Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование двигательного навыка




В двигательной деятельности спортсмена стереотип проявляется в процессе адаптации к физическим нагрузкам и приобретении новых двигательных навыков.

Двигательный навык – форма двигательных действий, выработанная по механизму условного рефлекса (динамического стереотипа) в результате соответствующих систематических упражнений.

Простейшими двигательными навыками является умение передвигаться шагом и бежать, а также плыть, умение бросать и ловить и т. д. Очевидно, что люди, обладающие различным фондом двигательных навыков, по-разному овладевают новыми двигательными навыками. Квалифицированный спортсмен значительно быстрее овладевает новой комбинацией, чем новичок.

При формировании двигательного навыка можно выделить три фазы: генерализации, концентрации, автоматизации.

Фаза генерализации характеризуется тем, что в работу вовлекаются лишние группы мышц, отмечается неоправданно большое напряжение работающих мышц и т. п. Движения скованны, угловаты, плохо координированы и неточны, неэкономичны.

В фазе концентрации исчезает излишняя напряженность, движения становятся точными, экономичными, свободными, т. е. происходит концентрация возбуждения в нужных зонах головного мозга.

В фазе автоматизации навык настолько уточняется и закрепляется, что выполнение движений становится как бы автоматическим и не требует контроля сознания. Такой навык отличается высокой стабильностью. Автоматизация навыков делает возможным одновременное выполнение нескольких двигательных действий.

На всех фазах образования двигательного навыка происходит формирование как нервно-мышечного, так и вегетативного компонентов. При этом вегетативные реакции становятся все более специфичными и отражают «запрос» со стороны двигательной сферы.

Например, при статистических усилиях особые требования предъявляются к малому кругу кровообращения и венозному притоку к правому предсердию. При длительном беге активизируется дыхание и кровообращение в целом. В третьей фазе (автоматизации) на основе совершенствования условных рефлексов достигается единство двигательного и вегетативного компонентов двигательного навыка.

В образовании двигательного навыка участвуют различные анализаторы: двигательный (проприоцептивный), в естибулярный, с луховой, зрительный, тактильный.

Подобно всем условным рефлексам, двигательные навыки точно осуществляются только при непрерывном повторении, тренировке. Перерыв ведет к распаду сложного навыка, хотя простые элементы и сохраняются очень долго. Общие поведенческие навыки в виде плавания, ходьбы на лыжах, катания на коньках, велосипеде сохраняются при перерывах в тренировках на много лет, но в форме совершенно непригодной для соревновательной деятельности.

Двигательный навык наиболее эффективен, если он не чрезмерно стандартен, так как это мешает человеку приспосабливаться в изменяющихся условиях. Он должен быть сформирован с оптимальным диапазоном, что обеспечит наилучшую адаптацию к условиям деятельности и устойчивость результатов при выполнении движений.

В процессе тренировки двигательные навыки становятся все более устойчивыми и управляемыми. Человек получает возможность все более широко и глубоко сознательно оценивать выполняемые действия. Это говорит об улучшении взаимосвязи сознания и движения (второй и первой сигнальных систем).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.