Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЗАИКАНИЕ 1 страница




ЛОГОНЕВРОЗЫ

А) ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ЗАИКАНИИ.

Заикание является крайне тяжелым и очень распространенным речевым страданием, обращавшим на себя внимание уже в глубокой древности. Много ученых, врачей, педагогов пытались исследовать этот вопрос и отыскать способы и средства излечения заикания. При разрешении данного вопроса каждый из них исходил из различных принципов, лежавших в основе его научного мировоззрения.

Поэтому для уничтожения заикания применялись самые разнообразные меры и средства, начиная от крайне фантастических (заговоры и т. п.) — вплоть до крайне «реальных», в то же время не менее фантастических и бесплодных (подрезывание языка и т. п.). Искали одно общее специфическое средство или способ, которым можно уничтожить заикание. Боролись с внешними проявлениями заикания (с симптомами), а не с сущностью его. В этом коренная ошибка и грех против основного принципа современной медицины — лечить не болезнь, а больного человека. Несмотря на большое страдание, приносимое человечеству этим пороком речи, и на большую древность его, мы не имеем до настоящего времени общепринятого учения о заикании и общепризнанного метода борьбы с ним: «Природа и возможные причины заикания суть вещи, которые могут быть более подозреваемы, чем удостоверены», — печальное резюме науки в итоге тысячелетнего изучения заикания. В наших курсах нервных болезней и психиатрии заиканию как неврозу отводится лишь несколько строчек — и только. Большинство же специальных трудов о заикании написано или бывшими заиками, следовательно, людьми, всецело проникнутыми субъективизмом, или же врачами и «специалистами по лечению заикания», не давшими ничего нового в этом вопросе, а пересказывающими на разные лады классические труды проф. Сикорского, Либмана, Гуцмана и Фрёшельса.

Заикание — это своеобразный невроз, спорадически в процессе речи внешне проявляющийся в судорогах звукопроизводящих механизмов, с одновременными болезненными изменениями в сфере психической, в частности — эмоциональной и волевой.

«Неврозы же, или функциональные расстройства, — по Аствацатурову, — имеют в своей основе врожденную неустойчивость нервной системы, ее общую или отдельных ее органов пониженную сопротивляемость внешним воздействиям». Такие нервные болезни обусловлены анатомо-физиологическими особенностями организма, но эти особенности ясно не выражаются в постоянных, стойких изменениях и не поддаются точному анализу.

Под функциональными расстройствами проф. Бумке подразумеет «постепенное отклонение не столько структуры, сколько функции нервной ткани, чисто количественные аномалии». При анатомическом разрушении мозга наступают нервные расстройства совсем иного характера, чем при функциональных заболеваниях мозга. Далее он сравнивает органическое заболевание мозга с повреждением механизма часов, а функциональное растройство — с укорочением их маятника (СНОСКА: Из книги: Бумке, Современные течения в психиатрии, 1929 г., стр. 63—64).

Функциональное нервное расстройство, по Берду, — «преимущественно соматически обусловленная раздражительная слабость центрального нервного аппарата».

В неврозе, являющемся «срывом личности в ее общественных отношениях» сочетаются три компонента: психическая травма (основной фактор), особый склад личности и особое ее развитие под влиянием травмы.

В заикании налицо все эти моменты: испуг, особенно чувствительная психика и биологическая особенность организма (его неполноценность и т. п.) (СНОСКА: 2 В. Л. Гиляровский, Узловые моменты в проблеме неврозов, «Советская невропатология, психиатрия и психогигиена», т. III, вып. II—III, 1934 г.). На фоне биологической неполноценности (недоступные нашему наблюдению дефекты центральной нервной системы и т. п.), предрасполагающей к неврозу, под влиянием психической травмы расстраивается наиболее хрупкая и молодая функция — наша речь: появляется заикание.

В подавляющем большинстве случаев (до 80%) заикание начинается в раннем детстве — в период, когда идет наиболее интенсивная работа по выработке речи (с 2 до 5 лет). В таком возрасте дети очень нервны, подвержены всякого рода судорогам, особенно при аффектах, стремятся все делать наперекор окружающим. Все это представляет благоприятную почву для психических травм, поражающих наиболее слабые моторные механизмы ребенка, т. е. его еще не сложившуюся речь (Гиляровский). Первые симптомы заикания трудно уловимы для неопытного слуха, так как проявляются лишь в некотором увеличении усилия при произношении тех или иных звуков, слогов, что уже нарушает ритм речи, или же, что более заметно, — в повторении одного и того же слога. Далее уже наблюдаются тикообразные, судорожные прерывания речи на том или ином звуке. Затем эти судорожные явления речи с годами волнообразно (т. е. периодами: то сильнее, то слабее, временами совсем исчезая) все усиливаются и распространяются на смежные нервно-мышечные участки, так как заика, преодолевая судорожное сопротивление плавной речи, вовлекает в эту работу соседние нервно-мышечные механизмы (лицо, глаза), а часто даже отдаленные — руки, ноги, туловище (переступание с ноги на ногу, разнообразные движения рукой, покачивание взад-вперед туловищем и т. п.). В младшем возрасте, примерно до 3—4 лет, ребенок, заикаясь, чувствует лишь некоторое затруднение речи, иногда раздражается. Но с годами, когда речь все больше и больше приобретает свою основную роль — социальную связь с коллективом, а заика все больше начинает осознавать свой дефект, — появляются новые обстоятельства, усиливающие заикание, — это часто безотчетный страх речи, изменяющий поведение заики. С этого момента заикание из простого расстройства координации превращается в невроз. Но нередки случаи, когда заикание проявляется сразу как невроз.

Боязнь определенных звуков, слогов и слов ведет к тому, что заика начинает избегать их в своей речи, для чего переделывает фразы, заменяет и вставляет слоги и слова и т. п. (эмболофразия), наконец, проделывает излюбленные жесты, которые якобы облегчают ему речь. Получается водянистая, неясная, фразистая речь: «Такэ, так я так нигде э еще не так э не лечился», вместо «я еще нигде не лечился». Эмболофразия, по Фрёшельсу, характеризует давность заикания.

Одновременно заика начинает пользоваться произвольными движениями («сопуствующими действиями», которые Фрёшельс отличает от сопуствующих непроизвольных «движений»). У него вырабатывается уверенность, что эти «уловки» уменьшают заикание.

Заика все время находится настороже по отношению к своим речевым навыкам, в процессе речи заранее учитывая неблагоприятные сочетания и т. п. К судорожным моментам речи у него вырабатывается болезненная настороженность.

Хотя заикание по выражению проф. Сикорского, и «детская болезнь», но оно не только не исчезает вместе с детскими годами, а в подавляющем большинстве случаев резко усиливается, особенно в период полового созревания, и остается трагическим спутником на всю жизнь. Вот почему так важно своевременно ликвидировать этот недостаток речи, тем более, что дети не так болезненно переносят свой дефект как взрослые, а это в свою очередь облегчает борьбу с заиканием.

Первые школьные шаги заики иногда обнаруживают крайне вредное влияние школы на его речевое поведение: насмешки товарищей, страх и застенчивость перед учителями, в особенности в моменты ответов на их вопросы, наконец, необходимость вообще много говорить и говорить, конструируя свою речь по-новому, грамматически правильно — все это является отягчающим моментом речи. В результате такого отягощения заикание у школьников иногда усиливается и даже вновь появляется (по Гуцману, число заик в течение школьного периода постепенно возрастает в 3 раза). Без сомнения, частично это увеличение обусловливается и моментом полового созревания (повышенная возбудимость и неуравновешенность в эмоциональной сфере) и ростом сознания (сознание своей социальной неполноценности и т. п.).

Спонтанное исчезновение заикания в его начальной стадии — явление нередкое. Вообще же лишь после 20-летней давности наступает ослабевание симптомов заикания.

Вследствие указанных судорог в разных отделах речевого механизма (дыхания, фонации, артикуляции) речь или совсем приостанавливается или задерживается на одном звуке или группе звуков, Которые либо растягиваются подобно блеянию овцы (дааа-л), либо ритмично повторяются (д-д-дал,да-да-да-дал); иногда воздух при первой попытке звуконроизношения спазматическим сокращением диафрагмы или брюшных мышц со свистом выталкивается наружу, и речь происходит на остаточном выдохе; нередки случаи, когда вследствие судорог в тех же областях звукопроизношение происходит на вдохе. Эти препятствия заика пытается преодолеть, что и составляет для него мучительное страдание. Большею частью судорога наблюдается на согласных взрывных звуках (к, г, п, б,т, д), на звонких, как более координационно осложненных, чаще, чем на глухих, в особенности при их сочетании с гласными. Но строго зафиксированной нормы «трудных» для произношения звуков, в заикливой речи вообще нет: у каждого заики свои «страшные» звуки, притом часто появляющиеся по принципу — сегодня одни, завтра другие. Гласные же звуки сравнительно редко бывают судорожными. «Длительность судорожной задержки в процессе словопроизношения в средних случаях заикания колеблется в пределах от 0,2 до 12,6 сек. В тяжелых же случаях заикания длительность судорожной задержки достигает 90 сек.» (П. Д. Эпштейн).

В расстройствах движения, наблюдаемых при речи заики, различают две формы: клоническую (повторение одних и тех же движений органов речи) и тоническую (длительные спазматические сокращения мышц этих же органов). В первом случае мы имеем повторение звуков, слогов («клонус»), во втором — задержку на произнесении какого-либо звука («тонус»).

По Фрёшельсу, тонический тип судорог — явление вторичное, развившееся на почве клонических судорог, как результата попыток преодоления их заикой в более поздней стадии. Чем больше паузы между задержками, тем больше давность заикания. Обычно мы наблюдаем смешанные заикания.

Гипотеза Фрёшельса о «клонусе», как предшественнике «тонуса», не может быть принята полностью: нередки случаи, когда заикание сразу проявляется в тонической форме.

Судорожность и порывистость речи заики в период заикания — результат аритмической работы центральной нервной системы. Эта аритмия типична для заик. Вообще у всякого рода невротиков (нервнобольных) речь характеризуется нарушением нормального ритма. Нарушение же ритма в свою очередь обусловлено нарушением правильных соотношений возбуждения и торможения в коре головного мозга х.

При заикании поражаются не отдельные механизмы речи, а весь дыхательно-голосово-артикуляторный комплекс, так как работа дыхания, голоса и артикуляции при речи происходит комплексаторно, как одно нерасчленимое целое, ибо эти-элементы речи управляются целостно работающей центральной нервной системой, в частности корой головного мозга.

Между тем речевой аппарат у заики в общем может работать вполне исправно: анатомически и физиологически здоровы механизмы и дыхательные, и голосовые, и артикуляторные. Это подтверждается тем, что заика часто говорит совсем не заикаясь, вне общества, один-на-один, в большинстве случаев тоже не заикается; вне акта речи соответствующие механизмы также работают вполне нормально (при пении, дыхании, еде и т. п.).

В эти судорожные речевые расстройства вплетается еще целый ряд болезненных явлений — боязнь говорить в обществе, боязнь произносить отдельные звуки, слога, слова. Повышенная эмотивность в условиях речи, проявляющаяся в игре вазомоторов, в нарушении сердечной деятельности: нерешительность, застенчивость, подозрительность, робость, отчужденность от общества, нередко болезненное самолюбие, быстрая смена настроений, подчас озлобленность — дополняют этот сложный и тяжелый симптомокомплекс заикания. Вся личность заики в той или иной мере деформирована. В отношении содержания речи заик следует отметить наблюдаемую некоторыми исследователями (Свифт) неконкретность ее, отсутствие или крайнюю бедность использования заикой зрительных структурных отпечатков в мозгу («образов»). Многословие, растянутость и разбросанность речи с частыми повторениями одного и того же, нервность, торопливость — характерные черты заикливой речи.

Проявления заикания чрезвычайно разнообразны: одни лучше говорят, но хуже читают, другие — наоборот; одни заикаются сильнее в домашней обстановке, другие же — вне дома и т. д. Речь певучая, медленная, монотонная, размеренная, особенно шопотная, обычно менее заиклива. В большинстве случаев заикание усиливается в обществе мало знакомых людей, или людей, подавляющих заику своим авторитетом, или лиц, у которых заика находится в служебном подчинении, или недоброжелательно относящихся к нему; но особенно же при публичных выступлениях. Вообще про заику можно сказать, что степень его заикания находится в непосредственной зависимости от: 1) его установки на социальную среду, 2) его общего нервного и эмоционального состояния, 3) той социальной ситуации, в которой приходится говорить заике.

В области социальных раздражителей чрезвычайно большое влияние оказывает на заику тот коллектив, где реально осуществляется его речевая практика. Обычные подходы к заике: выслушивание его речи с утрированным видом сострадания, сочувствия, избегание смотреть ему в глаза (чтобы «не стеснять» заику или сделать вид, что не замечают его заикания), улыбка сожаления, вид снисхождения или превосходства, наконец, прямая насмешка и издевательство, а иногда запугивание и даже побои со стороны несознательных родителей — все это еще более повышает и так болезненно напряженные эмоции и нервы, грубо порывает здоровые социальные связи со средой и тем самым еще более углубляет судорожность речи.

Причины заикания могут быть внутреннего (врожденного, эндогенного) и внешнего (производящего, экзогенного) характера.

Первые не вызывают непосредственно заикания, но создают только невропатическое предрасположение к нему. Сюда относятся: а) невропатическая наследственность (нервные болезни, сифилис и различные другие болезни как предков, так и родителей), в связи с которой нередко наблюдается (до 22—30% — Шельтинг, Смирнова, А. С. Фельдберг — для дошкольников) «фамильное заикание»; б) невропатическая отягченность самого заики (ночные страхи, у детей недержание мочи, повышенная раздражительность, онанизм, всякого рода подергивания в мускулатуре и т. п.), а также соматическая дегенерация. «Чем больше выражено невропатическое предрасположение, тем меньше требуется внешних вредных воздействий для возникновения функционального заболевания. И в случаях резкой выраженности невропатического предрасположения невроз может развиться как бы первично, т. е. без видимого внешнего фактора». «Предрасположены к заиканию больше всего нервные дети, и, как правило, оно обостряется с обострением нервности». Но самый невроз наследственно не передается. Вообще приводимые в литературе факты для подтверждения роли наследственности очень часто крайне сомнительны: сплошь и рядом в этих случаях заикание — результат не наследственности, а влияния речи заикающихся отца и матери и т. д., или же их неуравновешенного поведения.

В процессе развития заикливой речи важно учесть и то, что после появления впервые судорожной речи при известных раздражителях на них-то постепенно и вырабатываются стойкие судорожные звуко-произношения. Такими раздражителями являются почти исключительно раздражители социального характера, как-то: коллектив, вопросы собеседника и т. п. Вне коллектива заикание обычно не происходит. Это так и должно быть, поскольку речь выполняет социальную функцию, и адекватным социальным раздражителем для нее является, прежде всего, сама человеческая речь.

Эксперименты директора Бостонского института по заиканию, над трепанированными больными, заикающимися и нормально говорящими, показали, что акт заикания связан с повышенным эмоциональным состоянием говорящего; во время разговора у заики кровенаполнение мозга изменяется так, как у нормально говорящего при сильном эмоциональном состоянии; в особенности при страхе увеличивается приток крови к мозгу, уменьшается к конечностям, пульс учащается. Этого нет у того же заики при спокойной неторопливой речи. Эмоциональная неустойчивость, в свою очередь обусловливающая повышенную нервозность, является характерной чертой заики. Все симптомы нервных людей типичны и для большинства заик: повышенная потливость не только при речи, но даже при одной мысли о ней, покраснение лица, мраморная кожа и пр.

В отношении моторики, имеющей вообще большое значение в речи человека, д-ром Мухаровской показано, что наиболее отстающими движениями у детей-заик оказываются мимические — от 41% до 53,3% выполнения при общей цифре выполнения вообще всех заданных движений в 73%. Д-р Осипова, Озерецкий и др. связывают это с астенией. А так как заикание в большинстве случаев тесно связано с астенией, то все эти наблюдения подтверждают одно и то же: заикание бывает связано и с известной биологической недостаточностью. Ритмика движений у заик обычно дефективна.

При такой неблагоприятной недостаточности естественно ожидать тех или иных расстройств в деятельности наиболее тонких, наиболее поздно приобретенных как в филогенезе, так и в онтогенезе навыков, особенно нежным из которых является наша речь. Достаточно действия какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя (испуг и т. п.), чтобы нарушить обычную плавную, ритмическую речевую работу и создать комплекс уже некоординированных движений, что проявляется в форме разнообразных судорог в той или иной области звукопроизносительного аппарата.

К производящим причинам возникновения заикания относятся:

а) всякого рода психические и физические травмы (испуг, сотрясение мозга, ушибы, также внутриутробные и природовые травмы);

б) истощение или переутомление нервной системы (инфекционные болезни, особенно коклюш, болезни внутренней секреции, сильные эмоции и т. п.); в) болезни носа, глотки и гортани; г) причины социального и психического характера: неправильное воспитание речи в детстве (речь на вдохе, косноязычие, произнесение звуков в то время как речевые органы вследствие торопливости речи уже перестроены на последующий звук; чрезмерный вдох перед речью, расплывчатые словесные формулировки, частое повторение слов, употребление непонятных слов); «заражение» от заик; испуг ребенка вследствие грубых нравов среды, глупых шуток, суеверия, насмешек, антипедагогических мер воспитания, нетерпеливого, раздражительного отношения к речи ребенка и т. п.; вследствие возрастного несовершенства речевого аппарата ребенок не успевает облечь свои мысли в законченную словесную форму. В этой погоне за мыслью он часто то задерживается с напряжением на первом слоге, то многократно повторяет этот слог, словно позабыв целое подлежащее произнесению слово. Такое заикание обычно развивается постепенно и часто, когда с возрастом речевой аппарат окрепнет, оно спонтанно исчезает.

В подавляющем большинстве случаев заикание обусловливается смешанными фактами — внутренними (предрасполагающими) и внешними (вызывающими, на базе первых, самозаикание).

Если учесть тот физиологический принцип, что в основе всех процессов высшей нервной деятельности человека лежат два взаимно индуцирующихся основных процесса — возбуждение и торможение, то становится очевидным, что своеобразные функциональные поражения головного мозга обусловливаются неправильным соотношением процессов возбуждения и торможения. В младенческом и детском возрасте, — как это всем хорошо известно, — возбудимость очень высокая, тогда как процессы торможения в области условных рефлексов вырабатываются лишь постепенно, с годами, причем известное равновесие между этими процессами устанавливается только к зрелому возрасту. Этой недостаточностью работы тормозного аппарата и объясняется появление и развитие заикания в детском возрасте, а также периодическое обострение и ослабление его: улучшение к 9—13 годам, когда тормозный аппарат у детей достигает некоторой силы; ухудшение в период 13—19 лет, когда под влиянием полового созревания возбудимость подавляет торможение (в организме происходит изменение химизма крови, нарушающего работу центральной нервной системы в целом; на почве полового созревания и влечения изменяются и социальные компоненты личности заики — его поведение).

Нарушение же нормальных соотношений возбуждения и торможения влечет за собою нарушение должной координации составных элементов речевых навыков и вызывает появление во время речи разнообразных судорог тех или иных аппаратов звукопроизношения, аритмию двигательных реакций. Так, например, не случайно, что 99% заик считают причиной своего заикания испуг. При атом раздражителе возбуждение иррадиирует (разливается) по всей коре мозга и, не встречая достаточного сопротивления в тормозном аппарате коры мозга, вызывает целую серию некоординированных движений, т. е. комплексаторных судорог в главных отделах речевого-аппарата — дыхания, фонации и артикуляции, а также расстройство сердечной деятельности и т. п. Так можно рассматривать сущность заикания с точки зрения школы акад. И. П. Павлова.

Представители психологической школы (Фрёшельс, Гепфнер) объясняют появление заикания психопатической отягченностью: всякого рода случайные неудачи в речи (запинки и т. п. вследствие того, что речь не поспевает за мыслью) вызывают сознание расстройства речи, потерю уверенности в речевой функции, самовнушение о невозможности говорить без судорог.

Гуцман и его школа основной причиной заикания считают органическое поражение центральной нервной системы. Сюда же примыкает мнение американских исследователей, ставящих заикание в связь с леворукостью.

В последние годы д-р Е. С. Никитина и М. Ф. Брунс выдвинули теорию о сущности заикания в связи с его основными формами — клинической и тонической, подвергнутых тщательному анализу уже у Фрёшельса, не разрешившего, однако, проблемы в целом о сущности самого заикания.

Эта теория построена ими на основании собственных исследований (частично на материале б. Ленинградского Отофонетического института, ныне ЛЭДДИ), и исследований сотрудников упомянутого института — В. К. Орфинской, д-ра Рейнгардт и Н. Н. Налетовой. Работами упомянутых товарищей подводится как рабочая гипотеза анатомо-физиологическая и социальная база под данный невроз, в соответствии с чем разрабатывается методика лечения заик и перевоспитания их речи. Эти работы подтверждают идею существования двух совершенно различных психофизических типов людей, страдающих заиканием, — клоников и тоников, в чистом виде резко отличающихся друг от друга.

Клоники. В основе болезни, по всей вероятности, лежит поражение полосатого тела (corpus striatum), заключающееся в микроскопических дегенеративных изменениях мозговых клеток на почве неправильных химических процессов в организме. И так как corpus striatum — аппарат ритмики и координации движений и в то же время тормоз и регулятор для другого подкоркового двигательного узла — globus pallidus (бледное тело, дающее грубые, с большим размахом и неточные движения), то в результате получаются нарушение ритма и координации движений, обилие и большие размахи последних. В связи с нарушением ритма происходит отставание от нормы и в музыкальной области. Симптомов органического поражения мозга нет. Расстройств вегетативной нервной системы вдвое меньше, чем у тоников. В отношении физического развития — преимущественно пикники и атлетики. Преобладают или чистые циклотимики или с циклотимической реакцией, часто с истерическим наслоением. Беспричинный страх (фобия) и навязчивые идеи встречаются очень редко. Обычное спокойное дыхание мало отличается от нормального (как у невротиков).

Социально-биологические факторы заикания — логопатическая и патологическая наследственность — меньше, чем у тоников, меньше и заболеваний; большой процент заикания «по подражанию»

Тоники. Анатомический субстрат болезни — предполагается поражение бледного тела (globus pallidus), что и ведет к растормаживанию мозжечковой системы. Это вызывает нарушение координации движений, заторможенность, ригидность мышц, общую бедность и ослабленность движений, в том числе и речевых, повышение мышечного тонуса. Кроме того, у них наблюдаются и расстройства коркового характера в лобной области: нарушение одновременных движений (ниже, чем у клоников); сопутствующие речи движения, понижение внимания и ряд психических наслоений. Ритмика, координация и сила движений почти в норме, вследствие чего музыкальная одаренность выше, чем у клоников. Нередки симптомы органических поражений мозга (12%), вегетативная система почти у всех расстроена. Тоники преимущественно диспластики, астеники, с шизотимической реакцией (до 74%). Спокойное дыхание асинхронично (несовпадение фаз диафрагмалыюго и верхнегрудного дыхания), выдох короче вдоха, страдают фобиями.

Высокая логопатическая и патологическая наследственность (88%); алкоголизм (22%); большая заболеваемость. Большой процент заикания с начала речи и вследствие разных болезней, из-за подражания же всего 2%. Следовательно, в основе заикания тоников лежат, по преимуществу, факторы органического характера. Таким образом, и эти работы, внося совсем новую точку зрения на этиологию и характер заикания, подтверждают, что в большинстве случаев основным фактором, обусловливающим заикание и его форму, является неполноценный организм заики. Все это, ослабляя центральную нервную систему, предрасполагает к заиканию. Последнее часто поддерживается в силу неблагоприятных воздействий социальной среды.

В жизни чистые типы заик — клоников и тоников — сравнительно редки. Обыкновенно встречаются смешанные формы с преобладанием признаков того или иного типа. При этом чаще всего наблюдающаяся в ранней стадии заикания клоническая форма нередко переходит затем в тоническую: для определения типа заики решающим моментом является весь его психофизический комплекс, а не только форма заикания. По данным М. Брунс тоников в 3 раза больше клоников (сноска: М. Ф. Брунс, Значение коррегирующей гимнастики для заик и методика проведения ее. Новое в психоневрологии детского возраста, 1935 г.). Для дошкольников же А. С. Фельдберг дает обратные соотношения: клоников в 2 раза больше тоников.

Кроме заик на органической почве имеются заики без таковой: у них заикание возникает и развивается на почве истерии или намеренного (у детей) подражания.

Таким образом, обобщая все сказанное о сущности и патогенезе заикания, можно дать более широкое определение его: заикание — это своеобразный социальный невроз, характеризующийся тем, что на почве неполноценности организма и нарушения взаимосвязей между личностью и социальной средой, как раздражителем, устанавливаются по линии речевого контакта легко ранимые отношения, внешне проявляющиеся в судорожности речевой функции и болезненном комплексе всего речевого поведения заики. Здесь кстати будет отметить, что у заик при невропатической отягченности умственное развитие протекает в общем нормально. Е. С. Никитина на 254 заиках показала, что они по развитию такие же как и нормально говорящие школьники (сноска: «Вопросы дефектологии» № 1, 1930 г.). Квинт установил у детей-заик преобладание школьной успеваемости над неуспеваемостью (16% заик с одаренностью выше нормы). Исследования П. Д. Эпштейном 35 заик дали нам цифры: одаренные — 80%, норма или средняя степень отсталости — 20% (сноска: Эпштейн, там же). Об этом же говорят Дворак (Вена) и Грин (директор американской госклиники по речевым расстройствам).

Среди школьников насчитывается заик по Гуцману (среди немецкой учащейся молодежи вообще) — 1%, по Шоршу (среди школьников Берлина) - 0,66%, по Квинту (среди школьников Харькова) —,1,9%. Заик-мальчиков среди школьников вчетверо больше заик-девочек.

 

Б) МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОЙ РЕЧИ У ЗАИК.

Общие предпосылки. Методика устранения заикания крайне разнообразна. Можно сказать, сколько авторов — столько методов. Но в общем все они могут быть примерно разбиты на две системы: 1) дидактический метод — гимнастика речи в той или иной форме под наблюдением руководителя (дидаскала); упражнения в произнесении отдельных звуков, слов, фраз и т. п. в разных вариациях; упражнения в артикуляции; упражнения в дыхании и т. п.; особенно подробно эта методика у нас развита проф. Сикорским, за границей — Гуцманом; 2) метод психического воздействия на больного — психотерапия: Либман, Фрёшельс, Гепфнер, у нас — Неткачев и др.

Однако в скрытом или явном виде каждый из этих методов заключает в себе оба метода — дидактический и психологический, с преобладанием одного из них. Отсутствие определенного метода вытекает из отсутствия единой методологии изучения заикания, сложности и недостаточной изученности самого невроза.

В настоящее время является вполне установившимся взгляд, что заикание нуждается в специальных приемах воспитания нормальной речи, в которых упражнения составляют необходимый момент. Одним общим лечением невроза нельзя ничего сделать, и Надолечный в последней своей книге называет прием врачей, рекомендующих только общее лечение, «безответственным и легкомысленным». Но в то же время он заявляет, что при упражнениях безусловно необходимы и врачебная и воспитательная работа с учетом характера и физического состояния больного и причины заикания. В общем же, по его наблюдениям, одни упражнения без общего лечения дают больше, чем исключительно общее лечение без упражнений. Однако упражнения не должны ни в коем случае превращаться в зубрежку данных тем или иным автором образцов. Такие упражнения бесплодны и даже вредны (Гуцман): «Необходимо сочетание упражнений с разумной «психотерапией».

Также важно помнить, что упражнении имеют своей конечной целью не воспитание работы отдельных аппаратов речи (дыхания, голоса и т. д.), а воспитание нарушенных координации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.