о программах по внешкольной занятости детей: Результаты опроса показали, что в целом родители хорошо воспринимают идею о разработке такой программы, в рамках которой их дети будут в безопасности, с ними будут заниматься воспитатели, если это необходимо, ими будут управлять в их играх и они смогут получить опыт общения с другими детьми. Наряду с этим, родителей очень волнует качество работы и доверие к тем взрослым, которые будут заниматься их детьми. Поскольку это опасение отталкивает многих родителей от участия в таких программах, мы рекомендуем выработать строгие критерии для отбора сотрудников и четкие правила поведения для штата. Мы также рекомендуем, чтобы для большего спокойствия родителей в будущей программе предполагалось постоянное присутствие с детьми по меньшей мере двух взрослых одновременно.

 

Социологи рекомендуют подкреплять результаты опроса сведениями, почерпнутыми из других источников. В данном случае этого делать не нужно, поскольку это может в какой-то степени сбить читателя с толку. Если вы считаете, что такая информация будет полезной, поместите ее в специальный раздел, который может быть озаглавлен "Другие известные факторы."

 

5. Подробные результаты

В этом разделе подробно описывается, какая информация вами получена по каждой информационной задаче. Самый простой способ структурирования этого раздела - освещать вопрос за вопросом. Хотя разделы Основные результаты, Выводы и Рекомендации в отчете всегда помещаются в начале, пишется первым раздел Подробные результаты. Этот раздел - основа для написания всех остальных разделов. Таким образом, раздел Подробные результаты является ядром вашего отчета и дальнейшего плана действий.

 

6. Таблицы с данными

Этот раздел имеет место обычно при количественных исследованиях, поскольку результаты качественных исследований НИКОГДА не отражаются в цифрах или статистических данных. Лучший способ представить таблицы в отчете - поместить их в отдельный раздел. В аналитическом отчете на таблицы приводятся сноски, чтобы читатель мог найти статистические данные, подтверждающие ваши выводы. В больших по объему исследованиях читателю будет проще понять ход рассуждений, если вы будете иллюстрировать их небольшими таблицами, включенными в текст, таким образом, чтобы читатель мог знакомиться с материалом, не перескакивая постоянно в раздел таблиц с данными и обратно. Каждая часть раздела Подробные результаты должна отсылать читателя к соответствующей таблице.

 

7. Приложение

Этот раздел обычно включает критерии отбора респондентов, анкету или анкеты, которые вами использовались, любые материалы, которые демонстрировались респондентам, таблицу или несколько параграфов, где подробно излагаются демографические характеристики выборки.

В отчете по фокус-группам Приложение включает в себя критерии отбора респондентов, сценарий дискуссии и демографические данные. Оно может также включать списки цитат - высказываний участников, касающихся ключевых вопросов исследования. Такие списки могут быть очень ценными, но если они включены в текст отчета, они могут отвлекать внимание от результатов.

В комплексных количественных исследованиях этот раздел может включать описание факторов или ячеек, использованных при составлении таблиц данных. Ячейка - это подгруппа общей выборки. В выборке из 200 человек; где 100 человек - мужчины и 100 - женщины, мужчины будут одной ячейкой, а женщины - другой. Вам не стоит бояться этих трудностей, поскольку, если вы разрабатываете достаточно сложный проект, вам лучше пригласить консультанта-исследователя, который знает, как это делать.

Б. Особенности отчета по качественному исследованию

Если в вашем исследовании участвует менее 100 человек, результаты никогда не представляются статистически, в процентах. Потому что мнение одного или двух человек может существенно изменить процентное соотношение и дать ложное представление о степени важности этих различий. Результаты не могут быть представлены как количество людей, выразивших согласие или несогласие по конкретному вопросу. Это обусловлено небольшой выборкой, данные по которой не могут быть спроецированы на большую целевую аудиторию. В данном случае цифры бессмысленны. Результаты качественного исследования представляются в общих словах.

ПРИМЕР

Можно привести следующий пример.

Большинство родителей не слишком удовлетворены тем, как был организован внешкольный досуг их детей до последнего времени. Те родители, которые прибегают к помощи родственников, довольны, что в этом случае они могут быть уверены в безопасности своего ребенка. Некоторым нравится, что родственники присматривают за их детьми бесплатно.

Несмотря на эти преимущества, которые все родители считают очень важными, существует и другая сторона дела, создающая у родителей чувство неудовлетворенности. Прежде всего, большинство отмечают тот факт, что родственники прекрасно справляются лишь с ролью няни, не занимаясь обучением и развитием ребенка. Во-вторых, лишь немногие родители утверждают, что предпочитают, чтобы их ребенок проводил внешкольное время в одиночестве, без детского окружения. В-третьих, родители считают. что время, проведенное их ребенком под руководством воспитателя-профессионала, будет для ребенка более интересным и полезным.

Обратите внимание в этом примере на разницу между словами "большинство," “все согласны," "немногие" и "некоторые." Это те различия, которые допустимо проводить на основании качественного исследования. Иногда при обсуждении на фокус-группе один человек может высказать точку зрения, с которой все остальные могут быть не согласны; тем не менее, вы учитываете эту точку зрения и считаете ее важной. Мнение одного человека прекрасно может быть отражено в отчете следующим образом:

 

Один респондент заметил, что...(один респондент категорически возразил на...)

В. Отчет по фокус-групповому исследованию

1. Анализ

Легче всего объяснить, как составляется отчет по фокус-группам, на конкретном примере. Представьте себе, что вы провели в своем городе четыре фокус-группы, в которых приняли участие работающие родители, имеющие детей тех возрастных групп, которые подходят для вашей программы внешкольного досуга: две фокус-группы работающих матерей в возрасте 25 - 39 лет и две - работающих отцов того же возраста. У вас могут быть либо магнитофонные записи дискуссии, либо стенографический отчет наблюдателя, в котором он детально отразил весь ход дискуссии. Первое, что вам нужно сделать - это сгруппировать ответы и мнения участников всех групп по каждому из обсуждавшихся вопросов на одном (или нескольких) листе (ах) бумаги. Для различения групп в данной ситуации вы можете использовать либо ручки или карандаши разных цветов, либо разный шрифт. При анализе высказываний каждой группы по данному вопросу вы можете встретить цитаты, четко и конкретно выражающие важную для вас точку зрения. Эти цитаты вы включаете в отчет. Организованная таким образом информация по первому вопросу может выглядеть следующим образом:

 

ПРИМЕР

Вопрос 1: Какими программами внешкольного досуга Вы пробовали пользоваться?

Группа 1 (отцы) Несколько человек пробовали только "АБВ Школьные Дни", прибегая при этом также к помощи родственника или соседа. Некоторые использовали только помощь родственника на дому. Один участник, использовавший программу "После школы," описывал ее как "максимально удобную, поскольку она была организована в той же школе, где занимался ребенок, и не требовалось перевозить ребенка в другое место."

Группа 2 (матери) Большинство прибегали к помощи родственника на дому, некоторые пользовались услугами бабушек и дедушек. Несколько человек знакомы с программой "АБВ Школьные Дни," некоторые другие - с программой "После школы." Никто не упомянул, даже при наводящих вопросах, об использовании услуг соседа.

Группа 3 (матери, вторая группа) Все матери в этой группе прибегали к помощи родственников на дому. Кто-то из родственников приходил к ребенку домой, кто-то забирал его из школы и привозил к себе домой. Несколько человек пробовали программу "АБВ Школьные Дни." Лишь немногие пробовали пользоваться услугами соседей.

Группа 4 (отцы, вторая группа) Несколько человек из группы не могли точно сказать, как назывались программы, которыми они пользовались, сославшись на то, что этими вопросами обычно занимались их жены. Другие заявили, что ребенок находился под наблюдением их родственника. Немногие знали, что их ребенок пользовался программой "АБВ Школьные Дни." Один отец заявил: "Хотя моя жена решает все эти вопросы, она согласовывает их сначала со мной. Но я доверяю ее мнению в вопросах, связанных с детьми."

Аналогичным образом вы описываете каждый обсуждаемый вопрос, всегда помечая, какая примерно доля группы выразила то или иное мнение (все, большинство, многие, несколько, немного, один или два, имевшие особый опыт или особую позицию) и дословно записываете при этом важные по вашему мнению цитаты.

2. Форма представления анализа

Для написания раздела Подробные результаты, обобщите информацию, полученную по каждому вопросу во всех четырех группах, отмечая существенные, с вашей точки зрения, различия. В следующем примере показано, как можно представить информацию в разделе Подробные результаты:

 

 

ПРИМЕР

Опробованные программы внешкольного досуга

На всех четырех групповых дискуссиях выяснилось, что многие женщины и мужчины знакомы с двумя возможностями организации внешкольного досуга для своих детей: присмотр родственника и программа "АБВ Школьные Дни." Из этих двух возможностей женщины чаще пользуются услугами родственника, тогда как мужчины с большей охотой прибегают к программе "АБВ Школьные Дни." Лишь немногие мужчины и женщины прибегали к услугам соседа и только один мужчина упомянул о программе "После школы."

Важно отметить, что несколько мужчин в одной из групп подчеркнули приоритет жен в принятии решений, связанных с уходом за детьми. Один из них сказал следующее: "Хотя моя жена решает все эти вопросы, она согласовывает их сначала со мной. Но я доверяю ее мнению в вопросах, связанных с детьми."

 

 

Комментарии о преимуществах и недостатках тех или иных опробованных программ включаются в соответствующий раздел.

Хотя комментарий по поводу того, кто принимает решение, был сделан только одним мужчиной, его стоит отметить, потому что это может быть общей тенденцией и для других семей. Так ли это, можно выяснить, проведя количественное исследование с большей выборкой; но если это так, то при подготовке информационных материалов по программе их следует адресовать матерям, но таким образом, чтобы включить и отцов в процесс принятия решения; признавая, что главная ответственность за решение лежит на матери, а отец только вовлечен в этот процесс.

Г. Отчет по качественному исследованию: интервью один на один

Организация данных, полученных в ходе качественного исследования с использованием интервью один на один, сходна с процедурой составления отчета по фокус-группе. Все ответы группируются по конкретным вопросам; возможно разделение ответов на конкретный вопрос по принципу положительный / отрицательный (если это допустимо), или по какому-либо иному принципу. В приведенном выше примере может быть проведено разграничение по ответам: “слышали и пробовали программы” и “слышали и не пробовали”.

Когда информация распределена по вопросам, запишите результаты в том же порядке, но уже, разумеется, не ссылаясь на группы, поскольку люди опрашивались по одному.

Д. Отчет по итогам количественного исследования

1. Анализ

При анализе результатов количественного исследования, придерживайтесь того же порядка, что и при качественном исследовании, помещая все ответы на один вопрос вместе после этого вопроса. Но поскольку в количественном исследовании вы должны высчитать процент людей, имеющих ту или иную позицию или ведущих себя тем или иным образом, вам нужно будет сосчитать полученные ответы, а затем перевести числа в проценты. Поэтому для начала следует пронумеровать каждую анкету.

Тщательно продумайте, как вы будете анализировать данные. Вы, конечно, захотите получить проценты от всей выборки, с учетом всех опрошенных. Однако если вы опросили 100 работающих матерей и 100 работающих отцов, вам будут нужны данные по всей выборке в 200 человек, НО ТАКЖЕ и данные, показывающие различия в мнении и поведении между женщинами и мужчинами. Другой фактор, который было бы полезно рассмотреть, если у вас не меньше 100 человек в ячейке - те, кто отреагировал на программу положительно, и те, кто отреагировал отрицательно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.