Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет логопедии




ОБЩАЯ ЧАСТЬ. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О РЕЧИ И ЕЕ ДЕФЕКТАХ

Предмет логопедии составляет разработка специфических методов и приемов перевоспитания дефективной речи — устной, лексической (чтение) и графической (письмо) — и профилактики ее дефектов на основе изучения этиологии, патогенеза (динамика развития) и симптоматологии ее расстройств.

Так как в основе значительного числа логопатии лежат те или иные болезненные процессы, аномалии и функциональные расстройства нервно-мышечных аппаратов речи, то здесь мы имеем дело и с патологией, а не только с привычкой.

«Речевые расстройства, — говорит Л. А. Квинт, — не дурная привычка, а патологическое или дефективное состояние». На этой же точке зрения стоят также видные немецкие и американские специалисты: Гуцман, Фрёшельс, Надолечный, Свифт и др. К ним присоединяется и С. М. Доброгаев. Но исходя из этих взглядов, они трактуют речевые дефекты как «болезни» речи и «лечат» их. Понятно, что речевые болезни, если даже и согласиться с этой терминологией, настолько качественно отличны от болезней медицинского характера, как отлична сама речь от актов биологического характера. Допустимо говорить лишь о болезнях речевых механизмов — и только. Эти болезни речи устраняются не лечением, а воспитанием. Это возражение — с одной стороны.

С другой стороны — значительный процент недостатков речи является результатом плохого воспитания в детские годы или воспитания в особых условиях окружающей речевой среды. Здесь перед нами уже не патология, не «болезни» речи, а запущенность или извращение. К таким случаям применим термин «перевоспитание» речи.

Этим дуализмом в этиологии речевых дефектов, вероятно, объясняется путаница в терминологии у специалистов: дефекты речи «исправляют», «лечат», «искореняют» и т. п. Но так как устранение даже патологических дефектов речи осуществляется в основном педагогическими методами (воспитанием здоровых навыков), то логопедия является наукой по преимуществу педагогической.

Вот поэтому правильнее пользоваться в логопедии термином «воспитание», устранение дефекта путем воспитания и т. п. вместо «лечение», или обычного «исправление». Последний термин применим лишь к чисто механическим моментам и, таким образом, не соответствует сущности логопедии.

Так как логопед осуществляет свою работу методами педагогическими, то он, помимо обладания специальными знаниями по некоторым разделам смежных наук, должен быть прежде всего знающим педагогом. Борьба с недостатками речи — по преимуществу дело педагогическое.

Конечно, при устранении дефектов речи педагогу нередко приходится обращаться и к врачу, чтобы он с помощью различных медицинских средств улучшил звукопроизводящие органы (язык, губы, зубы, нёбо и пр.) у косноязычных или укрепил нервную систему у заик и т. п. Этот контакт иногда бывает необходим.

Целевая установка советской логопедии — сделать логопата полноценным и активным участником строительства коммунистического общества.

Следует отметить принципиальную разницу между целевой установкой буржуазной и советской логопедии.

Помимо того, что в капиталистических странах дефект используется для усиления эксплуатации и унижения личности («борьба» немецкого фашизма с дефективностью), само выправление дефекта преследует узко эгоистические, классовые цели. Этими взглядами проникнуты немецкие руководства (Либман и др.), где беспринципное делячество, беззастенчивый карьеризм и нажива, крайний индивидуализм являются основными факторами общественной жизни. Например, в начале своего популярного руководства по логопедии директор Государственного института по исправлению дефектов речи (в Пенсильвании) говорит:

«Речь является существенным моментом для общественной и деловой карьеры. Лишим человека речи, и мы лишим его одного из величайших оружий мозга в его борьбе за успех. Очень редко достигают цели те люди, которые говорят непонятно. Речевые дефекты и неряшливая речь тормозят общественный и деловой успех» (разрядка автора).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.