Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение оптимального объёма выборки




 

Как было показано в параграфе 7.1, определение объёма выборки является одним из этапов её проектирования. Оптимальный объём выборки зависит от следующих параметров:

· типа выборки;

· изучаемых характеристик и их распределения в генеральной совокупности;

· доступных ресурсов (финансовых, временных) для исследования.

 

При определении объёма выборки исследователь использует два основных статистических параметра: точность оценки и степень достоверности оценки.

 

Точность оценки – величина ошибки результата в абсолютном или относительном выражении.

Степень достоверности оценки – вероятность того, что оценка соответствует истинному значению при установленной точности.

 

Соответственно, при определении объёма выборки исследователь должен достичь баланса между точностью и достоверностью. При фиксированном объёме выборки величина точности обратно пропорциональна степени достоверности.

Как было упомянуто в параграфе 7.2, оценить степень точности и достоверности оценки статистическими методами возможно только для вероятностных выборок. Наиболее простыми и разработанными являются методы такой оценки для простой случайной выборки. На этих методах основаны способы определёния оптимального объёма такой выборки.

 

В общем случае, для выборок достаточно большого объёма (больше 30 элементов) при оценке уровня среднего значения признака в генеральной совокупности объём определяется по следующей формуле 7.1:

 

, (7.1)

где:

n – объём выборки;

t – аргумент нормированной функции Лапласа Ф(t), соответствующий принятому уровню доверительной вероятности (то есть вероятности, с которой истинное значение признака в генеральной совокупности не превысит установленной предельной ошибки), определяется по статистическим таблицам;

– предельная ошибка выборки (то есть величина, устанавливающая границы интервала относительно выборочного среднего значения, в которые с указанной доверительной вероятностью попадёт генеральное среднее значение изучаемого признака);

σ² - дисперсия исследуемого признака в генеральной совокупности.

 

Существуют следующие основные методы оценки уровня дисперсии признака в генеральной совокупности:

· проведение пробного исследования небольшого объёма и оценка генеральной дисперсии по выборочной дисперсии;

· использование данных о генеральной дисперсии из прошлых исследований по изучаемому признаку;

· при возможности отнесения распределения признака в генеральной совокупности к закону нормального распределения, генеральная дисперсия оценивается как квадрат одной шестой части размаха вариации.

 

В том случае, если по одной выборке исследуются несколько признаков, необходимо рассчитать минимальный объём выборки по каждому из них и выбрать максимум из этих значений.

 

Контрольные вопросы к блоку А

 

· Какими основными способами по степени охвата элементов может проводиться маркетинговое исследование?

· Какими преимуществами обладает несплошное наблюдение перед сплошным?

· Что такое выборочное исследование и выборка?

· Что означает принцип репрезентативности выборки?

· Из каких этапов состоит проектирование выборки и в чём заключается каждый из его этапов?

· Каковы основные подходы к формированию выборки, чем они различаются?

· Какие виды детерминированных выборок выделяются?

· Что такое нерепрезентативная и преднамеренная выборки, в чём их различие, преимущества и недостатки?

· В чём заключается особенность выборки по принципу «снежного кома»?

· Что такое квотные выборки и каковы их достоинства и недостатки?

· Как формируется простая случайная выборка?

· В чём общность и особенности стратифицированной и групповой выборки?

· Каковы преимущества и недостатки кластерной выборки?

· Какие факторы влияют на оптимальный объём выборки?

· Что такое точность и достоверность оценки при выборке?

· Как можно определить оптимальный объём простой случайной выборки?

 

 

Блок B

 

Особенности использования выборки в маркетинговых исследованиях:

· Этапы проектирования выборки [Божук-Ковалик, с. 122 – 127; Голубков, с. 245 – 246; Малхотра, с. 412 – 417; Черчилль, с. 425 – 428; Dillon, p. 215 – 221; Hammann, с. 34 – 37].

· Выборка фиксированного объёма и последовательная выборка [Малхотра, с. 431 – 432; Черчилль, с. 428 – 429].

· Примеры и недостатки нерепрезентативной выборки [Малхотра, с. 419 – 420; Черчилль, с. 429 – 431; Dillon, 229 – 230; Hammann, с. 37].

· Особенности применения квотных выборок [Малхотра, с. 420 – 423; Черчилль, с. 433 – 434; Hammann, с. 37 – 39].

· Виды и особенности применения стратифицированной выборки [Малхотра, с. 425 – 427; Черчилль, с. 454 – 461; Dillon, p. 223 – 225; Hammann, с. 47 – 48].

· Виды и применение групповых (квотных) выборок [Малхотра, с. 424 – 425, 427 – 431; Черчилль, с. 462 – 468; Dillon, p. 225 – 229; Hammann, с. 45 – 46].

 

Статистические основы выборочного наблюдения:

· Статистические распределения и их характеристики, нормальное распределение, критерии согласия [Ефимова, с. 107 – 156; Малхотра, с. 470 – 473; Шмойлова, с. 197 – 221].

· Теоретические основы выборочного наблюдения, доверительный интервал, вероятность, объём выборки [Божук-Ковалик, с. 127 – 133; Голубков, с. 247 – 252; Ефимова, с. 157 – 182; Малхотра, с. 443 – 453; Токарев, с. 148 – 160; Черчилль, с. 435 – 446, 476 – 491; Шмойлова, с. 223 – 265; Dillon, p. 230 – 255; Hammann, с. 40 – 45].

 

Контрольные задания к блоку B

 

· Выберите какой-либо вид маркетинговой информации, которую необходимо получить путём сбора первичных данных. Определите объект исследования, основу выборки.

· Для случая, указанного в предыдущем задании, укажите в деталях этапы процесса проектирования выборки.

· Выберите несколько вариантов целей и задач маркетингового исследования. Укажите возможности использования для них различных методов формирования выборки. Определите преимущества и недостатки каждого метода к конкретных ситуациях.

· С помощью программы Excel составьте список 1000 телефонных номеров для применения метода простой случайной выборки.

· Найдите в Интернет на сайтах агентств по маркетинговым исследованиям описания проведённых исследований. Определите методы формирования выборки в каждом из них. Попытайтесь обосновать причину выбора указанных методов.

· Рассчитайте оптимальный объём простой случайной выборки для определения успеваемости студентов дневной формы обучения экономического факультета при различных уровнях доверительной вероятности и предельной ошибки, при условии соответствия распределения изучаемого признака закону нормального распределения.

 

 

Блок C

 

Осуществите проектирование выборки в Вашем групповом проекте. Для этого чётко определите исследуемую совокупность и основу выборки, выявите возможность применения различных видов детерминированных и вероятностных выборок, обоснуйте выбор метода формирования выборки. Определите параметры выборки (при детерминированной), особенности формирования и рассчитайте оптимальный объём, учитывая достоверность, точность и затраты на сбор данных. Результаты работы оформите как новую главу отчёта о выполнении группового задания.

 

 

Литература для дальнейшего изучения

 

· Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2003.

· Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-е изд. М.: Финпресс, 2000.

· Ефимова М. Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1996.

· Малхотра Н.К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е изд. М.: Вильямс, 2002.

· Теория статистики: Учебник / Под ред. проф. Р.А. Шмойловой. 3-е изд. М.: Финансы и статистика, 2002.

· Токарев Б.Е. Методы сбора и использование маркетинговой информации: Учебно-практич. пособие. М.: Юристъ, 2001.

· Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2001.

· Dillon W.R., Thomas J.M., Firtle N.H. Essentials of Marketing Research. Custom Edition. Burr Ridge, Illinois: IRWIN Custom Publishing, 1994.

· Hammann, P. Marktforschung / P. Hammann, B. Erichson. Stuttgart, New York: Fischer, 1978.

 

 


Глава 8
Организация сбора данных

 

Основные понятия, рассмотренные в главе:

· полевые исследовательские работы;

· контроль качества ведения интервью и редактирования; выборочный контроль;

· контроль для предотвращения мошенничества;

· контроль из центрального офиса;

· ошибки в выборке и систематические ошибки;

· случайные и неслучайные ошибки;

· ошибки ненаблюдения и наблюдения;

· ошибки неохвата, перебора и неполучения данных;

· доля ответивших; отсутствие и отказ от ответа;

· ошибка сбора.

 

Блок A




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.