Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения по первоисточникам. 2.1. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» (Модуль II, тема 2.5.) / под ред




Учебная литература

2.1. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» (Модуль II, тема 2.5.) / под ред. зав. каф. Г. И. Малыхиной [Электронный ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа: http://abitur.bsuir.by/online/showpage.jsp?PageID=84013&resID=116608&lang.

«Философия, будучи интеллектуальным зеркалом социума, а тем самым и незаменимым инструментом его самопознания, формируется и развивается всегда на основе и в лоне определенной культурной традиции. Культурная же традиция – это имеющая, как правило, свою давнюю историю и непрерывно пополняющаяся сокровищница социального опыта, духовных и материальных ценностей и артефактов, творений человеческих рук, ума и сердца того или иного коллективного, соборного, исторического этнического субъекта – народа или нации. Но культурная традиция – не просто хранительница прошлых достижений, чулан отработавших свое вещей. Она – мощный и непрерывно действующий источник актуального творчества, питающий всякую современность своей жизненной энергией и силой, обеспечивающий ее живую связь с прошлым и трансляцию его важнейших ценностей в день сегодняшний и завтрашний. Она несет в себе основополагающие смысловые коды, пользуясь сленгом информатики-матрицы, как всех уже реализованных в социуме форм деятельности, так и семена, генотипы их будущих творческих трансформаций. По своему содержанию – это так называемые общемировоззренческие универсалии, фундаментальные категории, понятия, жизнесмыслы и ценности, представления о реальности носителей данной культурной общности».

? Какова роль философии в становлении национального самосознания?

2.2. Кόзел, А. А. Философская мысль Беларуси / А. А. Кόзел. – Минск, 2004. – С. 3 – 4.

«Как особая форма общественного сознания, философия в Беларуси изначально развивается по трем направлениям, таким как:

1) образ жизни, основанный на христианском аскетизме;

2) стремление к мудрости, постановка и рассмотрение вечных мировоззренческих вопросов о смысле человеческого бытия;

3) сама мудрость, знание, наука – форма теоретического осмысления мира.

Существенной чертой отечественной философии является то, что она всегда живо реагировала на ключевые события в жизни народа и поэтому своеобразно отражает культурно-политическую историю Беларуси. Проблема человека интегрирует отечественную философскую мысль, является ее своеобразным стержнем. Гуманистический потенциал белорусской философии является главной ее особенностью и достоинством».

? Какова проблематика и характерные черты белорусской философии?

2.3. Корнилов, С. В. Предисловие / С. В. Корнилов // Русские философы. Справочник. – СПб., 2001. – С. 3.

«Философия занимает особое место в сфере духа:в учениях философов получают обобщенное выражение основные черты самосознания народа, его коренные духовные интересы и при­оритеты. Определяя ту или иную философию как греческую или римскую, английскую или французскую, китайскую или индийскую, мы не только фиксируем ареал распространения различных теоретических концепций, но и выделяем специ­фические типы философствования, обусловленные особеннос­тями национального мышления.

Русская философия – не исключение. Тысячелетний путь ее развития обнаруживает существование особой «русской идеи», придающей ей единство и цельность. В чем же заклю­чается самобытный характер отечественного любомудрия? Точ­но обозначил его главную черту А. Ф. Замалеев: «На знамени русской философии начертано только одно слово: СВОБОДА, что для нее тождественно творчеству». Действительно, ни в лоне восточной созерцательности, ни с позиции западного ра­ционализма оказалось невозможно развить активное, творчес­кое отношение к будущему. Именно поэтому русская философ­ская мысль, будучи по своей природе глубоко национальной, приобрела всемирно-историческое значение».

? Какова взаимосвязь философии и национального самосознания и как она проявляется в русской философии?

 

2.4. Межуев, В. М. Русская (национальная) идея как цивилизационный выбор России / В. М. Межуев // Национальная идея и жизнеспособность государства. Постановка задачи. Материалы научного семинара. – М., 2009. – Вып. №2. – С. 82 – 83.

«…русская идея ставила вопрос о том, как жить не только «по разуму», но и «по совести», как сочетать в общественном бытии закон и порядок с общественными заповедями христианства. Если Европу вдохновляла идущая от первого Рима идея универсальной цивилизации, способной объединить все народы мира системой «всеобщего законодательства» с равными для всех правами и обязанностями (ее потому и называют «римской идеей»), то русская идея предлагала положить в основу человеческого общежития принципы христианской морали. Заключенный в ней общественный идеал воспроизводил не гражданские структуры античной демократии, а изначальные формы христианской «духовной общины», связующей всех узами братской любви. Идущая из раннего христианства идея ответственности, разумеется, не юридической, а моральной – и легла в основу русской идеи. Подобная идея не позволяет человеку быть счастливым в мире, в котором так много горя и страданий. Если целью христианина является спасение души, то в ее русском – православном – понимании ни один не спасется, если не спасутся все. Нельзя спастись в одиночку, когда каждый только за себя. Спасение каждого зависит от спасения всех. Этика православия строится не просто на идее справедливости – каждому по делам его (такая справедливость есть и в аду) – а на любви и милосердии ко всем «униженным и оскорбленным».

В этом смысле «русская идея» была продолжением «римской», но только в ее особом прочтении и понимании. Обе идеи суть вариации на одну и ту же тему универсального устроения человеческой жизни, хотя по-разному трактуют то начало, которое должно лечь в его основу. Если римская идея делала упор на формально-правовое устроение гражданской и частной жизни, то русская идея апеллировала к духовному единению людей в лоне христианской Церкви («соборность»), возлагающего на каждого личную ответственность за судьбу всех. В отличие от формально-правовой идеи Запада русская идея – духовно спасающая и нравственно-возвышающая. Она отстаивает верховенство сердца над отвлеченным рассудком, правды над истиной, сострадания над справедливостью, соборности над гражданским обществом, духовного подвижничества над прагматикой частной жизни. … Основанием для такой универсальности является не абстрактный безличный разум с его формальными предписаниями, а сверхличная божественная мудрость, открывающаяся человеку в личном опыте его религиозной веры, в данном ему свыше откровении».

? Чем отличается «русская идея» от «римской»?

2.5. Новиков, А. И. История русской философии X – XX веков / А. И. Новиков. – СПб., 1998. – С. 254 – 255.

«Флоренский применил к характеристике культуры свое­образные не только философско-исторические, но и естественно-научно-биологические и термодинамические подходы. …

Рождается новая куль­тура. Главную функцию Флоренский видит в том, чтобы про­тивостоять усреднению, уравниванию. Такая ее функция определена тем, что, по убеждению Флоренского, главный закон, управляющий миром, в том числе и культурой, – это второй принцип термодинамики, т. е. закон энтропии. Сущ­ность его – в распространении Хаоса во всех направлениях, во всех сферах мироздания, в том числе и в человеческой ис­тории и в духовной жизни человечества. Культура же при­звана противостоять этому Хаосу, всеобщему уравниванию, утверждать творческое, разумное начало – Логос. Разность культур, каждой со своей необычностью, со своей судьбой обеспечивает их разнообразие, то есть жизнь культуры. Гово­ря языком физики – это разность потенциалов. Она-то и обес­печивает движение тока, его напряжение. В противном слу­чае – все мертво, неподвижно. Уравнивание в сфере культу­ры равнозначно ее смерти».

? Способна ли культура противостоять разрушительной силе энтропии?

 

2.6. Гриненко, Г. В. История философии: учеб. / Г. В. Гриненко. – М., 2007. – С. 663, 664.

«Космизм – это философское течение, в котором весь космос рас­сматривается как единое структурное образование (живой организм), находящийся в общем процессе развития. Сами по себе представления о космосе как едином живом организме восходят к античной филосо­фии, а именно к платонизму. …

Одной из центральных идей русского космизма является тезис о космическом предназначении человечества. Природа понимается как единый к цельный организм, развивающийся по биологическим, а не механическим законам, и человечество есть часть этого организма. Люди – разумные существа, способные понять характер этого разви­тия и действовать в соответствии с ним. …

Среди конкретных концепций внутри русского космизма необхо­димо в первую очередь отметить разработанную В. И. Вернадским (1863 – 1945) концепцию антропокосмизма, где природная (космичес­кая) и человеческая (социальная) деятельность рассматриваются в единстве как «две стороны» или «две стадии» одного процесса. Есте­ственнонаучным обоснованием для этой концепции послужило со­зданное им учение о биогеологии, о переходе биосферы в ноосферу (сферу разума). Природные и социальные процессы, происходящие Земле, он рассматривал в тесной связи с космическими».

? Какова сущность космизма как особого философского течения русской философии?

3.1. Скарына, Ф. З прадмовы да кнiгi «Юдзiф» / Ф. Скарына // Хрэстаматыя: Беларуская лiтаратура XI – пачатку XX стагоддзяў. Класiкi / Склад Л. А. Ламека, Н. У. Ламека. – Мiнск, 2004. – С. 39.

«Як ад нараджэння звяры, што ходзяць у пустыни, ведаюць ямы свае; птушки, што лятаюць у паветры, ведаюць гнёзды свае; рыбы, што плаваюць па моры i ў рэках, чуюць вiры свае; пчолы i тым падобныя бароняць вуллi свае, – так i людзi, дзе нарадзiлiся i ўскормлены, да таго месца вялiкую ласку маюць».

? В чем, по Ф. Скорине, сущность патриотизма?

 

3.2. Богданович, М. Белорусское возрождение / М. Богданович // Багдановiч, М. Поўны збор твораў: у 3 т. – Мiнск, 2001. – Т. 2. Маст. проза, пераклады, лiтаратурныя артыкулы, рэцэнзii i нататкi, чарнавыя нарысы. – С. 279 – 280.

«Опираясь на эту интеллиген­цию, белорусское движение начинает чувствовать под собою прочный грунт. Ибо она-то и является основным читательским ядром для белорусских изданий, она же несет на своих плечах крупнейшую часть и самой писа­тельской работы. Чтобы представить себе, какой массовый характер имеет это участие народной интеллигенции в ли­тературе, достаточно узнать, что одна «Наша нiва» в 1910 г. поместила 666 корреспонденций из 320 мест, 69 рассказов 30 различных авторов, 112 стихотворений 24 поэтов и ряд публицистических статей, принадлежав­ших, помимо сил самой редакции, перу 32 лиц. Присмот­римся же ближе к наиболее видным представителям этой литературы, интересной не только тем, что она идет в на­род, но и тем, что она идет из народа».

? Как связано белорусское движение начала XX в. с литературой и поэзией?

3.3. Купала, Я. Я і воля мая / Я. Купала // Спадчына. – Мінск, 1992. – С. 102–103.

«Мы радзілісь на свет –

Я і воля мая;

Шчыра нас прыняла

Ўся людская сям ′я.

 

Мы расьлі ўдваём –

Я і воля мая;

Небу міла было,

Мела радасць зямля.

Мы жывём удваём –

Я і воля мая;

Воля песьні пяе,

Разумею іх я.

 

Толькі ўмром не ўдваём –

Я і воля мая:

Я памру, – воля век

Не пакіне жыцця».

(1909 г.)

? Как вы считаете, понимание свободы в стихотворении Я. Купалы связано только со свободой отдельного человека?

3.4. Бердяев, Н. А. Философия свободы / Н. А. Бердяев. ­– М., 2004. – С. 41, 42.

«Непомерные притязания индивиду­ального сознания по всем линиям терпят поражения. … Весь ход человеческой культуры, все развитие мировой философии ведет к осозна­нию того, что вселенская истина открывается лишь вселен­скому сознанию, т. е. сознанию соборному, церковному [17]. Фи­лософия, т. е. раскрытие разумом вселенской истины, не может быть ни только индивидуальным, ни только челове­ческим делом, она должна быть делом сверхиндивидуальным и сверхчеловеческим, т. е. соборным, т. е. церковным. …

Философия должна быть цер­ковной, но это не значит, что она должна быть богослов­ской или клерикальной. Философия должна быть свобод­ной, она и будет свободной, когда будет церковной, так как только в Церкви – свобода, освобождение от рабства и не­обходимости. Философия церковная есть философия, при­общенная к жизни мировой души, обладающая мировым смыслом – Логосом, так как Церковь и есть душа мира, соединившаяся с Логосом».

? Как понимает Н. Бердяев соборность и какова связь соборности, религиозной философии и свободы?

3.5. Соловьев, В. С. Красота в природе / В. С. Соловьев // Соч. в 2 т. – 2-е изд. – М., 1990. – Т. 2. – С. 362.

« …в красоте, как в одной из определенных фаз триединой идеи, необходимо различать общую идеальную сущность и специально-эстетическую форму. Только эта последняя отличает красоту от добра и истины, тогда как идеальная сущность у них одна и та же – достойное бытие или положительное всеединство, простор частного бытия в единстве всеобщего. Этого мы желаем как высшего блага, это мыслим как истину и это же ощущаем как красоту; но для того, чтобы мы могли ощущать идею, нужно, чтобы она была воплощена в материальной действительности. Законченностью этого воплощения и определяется красота как такая в своем специфическом признаке».

? Как В. С. Соловьев определяет понятие «всеединство» и какую роль отводит ему в определении понятий «истина», «добро», «красота» и «материальная действительность»?

 

3.6.Флоренский, П. А. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский // С. В. Корнилов. Русские философы. Справочник. – СПб., 2001. – С. 372.

«Чтобы прийти к Истине, надо отрешиться от самости своей, надо выйти из себя; а это для нас решительно невозможно, ибо мы – плоть. Но, повторяю, как же именно, в таком случае, ухватиться за Столп Истины? – Не знаем, и знать не можем. Знаем только, что сквозь зияющие трещины челове­ческого рассудка видна бывает лазурь Вечности».

? Какую роль понятие «Столп Истины» играет в учении П.Флоренского?

Контроль знаний

1. Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля):

 

1. Какова связь философии с национальными культурными традициями?

2. Как можно определить понятие «культурная традиция»?

3. Каковы периоды, представители и проблемы в истории философской мысли Беларуси?

4. Каков вклад Е. Полоцкой и К. Туровского в развитие гуманистической мысли?

5. Каких основных представителей эпохи Возрождения и Просвещения философской мысли Беларуси вы можете назвать? Какие идеи они защищали?

6. По каким основным направлениям развивалась белорусская философская мысль XVIII – начала XX в.?

7. Какие задачи стоят перед белорусской философией в настоящее время?

8. Каковы основные проблемы, периоды и представители русской философии?

9. В чем заключаются особенности русской философии?

10. Какие идеи развивали славянофилы и западники?

11. В чем сущность русского космизма и каковы его основные направления и представители?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.