Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шабалина, Т. Я




Русский язык и культура речи

Т. Я. Шабалина

 

Учебное пособие

 

Омск 2011


УДК 82.085

 
ББК 81.2 Рус

Ш 12

 

Рецензент

доктор филол. наук, доцент кафедры немецкого языка
и межкультурной коммуникации ОмГПУ С. В. Буренкова

 

Ответственный за выпуск

кандидат филол. наук, доцент С. Ю. Нейман

(Омский государственный институт сервиса)

 

 

Ш 12 Русский язык и культура речи: учебное пособие. – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2011. – 58 с.

 

ISBN 978-5-93-252-216-5

 

Учебное пособие разработано с целью оказания помощи студентам первого курса всех специальностей очного и заочного отделений ОГИС при освоении дисциплины «Русский язык и культура речи».

В пособии содержится теоретический и практический материал для подготовки к экзамену или зачёту, задания для самостоятельной работы, образец выполнения контрольного теста, библиографический список, словарь терминов, акцентологический и орфоэпический минимум.

Учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и рабочей программой по данной дисциплине, нацелено на выработку необходимых каждому образованному человеку навыков работы с различными типами словарей и справочников для совершенствования речевой культуры.

 

 

УДК 82.085

ББК 81.2 Рус

 

ISBN 978-5-93-252-216-5

 

© Омский государственный

институт сервиса, 2011


Оглавление

 

 

Предисловие............................................................................................... 4

Введение................................................................................................ 6

1. культура речи как наука......................................................... 9

1.1. Понятие нормы в аспекте культуры речи........................................ 9

1.1.1. Динамичность развития языка и вариативность его норм....... 9

1.1.2. Типы норм в зависимости от формы речи и языкового уровня 11

1.2. Проблема заимствований для языка и речевой культуры............ 15

2. Правильность как базовое качество речи................... 20

2.1. Культура речи и речевые ошибки................................................... 20

2.2. Типы речевых ошибок в тексте...................................................... 22

2.2.1. Лексические ошибки...................................................................... 22

2.2.2. Морфологические ошибки............................................................ 23

2.2.3. Синтаксические ошибки............................................................... 25

2.2.4. Стилистические ошибки.............................................................. 27

2.3. Произносительные ошибки............................................................. 28

2.4. Роль словарей в формировании речевой культуры личности..... 30

Заключение........................................................................................ 35

Библиографический список................................................................... 37

Приложение А. Вопросы к основным темам курса.............................. 39

Приложение Б. Акцентологический и орфоэпический минимум........... 41

Приложение В. Тестовый контроль знаний.......................................... 43

Словарь терминов (тезаурус).................................................................. 49

Алфавитно-предметный указатель.......................................................... 57

 


Предисловие

 

В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания этикета и приёмов речевого взаимодействия, убеждения. Всё перечисленное наиболее актуально для работающих в сфере сервиса, поскольку именно здесь речевая деятельность является частью профессиональной, в основе которой лежит общение, основанное на умении вести гармоничный диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации.

Повышать уровень культуры речи в вузах призвана учебная дисциплина «Русский язык и культура речи», главная цель обучения которой, на наш взгляд, – убедить студентов в необходимости постоянного совершенствования не только специальных навыков и умений, но и речевой грамотности, потому что только сознательная работа над собственной речью помогает избавиться от штампов, жаргонных и грубо-просторечных слов, от неуместных профессионализмов и неоправданных заимствований; исключает случаи неграмотного, неправильного или неточного употребления слов.

Учебное пособие по курсу «Русский язык и культура речи» создано в соответствии с требованиями, предъявляемыми к содержанию и уровню подготовки бакалавров в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения, а также с материалами рабочих программ по данной дисциплине.

Цель пособия – способствовать повышению уровня культуры владения современным русским языком и нормами речевого общения учащихся. Этот уровень в наше время по всей стране недопустимо низок, поэтому теоретические исследования и учебно-методические разработки в данной области в высшей степени актуальны.

Будущие специалисты с высшим образованием должны понимать, что образованность человека измеряется не только количеством усвоенной им информации, но и в не меньшей степени осознанием того, что именно он не знает, умением ставить перед собой вопросы и искать на них ответы. Курс «Русский язык и культура речи», в первую очередь, направляет студентов по пути открытий, заставляющих пересмотреть и оценить многое в собственной речи и речи окружающих. Эти открытия делаются в работе с различными словарями русского языка, где обучаемые приобретают лексикографическую компетенцию – умение пользоваться словарями и извлекать из них необходимую информацию.

Именно навыки работы со справочной литературой студентов являются значимыми в деле повышения их уровня речевой культуры, и потому она лежит в основе подбора материалов в данном пособии, помогающем организовать процесс самостоятельного погружения в языковой материал. Сюда включены акцентологический и орфоэпический минимум и тезаурус, а также раскрываются принципы работы с нормативными словарями и даётся список рекомендованных к работе изданий.

Учебное пособие состоит из предисловия, введения, двух частей, заключения, библиографического списка, приложений, словаря терминов и алфавитно-предметного указателя. Его структура и содержание нацеливают студентов на последовательное выполнение различных видов самостоятельной деятельности теоретического и практического характера:

· знакомство с целью, задачами, содержанием курса «Русский язык и культура речи» (прил. А);

· изучение основополагающих понятий культуры речи (работа с теоретическим материалом пособия и со словарём терминов);

· конспектирование материалов из списка рекомендованной литературы, а также выполнение предлагаемых после каждой части заданий с помощью словарей;

· анализ представленной в пособии классификации речевых ошибок;

· проверка уровня собственной культуры произношения слов по орфоэпическому и акцентологическому минимуму (прил. Б);

· проведение тестового контроля знаний по дисциплине (прил. В);

· лексикографическая работа по проверке правильности выполнения заданий теста.

Организация внеаудиторной самостоятельной работы будущих специалистов в сфере сервиса по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи», базирующейся на приоритетном использовании ими справочной литературы, способствует качественному повышению уровня их речевой компетенции и собственно культурного уровня, а также обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовной жизни народа.

Автор





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.