Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массовые беспорядки, их сущность и характер проявления




Постоянная исповедь и самоопорочивание.

Отсутствие некультовых связей и эмоциональной поддержки.

Результаты. Обращенные становятся зависимыми от культа в дружбе, близости и эмоциональной поддержке; чувства отчуждения, враждебности и паранойи в отношении некультового мира все более усиливаются.

Контроль сексуальной близости и интимных отношений внутри культа; например, лидер может диктовать, стоит ли, когда и на ком жениться, нужно ли и когда иметь сексуальные отношения, детей, стерилизацию, аборты.

Результаты: У обращенных может развиться искаженный, обезличенный
взгляд на сексуальность и половые сношения. Лидеры защищены от
возможности того, что близкие друзья поделятся сомнениями относительно
группы и укрепят их.

Результаты: Обращенные испытывают стыд, затем облегчение, затем чувствуют себя в долгу перед культом за спасение от их «дурной натуры».

Чрезмерные финансовые обязательства, часто требующие передачи в пользу культа наследства, банковских счетов, платежных чеков и другого материального имущества (дома, машины, аудио и видеотехника и т.п.).

Результаты: Культисты остаются фактически без гроша и в финансовом
плане зависят от группы. Также, если было пожертвовано много денег,
обращенные могут оправдывать свои вложения, закрывая глаза на
деструктивные элементы группы.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите виды классификации сект.

2. См. Приложение


 

Глава 9. Массовые беспорядки

В широком понимании массовые беспорядки можно охарактеризовать, как наиболее «варварский способ» решений всевозможных социальных проблем, который не только не потерял своей актуальности и ХХI веке, но и приобрел новые неожиданные грани.

Современный человек процессе своей жизнедеятельности часто встречается с различными формами социальной напряженности, которые приводят к образованию толпы, это характерно в первую очередь для городов мегаполисов, в будущем эта тенденция несомненно будет возрастать в связи с ростом населения и изменением национального состава (например, во время митингов, демонстраций, спортивных соревнований, шоу-представлений и т.д.), которые порой перерастают в экстремальные ситуации, приобретающие характер массовых беспорядков. Природа толпы содержит опасность, как для ее участников, так и для окружающих, поэтому массовые беспорядки в российском законодательстве относятся к экстремистским действиям и могут стать причиной введения чрезвычайного положения1.

 

Массовые беспорядки как социальное явление представляют собой серьезную опасность для общества. Они могут быть вызваны различными причинами – социально-экономическими (нехватка продовольствия, катастрофическая инфляция, всеобщая безработица и т.д.), политическими (произвол властей, попрание демократических свобод, недовольство политикой правительства т пр.), этническими (нарушение прав национальных меньшинств или, наоборот, засилье в социально значимых сферах общественной жизни представителей некоренной национальности и т.д.), религиозными (борьба между представителями различных конфессий), криминальными (борьба за передел сфер влияния между преступными группировками) и иными. Так, например в последнее время достаточно широкий размах стали принимать вылазки экстремистских группировок, акции антиглобалистов и столкновения между футбольными «фанатами».

Но каковы бы не были причины массовых беспорядков в их основе лежат неразрешенные противоречия, которые переросли в прямое противостояние, конфликт. По характеру возникновения они могут быть преднамеренными, т.е. вызванные действиями определенных социальных сил, или непреднамеренными, возникшие стихийно под влиянием каких-то объективных факторов. По масштабам действия они носят, как правило, локальный и местный характер, т.к. распространяются в рамках какого-то городского района или небольшого населенного пункта. Если массовые беспорядки выходят за рамки местных, но они уже принимают характер региональных конфликтов, со всеми вытекающими отсюда последствиями, о которых уже говорилось в первом вопросе.

Механизм этого социально явления следует искать в массовых настроениях, царящих в обществе, которые представляют собой психические состояния, охватывающие значительные массы людей, однородная для них субъективная сигнальная реакция, особые переживания комфорта или дискомфорта. В интегрированном виде подобные настроения отражают три основных момента. Во-первых, степень удовлетворенности или неудовлетворенности общими социально-политическими условиями жизни. Во-вторых, субъективную оценку возможности реализации социально-политических притязаний людей при данных условиях. В-третьих, стремление к изменению условий ради осуществления притязаний.

Массовые настроения, как особые психологические состояния являются переходными от непосредственных эмоций к более или менее осознанным мнениям, вырастают из повседневных эмоций, но носят сравнительно обобщенный в социально-политическом отношении характер, будучи рационализированными условиями, социально-политической жизни, ее нормами и устоями. Они несводимы к традиционно фигурирующему в общественном естествознании «общественному настроению», т.к. они включают не только социально-нормативные (собственно «общественные» в привычном смысле), но и иные составляющие, возникающие в реальной жизни.

Природа этих настроений определяется тем, что они становятся заметными при возникновении двух моментов. С одной стороны, притязаний (или ожиданий) значительных масс людей, связанных и их потребностями и интересами, с другой – реальных условий жизни. Реакции в виде переживаний могут приобретать различные формы – от ненависти до восторга. Могут возникать и особые формы – «пассивные настроения» типа безразличия и апатии, когда люди не верят в возможность преодоления разрыва между притязаниями и возможностями их достижения, т.е. своеобразный паралич притязаний и стремлений, лишенных опор в действительности, утрата веры в себя, паралич мотивации и активных действий. В целом же массовые настроения – это субъективная оценка социально-политической действительности, как бы пропущенной сквозь призму интересов, потребностей, притязаний и ожиданий больших масс людей.

Следует отметить, что массовые настроения быстро распространяются и крайне заразительны. К тому же над ними затруднен прямой контроль со стороны сознания. Они легко и быстро объединяют людей, находящихся в сходном социально-политическом положении, формируя чувство общности «мы», как правило, направленное против неких «они», от которых зависит не устраивающее людей социально-политическое положение.

У истоков возникновения массового сознания лежит взаимодействие двух факторов. Во-первых, фактора объективного, предметного, которым выступает реальная действительность. Во-вторых, субъективного фактора, заключающегося в разных представлениях людей о реальной действительности, различные ее оценки в свете собственных интересов и потребностей. Выраженность массовых настроений в обществе зависит, прежде всего, от степени однородности его социально-политической структуры. Различные массовые интересы, зарождаясь в конкретных общественных слоях и чрезвычайно быстро распространяясь, сами формируют массу в качестве своего субъекта. Особенно явно это при политических кризисах, в ходе радикальных изменений социально-политической системы. В более спокойных ситуациях, когда в рамках системы функционируют многообразные, не слишком выраженные и потому незаметные настроения, их субъект представлен относительно лояльно. В наиболее конкретном выражении в виде «толпы». В более сложном случае – в виде массового социально-политического движения. Еще масштабнее – в виде так называемых «средних слоев» с типичным для них размытостью традиционного «социально-классового сознания» и большой податливостью массовым настроениям. И, наконец, субъектом массового настроения в определенных случаях может стать подавляющее большинство членов общества или даже общество в целом. Главная функция массовых настроений – социально-психологическая, - формирование и мотивационное обеспечение социально-политических действий достаточно больших масс людей. Сплачивая массу, они опредмечиваются в массовых действиях и выступлениях, сначала инициируя, а затем, регулируя социально-политическое поведение, за счет чего осуществляется функция субъективного обеспечения динамики социально-политических процессов. Так, функции формирования субъекта потенциальных социально-политических действий соответствуют настроения, формирующие массовые движения. Функции инициирования и регуляции социально-политического поведения соответствуют массовые настроения, ведущие к модификации социально-политической системы. Функции стратегической социально-психологической оценки – массовые настроения, формирующие долгосрочное отношение к социально-политической реальности, способ их осмысления, формируя соответствующее мышление.

Массовые настроения отличаются определенной двойственностью. Так, с одной стороны, они являются отражением психологии масс, следствием реальной жизни, а с другой - развиваются по законам массовой психологии, оказывая влияние на реальность и меняя жизнь. Или еще пример, с одной стороны, они лежат в основе идеологии, с другой же – весьма податливы идеологическому воздействию.

На практике наиболее существенной проблемой является возможность воздействия на массовые настроения. Такие возможности лежат в двух плоскостях. Первая связана с тем, что, в истории хорошо отработаны средства влияния на притязания и ожидания масс. Вторая – с возможностью эффективного влияния на возможности осуществления притязаний в реальной действительности. Комплексное социально-политическое воздействие на массовое настроение складывается из пропагандистско-идеологического компонента, которое осуществляется путем манипуляции притязаниями, и социально-политического, включающего и социально-экономические факторы, которое осуществляется путем манипуляции уровнем реальной жизни. Стабилизация массовых настроений достигается за счет уравновешивания притязаний и возможностей их достижения.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что пусковым механизмом массовых беспорядков является своего рода выход «негативной энергии», накопленной в результате неудовлетворения каких-то социальных притязаний или ожиданий больших масс людей. И в контексте этого массовые беспорядки выступают как стихийные или целенаправленные перемещения, несущие в себе серьезную опасность для общественного спокойствия и конкретного человека. Поэтому, не случайно, в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности», вполне определенно говорится, что «осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы» относится к понятию «экстремистская деятельность (экстремизм)»2, в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении» отмечается: «Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение, которых невозможно без применения чрезвычайных мер». Такими обстоятельствами наряду с другими являются и массовые беспорядки3.

В связи с этим весьма важно знать особенности толпы, которая представляет собой главную опасность во время массовых беспорядков, чем бы они не были вызваны, и в которой превалируют настроения, включенных в нее людей, представляющие собой разновидность массовых.

Исследование феномена толпы началось во второй половине XIX века в период бурных социальных выступлений народа в странах Европы и Америки. Широкую известность в этот период получили работы Г. Тарда, Г. Лебона, В.Бехтерева, З. Фрейда, Ф. Редля, И. Джаниса, Дж. Долларда и Н. Миллера, С Московичи, Г. Блуммера. Более проработанное с научной точки зрения содержание феномена толпы имеет место в трудах Гюстава Лебона. Несмотря на идеализм и определенную реакционность его взглядов с политической точки зрения, он дает достаточно взвешенные эмпирические наблюдения и исследования особенностей поведения человека в массе, которые и сегодня имеют теоретический и практический интерес.

Г. Лебон отождествлял массу с толпой, предвещая в ХХ веке наступление «эры масс» и связанный с ней упадок цивилизации, в чем он в определенной мере оказался прав4.

Толпа – это контактная, неорганизованная общность, характеризующаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующих эмоционально и относительно единодушно. Она оказывает сильное психологическое давление на индивидов. В ней в условиях анонимности происходит растворение индивидуальной ответственности ее членов5.

Однако в различных условиях могут складываться неодинаковые общности, характеризуемые как толпа, а их поведение может иметь разнообразную направленность. Это и болельщики на стадионе, и зрители шоу-концертов, и лица, проявляющие любопытство в различных обстоятельствах, и пассажиры пригородного транспорта, столпившиеся на вокзале или платформе. Такие же общности образуются из числа посетителей парков, выставок, зрелищных учреждений, дискотек, участников похоронных процессий, митингов, демонстраций и массовых беспорядков.

Массовые беспорядки чаще всего понимают как, демонстрацию с использованием силы, которая приводит к серьезным нарушения общественного порядка, и в них принимает большое количество людей. В результате, как правило, массовые беспорядки наносят серьезный ущерб собственности.

Словосочетание "массовые беспорядки" характеризует это явление с двух сторон и предполагает, что во-первых они, сопряжены с насилием или иным нарушением общественного порядка, во-вторых, что они носят массовый характер.

Что отличает массовые беспорядки от демонстраций? От демонстраций их отличает то, что демонстрация — это мирное собрание, на которое граждане право и где они могут выражать коллективный протест против социальных недостатков, устранение которых как раз и предотвращает массовые беспорядки. Главным отличием массовых беспорядков является противозаконность, где собрания лиц, их скопление в количестве более трех человек, проведение заранее подготовленных акций с распределением ролей, применение насилия. Чаще всего это толпа, которая бьет стекла витрин, грабит магазины, переворачивает и поджигает автомобили, возводит баррикады. Насилие, при массовых беспорядках имеет следующие признаки:

· сопряжено с избыточной активностью;

· нанесением психического, физического и социального и материального вреда;

Причины массовых беспорядков можно разделить на следующие группы:

§ политические;

§ экономические;

§ культурные;

§ бытовые;

§ смешанные.

Если вы попросите, кого либо, охарактеризовать массовые беспорядки, скорее всего большинство людей их будут, представлять в виде агрессивной толпы.

Толпа – это не просто скопление людей. Для того, чтобы массовое скопление мирных людей превратилось в опасную толпу, способную на массовые деструктивные действия нужны не только внутренние предпосылки (массовые настроения), но и фактор внешней инициации, своеобразный спусковой механизм, превращающий людей в агрессивную по своей сути толпу (паника, вызванная стихийным бедствием, пожаром, массовое недовольство и пр.). Причины могут быть разные, но важно то, что в какой-то момент масса индивидуальностей превращается в самодавлеющий механизм, подчиняющийся единым законам, где человеку отводится роль «винтика». Понятно, что «винтик» не может жить по своим законам, а только по общим. Подчиненность каждого всем – главный закон толпы.

Каким образом появляется толпа и каковы условия ее возникновения? Существует два вида таких условий долговременный и ситуативный. К первым можно отнести относятся любые экономические, социальные, политические факторы длительного действия, которые создают высокий уровень напряженности в обществе, сохраняются в латентном виде и готовы при любом благоприятном выйти из-под контроля в виде социального взрыва. К ситуативным условиям можно отнести агрессивную толпу которая образовалась из группы болельщиков после неудачного футбольного матча. По типу поведения людей толпа может быть активной и пассивной. Наибольшую опасность представляет активная толпа.

Виды толпы по способу возникновения и виду действия:

§ случайная толпа;

§ конвенциональная толпа, собирается по поводу заранее объявленного события (футбольный матч, концерт);

§ экспрессивная толпа, выражающая ту или иную эмоцию;

§ действующая толпа (агрессивная, паническая, стяжательная, повстанческая).

Толпа это скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационной структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием;

Самой подходящей иллюстрацией небольшой пассивной толпы с ее закономерностями, которая стихийно возникла лишь потому, что два человека сосредоточенно смотрели в одном направлении, может служить рассказ А. П. Чехова "Брожение умов".

Для активной толпы характерно то, что она будет иметь выраженный эмоциональный заряд, и на что он будет направлен, зависит от обстоятельств. Самый опасный из вариантов толпа агрессивная толпа. Это вид толпы, которая пытается решить, те или иные социально назревшие проблемы насильственным путем, при этом теряет рациональную основу для своих действий и вымещает чувство гнева на случайных объектах.

Существует также тип спасающейся толпы, которая может превратится паническую, если доступ людей к средствам и способам спасения оказывается неопределенным или ограниченным, например во время пожара в помещении, когда люди руководствуются лишь чувством страха и под его влиянием превращаются в безумную толпу.

Признаки, которые объединяют толпы самого различного типа, это эмоциональная заряженность и нерациональное поведения. Существует тип толпы направленный к стяжательству, это объединившееся скопление людей в целях грабежа, разворовывания материальных ценностей, которые стали вдруг неожиданно доступными. Анализ поведения при стихийных бедствиях показывает, что обычные люди при определенных обстоятельствах, когда им кажется, что не придется, пополняют толпы мародеров.

Что происходит с человеком когда он становится «членом толпы» (по Г.Лебону):

§ в толпе происходит уравнивание всех, сведение людей к одному уровню психических проявлений и поведения, таким образом возникает однородность людей в толпе;

§ Толпа интеллектуально значительно ниже индивидов, ее составляющих; она склонна к быстрым переносам внимания, легко и некритично принимает самые фантастичные слухи; легко поддается воздействию призывов, лозунгов, речей лидеров толпы.

§ Человек в толпе способен совершить любые акты насилия, жестокости, вандализма, которые в обычных условиях ему представляются немыслимыми.

§ Толпа отличается повышенной эмоциональностью и импульсивностью.

Г. Лебон выделяет три основных механизма, с помощью которых порождаются названные свойства толпы.

§ Анонимность. Анонимность проявляется двояко: с одной стороны, участие в скоплении Значительного числа людей создает у отдельного индивида чувство силы, могущества, непобедимости; с другой - анонимность толпы, т. е. ее безликость и "безадресность", порождает анонимность индивида, что ведет к возникновению чувства личной безответственности, так как каждый полагает, что любые действия будут отнесены к толпе, а не к нему лично.

§ Заражение,распространение психического состояния одних людей на других;

§ Внушаемость, важный механизм, поскольку он направляет поведение толпы, который проявляется в том, что индивиды некритически воспринимают любые стимулы и призывы к действию и способны совершить такие акты, которые находятся в полном противоречии с их сознанием, характером, привычками.

Границы толпы:

§ открытые и закрытые границы;

§ границы четко выраженные и аморфные;

§ подвижной характер границ толпы.

 

Внутренняя структура:

§ Как правило, толпы, даже кажущиеся внешне однородными, имеют некоторую внутреннюю структуру, которая определяется наличием в них групп и подгрупп, объединенных личными или условными связями, специфическими узкими интересами и т. п. Антагонистические группы в толпе составляют главную предпосылку к массовым беспорядкам.

Социально-психологические особенности толпы, ориентированной на массовые беспорядки, выглядят следующим образом:

- снижение интеллектуального начала и повышение эмоционального;

- появление чувство силы и осознание анонимности;

- повышение групповой внушаемости и снижение эффективности действия механизмов независимого мышления;

- потребность в лидере, которому она будет безоговорочно подчиняться, или объекта ненависти, который она будет уничтожать;

- подавление чувства ответственности за собственные поступки, способность, как на крайнюю жестокость, так и на самопожертвование;

- быстрый эмоциональный спад: после достижения цели или поражения происходит смена поведения и оценки происходящего и т.д.

Процесс развития массовых беспорядков включает в себя три стадии 8.

1.Осложнение обстановки, стадия предшествующая массовому антиобщественному поведению, которая характеризуется возникновением социальной напряженности, накапливанием недовольства, т.е. негативных массовых настроений, которые выступают «горючим» материалом, способным при самом незначительном поводе обострить обстановку. Ее возникновение предваряют такие кризисные явления, как резкое усиление тенденции к дифференциации (размежеванию) населения на богатых и бедных при неразвитости среднего класса и обострение противоречий между ними; возникновение тревожной информации, слухов, нездоровых мнений и настроений, недовольство действиями представителей власти, снижение уровня жизни, вследствие спада производства, инфляции, роста цен и т.п.; ослабление авторитета власти; консолидация (сплочение) оппозиции и появление лидера, пользующегося авторитетом среди основной массы населения. Недовольство не всегда бывает обоснованным. Однако критическая точка недовольства в сочетании с чувством несправедливости может вызвать массовый беспредел.

2. Возникновение повода для массовых беспорядков и их осуществление. На этой стадии происходит непосредственное начало массовых беспорядков, связанное с появлением формального повода, который используется их зачинщиками в качестве детонатора события. В качестве такого повода используется такое событие, которое могло бы оправдать участников эксцессов, им придать «справедливый» характер и позволить втянуть в эти события большие массы людей. Отличительной чертой массовых беспорядков является то, что они становятся независимыми от породивших их исходных причин и могут продолжаться даже тогда, когда причины уже исчерпаны. Массовые беспорядки в этот период характеризуются осуществлением требований с позиции силы и в то же время анонимности; внезапностью и неотвратимостью действий; возникновением условий для реализации сдерживаемой до сих пор системы отношений; созданием трудностей для силовых структур по осуществлению целенаправленных действий; привлечением внимания общества к событиям; формированием общей в частных (вспомогательных) целей, последовательностью действий по их реализации (захватам, поджогам, погромам, убийствам и др.); вовлечением в события путем угроз, слухов, внушения и пр.; созданием образа «общего врага»; выработкой тактики действий; возникновением аффектогенных действий в связи с проявлением компенсаторных механизмов (вымещение накопившейся напряженности) в экстремальных условиях; участием в групповых эксцессах большого количества людей, склонных к риску.

3. Обстановка после массовых беспорядков. Эта стадия характеризуется ситуацией после их ликвидации. Она далеко не сразу становится нормальной. Обстановка в любое время может осложниться под воздействием слухов, неудовлетворенности результатами событий. Необходимо помнить и о том, что психологическая реакция людей на массовые беспорядки различна – от депрессивного состояния до мобилизационного, поэтому есть все основания опасаться их возобновления. Об этом свидетельствует общественная практика. Общеизвестно, что после ГКЧП состояние социальной напряженности, сопровождаемое массовыми беспорядками и различного рода эксцессами разной степени интенсивности, лихорадили нашу страну вплоть до середины 90-х гг. Например, развал СССР, события осени 1993 года в Москве, криминализация общества др. Их отзвуки чувствуются и в настоящее время.

Таким образом, массовые беспорядки – это крайне опасное социальное явление, в основе которого лежит актуализация негативных массовых настроений толпы, для которой характерна высокой степенью эмоциональности и единодушия, составляющих ее индивидов. Без сомнения существует самая непосредственная связь между поведением толпы в условиях массовых беспорядков и общественной безопасностью. Поэтому, сегодня, когда уровень ее еще недостаточно высок, каждому человеку важно знать правила поведения и основные способы защиты в условиях массовых беспорядков и уметь применять их при необходимости на практике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 5160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.