Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работоспособность




На основании исследования показателей умственной работоспособности человека в процессе рабочего дня можно выделить периоды работоспособности, и построить график работы, который будет объективным критерием для установления рационального режима учебного дня.

Различают следующие периоды:

1) врабатываемости – длящийся от нескольких минут до часа. Он выражается в постепенном повышении работоспособности. В этом периоде формируется рабочая доминанта, для которого характерна высокая нервно- психическая напряженность;

2) оптимальной работоспособности. Характеризуется стабильной умственной работоспособностью. Функциональное состояние человека характеризуется как «устойчивое рабочее состояние»;

3) полной компенсации. От предыдущего его отличает возникновение начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией. Волевое усилие вызывает нервно-психическое напряжение, поэтому в этот период работы наблюдаются сдвиги со стороны вегетативных функций;

Таблица 4.1

Симптом Степень переутомления
I начинающаяся II легкая III выраженная IV тяжелая
Снижение дееспособности Малое Заметное Выраженное Резкое
Появление ранее отсутствовавшей усталости при нагрузке Усиленной Обычной Облегченной Без видимой нагрузки
Компенсация понижения дееспособности волевым усилием Не требуется Полностью Не полностью Незначительно
Эмоциональные сдвиги Временное снижение интереса к работе Временами неустойчивость настроения Раздражи- тельность Угнетение, резкая раздражительность
Растройство сна Трудно засыпать или просыпаться Многим труднее засыпать, просыпаться Сонливость днем Бессонница
Снижение умственной работоспособности Нет Трудно сосредото- читься Временами забывчивость Заметное ослабление внимания и памяти
Профилактические мероприятия Упорядочение отдыха, физкультура, культурные развлечения Отдых, восстановление Необходимо ускорение организованного отдыха, релаксация (массаж, расслабление мышечного тонуса) Лечение

4) неустойчивой компенсации. Характеризуется нарастающим утомлением, т. е. снижением работоспособности. Степень снижения работоспособности и способность компенсации в этот период в значительной степени зависит от индивидуальных способностей и типа нервной системы человека, его тренированности, физического состояния. В этот период наблюдается выраженное чувство усталости, разнообразие в изменениях показателей функции различных систем организма. Изменения возникают в первую очередь в тех органах и системах, которые непосредственно участвуют в выполнении данной работы. Изменения в других системах имеют регулярное или комплексное значение. Имеются веские основания предполагать, что средствами аутогенной тренировки, физической культуры и спорта можно добиться существенного повышения производительности труда студентов именно в данный период;

5) прогрессивного снижения работоспособности. Характеризуется быстрым нарастанием утомления, которое выражается в снижении продуктивности, эффективности умственной работы и в функциональных сдвигах, неадекватных выполняемой работе. В этот период человек обычно не в состоянии волевым усилием компенсировать снижение работоспособности.

Учитывая указанные периоды, можно легко построить семестровую или годовую кривую работоспособности студента. Так, семестровая кривая постепенно повышается к концу семестра и снижается за время каникул.

Однако понятие работоспособность следует отличать от понятия «Эффективность деятельности». Они взаимосвязаны, но последнее понятие часто определяется тем, насколько эффективно используется работоспособность студента в данных условиях (экзамен, зачет и т. д.).

Особенность, присущая многим студентам университета, – это ограниченные двигательные нагрузки. Как и большинство жителей XX века, они «болеют» ограниченной подвижностью (гипокинезией). Нет большого расхода энергии, не учащается пульс, не углубляется дыхание, физиологические затраты весьма невелики. Эта «экономия» обходится организму «дорогой ценой», ибо мышечная деятельность – непременное условие совершенного функционирования системы кровообращения. Неподвижная «сидячая» работа пагубно отражается не только на мышцах рук, ног и туловища, на осанке. Негативные последствия тянутся дальше вглубь организма. Праздность мышц отнимает жизненные силы и другим путем. Основа жизни, как известно – обмен веществ, причем «спрос» на обменные процессы, их интенсивность в значительной мере определяют мышцы. Вялое протекание обмена веществ приводит к снижению сопротивляемости организма, повышению заболеваемости, избыточному весу, преждевременному старению организма. При гипокинезии человек затрачивает энергию как на подавление собственной двигательной активности, так и на преодоление притупляющего действия монотонности ряда рабочих операций. Труд приобретает высокую нервную напряженность, степень нервных влияний на вегетативные реакции возрастает.

Сказанное, хотя и не в равной мере, относится ко всем студентам, занимающимся как учебной и научной, так и конструкторской, чертежной, оформительской деятельностью.

С появлением компьютеров среди студентов широко распространена операторская деятельность, которая требует от исполнителя высоких психических и психофизических качеств. Операторская деятельность сопровождается повышенным расходом энергии по сравнению с состоянием покоя, хотя она и не характеризуется заметными физическими нагрузками, и не должна сопровождаться повышением энергетических затрат. Это несоответствие нужно отнести за счет самой информационной деятельности студента и тех компонентов, которые ей сопутствуют (нервно-психическая напряженность, моторные реакции и т. д.). Чем сложнее и напряженнее профессиональная деятельность, тем выше энергетические затраты. Поэтому энергетическая оценка деятельности оператора приобретает особое значение. Известная сложность в оценке показателей расхода энергии и физических нагрузок операторов связана с отсутствием статистически достоверных нормативов энергетических затрат для профессиональной деятельности операторов в системе «человек-машина», поскольку она обычно приближается к умственной работе.

Умственная работа связана с деятельностью головного мозга, которая также сопровождается усилением расхода энергии. Но в отличие от физической работы – это не всегда находит отражение в общем энергетическом балансе организма человека. Мало того, имеется ряд данных, свидетельствующих, что при высокой умственной активности может быть положительная и отрицательная корреляция умственной работы с энергетическими затруднениями.

Для рекреации в университете применяется арсенал средств общей физической подготовки, который включает занятия на снарядах и тренажерах, бег, ходьбу, плавание, туризм, альпинизм, спортивные игры, лыжи, другие виды спорта по выбору. Само собой разумеется, что эффективность занятий общей физической тренировкой непосредственно связана с необходимостью ведения здорового образа жизни и отказа от вредных привычек, в первую очередь от курения.

Специально направленная тренировка, которая осуществляется на основе общей тренировки, является дополнительным средством повышения эффективности труда студентов того или иного профиля.

Она включает: использование специально подобранных физических упражнений для выработки и развития наиболее важных психофизических качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Например, тренировки с помощью специальных физических упражнений устойчивости и быстроты распределения и переключения внимания, тонкой координации движений, скорости сенсомоторных реакций и т. п.; повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов, составляющих специфику условий труда и обитаемости системы «человек-машина».

Контрольные вопросы

Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студента. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения. Степень влияния факторов физиологического, физического, психического характера на работоспособность студентов. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, неделе, семестре, учебном году. Существующие типы изменения умственной работоспособности и их объяснение. Типичные особенности жизнедеятельности студентов в период экзаменов. Изменение физического и психического состояния студентов в период экзаменационной сессии. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии. Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины и профилактика. Особенности рационального использования «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов. Занятия физическими упражнениями с оздоровительно-рекреативной направленностью. Роль оздоровительно-спортивного лагеря в оптимизации условий жизнедеятельности студентов. Показатели эффективного проведения учебных занятий по физической культуре для повышения работоспособности студентов в учебном дне и неделе. Особенности использования учебных занятий в специальном учебном отделении для повышения работосопосбности студентов. Оптимизация сопряженной деятельности студентов в учебе и спортивном совершенствовании.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.