Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Врожденная алексия и аграфия




Аналогично алалии наблюдаются случаи неспособности детей к обучению чтению и письму, так называемой «врожденной алексии и аграфии». Ребенок, обладая нормальным интеллектом и устной речью, а также здоровым зрением, с величайшим трудом овладевает чтением и письмом, несмотря на длительное и систематическое обучение. В более тяжелых случаях он не усваивает даже алфавита; в более легких — не может сливать звуки в слова. Во время обучения даже двусложные слова читаются очень медленно, раз в десять медленнее нормы, с трудом; а в многосложных обычны перестановки, выпадения и добавления звуков и слогов, смешение букв со сходными начертаниями (з и с, м и н). Ученик с таким дефектом не замечает своих ошибок. Между тем по другим предметам он учится вполне успешно. Однако С. Мнухин отмечает, что такие дети 1) плохо заучивают стихи и воспроизводят графический ритм, 2) затрудняются в «рядообразованиях», например, в перечислении дней недели, алфавита и т. п.

Процент школьников, страдающих алексией и аграфией, по данным иностранных авторов, колеблется от 0,2 до 0,7 (а с лёгкими формами даже до 11); для вспомогательной школы дана цифра 1,7%. у нас этот дефект ещемало исследован. Между тем, каждый опытный Педагог может засвидетельствовать ряд подобных случаев в своей практике и те неимоверные трудности, которые ему приходилось преодолевать при обучении грамоте таких детей.

Причины дефекта. По Р. А. Ткачеву, вполне четко при алексии и аграфии выявляется наследственный характер дефекта, передаваемый преимущественно по мужской линии. Самый же механизм дефекта состоит в слабости связей между аппаратами зрения и слуха, тогда как ассоциации между зрительными раздражителями вполне нормальны: дети легко списывают с печатного текста и печатным шрифтом с написанного. Также у них нормальны связи в области слуховых раздражителей: произнесенные учителем звуки они легко запоминают и сочетают в слова. С. Мнухин в основе дефекта предполагает «частичное нарушение или затруднение процесса структурообразования».

Обучение. Методика еще никем не разработана. Ткачев рекомендует «слоговой оптическо-аналитический» метод, но не раскрывает конкретного содержания своего метода. Очевидно, исходя из сущности дефекта, базой обучения следует сделать списывание. Списанные слова разлагать на слоги, а из них уже складывать снова слова для чтения и записи под диктовку и самостоятельно. Занятия с такими учениками следует вести по особой программе, чтобы не задерживать их продвижения по другим предметам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.