Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения по первоисточникам 3 страница




3.14. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Ф. Энгельс. – М., 1975. – С. 16 – 17.

«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию. Уже с того весьма отдаленного времени, когда люди, еще не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснить сновидений, пришли к тому представлению, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти, – уже с этого времени они должны были задумываться об отношении этой души к внешнему миру. …

Высший вопрос всей философии, вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе … о том, что является первичным: дух или природа. …

Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира, … составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма. …

Но вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще и другую сторону: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?»

? В чем заключается основной вопрос философии и каковы его стороны?

 

3.15. Эпикур. Из письма к Менекею / Эпикур // Антология мировой философии: в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 354 – 355, 360.

«Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией: ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души. Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятия философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени. Поэтому и юноше, и старцу следует заниматься философией: первому – для того, чтобы, старея, быть молоду благами вследствие благодарного воспоминания о прошедшем, а второму – для того чтобы быть одновременно и молодым, и старым вследствие отсутствия страха перед будущим ….

Пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души».

? В чем, по мнению Эпикура, заключается польза философии для человека?

3.16. Ясперс, К. Истоки истории и ее цель / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. – М., 1994. – С. 33, 34 – 35.

«Мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью пришел конец. Основные идеи греческих, индийских, китайских философов и Будды, мысли пророков о Боге были далеки от мифа. Началась борьба рациональности и рационально проверенного опыта против мифа (логоса против мифа) ….

Все эти изменения в человеческом бытии можно назвать одухотворением: твердые изначальные устои жизни начинают колебаться, покой полярностей сменяется беспокойством противоречий и антиномий. Человек уже не замкнут в себе. Он не уверен в том, что узнает самого себя, и поэтому открыт для новых безграничных возможностей. Он способен теперь слышать и понимать то, о чем до этого момента никто не спрашивал и что никто не возвещал. Неслыханное становится очевидным. Вместе с ощущением мира и самого себя человек начинает ощущать и бытие, но не полностью: этот вопрос остается.

Впервые появились философы. Человек в качестве отдельного индивидуума отважился на то, чтобы искать опору в самом себе. Отшельники и странствующие мыслители Китая, аскеты Индии, философы Греции и пророки Израиля близки по своей сущности, как бы они ни отличались друг от друга по своей вере, содержанию и внутренней структуре своего учения. Человек может теперь внутренне противопоставить себя всему миру. Он открыл в себе истоки, позволяющие ему возвысится над миром и над самим собой. …

Это – подлинный человек, который, будучи связан и скрыт плотью, скован своими влечениями, лишь смутно осознавая самого себя, стремится к освобождению и спасению и действительно способен обрести его уже в этом мире в порыве вознесения к идее, в несокрушимом спокойствии души, в медитации, в понимании того, что он сам и весь мир есть атман, в состоянии нирваны, в единении с дао или в покорности воле Божьей [мистическое единство]. По своей настроенности и по содержанию веры эти пути к спасению сильно отличаются друг от друга, но общее здесь то, что человек выходит за пределы своего индивидуального существования, сознавая свое место в целостности бытия, что он вступает на путь, пройти который он должен в качестве данной индивидуальности. Он может отказаться от всех мирских благ, уйти в пустыню, в лес, в горы; став отшельником, познать творческую силу одиночества и вернуться в мир обладателем знания, мудрецом, пророком. В осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью».

? Что означала, по мнению К. Ясперса, борьба логоса против мифа?

 

Контроль знаний

1. Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля):

 

1. Что такое философия?

2. Каковы цели философии и ее значение в жизни общества и отдельного человека?

3. Что является предметом философии?

4. Какие проблемы изучает философия?

5. Как соотносятся философия и мировоззрение?

6. Что входит в структуру мировоззрения?

7. Каковы исторические типы мировоззрения?

8. Чем философия отличается от мифологии и религии?

9. Какова структура философского знания?

10. Какой вопрос в философии называют основным?

11. Чем отличаются материализм и идеализм?

12. Что означают понятия «монизм», «дуализм», «плюрализм»?

13. Каковы основные методы философского познания?

14. Какие функции в культуре выполняет философия?

2. Тесты (второй уровень самоконтроля):

 

2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:

 

Термин Определение
1. Философия 1*. Мировоззрение, приписывающее сверхъестественные свойства вещам или стихиям
2. Мировоззрение 2*. Мировоззрение, приписывающее животным сверхъестественные качества
3. Культура 3*. Система взглядов, идей, ценностей, убеждений человека, определяющих его понимание мира и жизненные позиции
4. Миф 4*. Духовное содержание цивилизации; способ организации жизнедеятельности человечества, представленный в продуктах материального и духовного труда
5. Анимизм 5*. Философское мировоззрение, противоположное рационализму, ограничивающее или отрицающее возможности разума в познании человеком мира и в организации его жизнедеятельности
6. Тотемизм 6*. Исторический тип мировоззрения, основанный на принципах креационизма и откровения
7. Фетишизм 7*. Учение о мире, человеке и их взаимосвязях
8. Религия 8*. Учение, признающее единую основу всего существующего
9. Онтология 9*. Философское мировоззрение, признающее разум основой познания и поведения людей
10. Гносеология 10*. Философское мировоззрение, отрицающее возможность адекватного познания мира
11. Аксиология 11*. Мировоззрение, связанное с одушевлением неживой природы
12. Праксеология 12*. Метод мышления, противоположный диалектике, абсолютизирующий постоянство мира, обособленность вещей друг от друга, игнорирующий противоречивый характер развития и его источники
13. Основной вопрос философии 13*. Фундаментальная характеристика философского мышления, обеспечивающая оценку и развитие философского знания, обновление его содержания и познавательных средств
14. Монизм 14*. Фантастическая легенда или сказание о явлениях природы или общества
15. Дуализм 15*. Философское учение о всеобщей взаимосвязи и противоречивости развития; метод критической дискуссии
16. Плюрализм 16*. Учение, признающее множественность начал бытия
17. Материализм 17*. Тип философского мировоззрения, признающий материальные явления первичными, а духовные – вторичными
18. Идеализм 18*. Философское мировоззрение, подвергающее сомнению возможность адекватного познания мира
19. Метод 19*. Тип философского мировоззрения, признающий духовные явления первичными, а материальные – вторичными
20. Диалектика 20*. Учение, признающее существование двух первоначал – материального и духовного
21. Метафизика 21*. Фундаментальная характеристика философского мышления, выражающая способность человека думать о самом себе, осознавать свои мысли и действия
22. Скептицизм 22*. Вопрос об отношении духа к природе, сознания к материи
23. Агностицизм 23*. Учение о ценностях
24. Рационализм 24*. Учение о познании мира человеком
25. Иррационализм 25*. Учение о бытии, т. е. о мире самом по себе и его законах
26. Рефлексивность 26*. Учение о человеческих действиях и их социальной значимости
27. Критичность 27*. Совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности

 

2.2. Закончите определения:

 

«Философия – это эпоха, схваченная …».

«Философия – живая душа …».

«Философия – … мера цивилизованности человека».

«Мировоззрение – обобщенная система знаний, …».

«Историческими типами мировоззрения являются … и философское».

Вопрос для дискуссии

 

Возможно ли мифологическое мировоззрение в XXI в.?

 

► Подумайте о смысле изречений:

ü «Многознание уму не научает» (Гераклит).

ü «Многого знатоками должны быть любомудрые мужи» (Гераклит).

 

Дополнительная литература к теме:

1. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» (Модуль I, тема 1.1.) / под ред. зав. каф. Г. И. Малыхиной [Электронный ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа: http://abitur.bsuir.by/online/showpage.jsp?PageID=84013&resID=116608&lang.

2. Абаньяно, Н. Мудрость философии и проблема нашей жизни / Н. Абаньяно. – СПб., 1998.

3. Бибихин, В. В. Язык философии / В. В. Бибихин. – М., 1993.

4. Вольф, Р. П. О философии / Р. П. Вольф. – М., 1995.

5. Гарин, И. И. Что такое философия? Что такое истина? / И. И. Гарин. – М., 2001.

6. Ильенков, Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. – М., 1991.

7. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. – М., 1991.

8. Маритен, Ж. Философ в мире / Ж. Маритен. – М., 1994.

9. Хайдеггер, М. Что такое философия? / М. Хайдеггер // Вопросы философии. – 1993. – №8.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.