Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Библиографический список. 1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи : учебное пособие для вузов / Л




Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2009. – 544 с.

2. Дунев, А. И. Русский язык и культура речи: учебник / А. И. Дунев, В. А. Ефремов; под ред. В. Д. Черняк. – М.: Форум, 2005. – 368 с.

3. Дунев, А. И. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / А. И. Дунев, М. Я. Дымарский. – М., 2007. – 504 с.

4. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи: курс лекций / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Саввова. – М., 2007. – 344 с.

5. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. – М., 2008. – 464 с.

6. Культура русской речи: учебник для вузов / под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. – М., 2010. – 560 с.

7. Мурашов, А. А. Культура речи: практикум / А. А. Мурашов, В. Ф. Русецкий. – Москва; Воронеж, 2009. – 272 с.

8. Мурашов, А. А. Культура речи: учебное пособие / А. А. Мурашов. – Москва; Воронеж, 2010. – 576 с.

Дополнительная литература:

 

9. Былкова, С. В. Русский язык и культура речи: пособие для вузов / С. В. Былкова, Е. Ю. Махницкая. – М., 2005. – 304 с.

10. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие / И. Б. Голуб. – М., 2007. – 432 с.

11. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов / А. А. Данцев, Н. В. Нефедова. – Ростов-на-Дону, 2005. – 317 с.

12. Колтунова, М. В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет / М. Н. Колтунова. – М., 2002. – 271 с.

13. Лобанов, И. Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / И. Б. Лобанов. – М., 2007. – 325 с.

14. Максимов, В. И. Русский язык и культура речи: учебник для технических вузов / В. И. Максимов, А. В. Голубева. – М., 2006. –
356 с.

15. Солганник, Г. Я. Стилистика современного русского языка и культуры речи / Г. Я. Солганник, Т. С. Дроняева. – М., 2004. – 256 с.


Словари:

16. Агеенко, Ф. Л. Словарь ударений русского языка / Ф. Л. Агеенко, М. В. Зарва. – М., 2006. – 810 с.

17. Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – М., 2010. – 494 с.

18. Бельчиков, Ю. А. Словарь паронимов современного русского языка / Ю. А. Бельчиков, М. С. Панюшева. – М., 2004. – 455 с.

19. Еськова, Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение / Н. А. Еськова. – М., 2004. – 448 с.

20. Иванова, Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т. Ф. Иванова. – М., 2010. – 893 с.

21. Каленчук, М. Л. Словарь трудностей русского произношения / М. Л. Каленчук, Р. Ф. Касаткина. – М., 2007. – 468 с.

22. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. – М., 2008. – 848 с.

23. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М., 2009. – 921 с.

24. Орфографический словарь русского языка (любое издание).

25. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р. И. Аванесова. – М., 2007. – 704 с.

26. Розенталь, Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – М., 2006. – 703 с.

27. Семушина, Л. Н. Культура русской устной речи: словарь-справочник / Л. Н. Семушина. – М., 2007. – 352 с.

28. Скворцов, Л. И. Культура русской речи: словарь-справоч-ник / Л. И. Скворцов. – М., 2003. – 255 с.

29. Словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П. И. Денисова, В. В. Морковкина. – М., 2003. – 688 с.

30. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А. И. Молоткова. – М., 2006. – 543 с.


Приложение А
Вопросы к основным темам курса

Содержание лекционного курса

 

1. Понятие культуры речи, её предмет и задачи:

· Культура речи как качество речи и наука.

· Предмет и задачи культуры речи.

· Три аспекта культуры речи.

· Соотношение понятий «язык» и «речь».

2. Национальный язык и его разновидности:

· Понятие национального языка.

· Структура национального языка.

· Литературный язык как высшая форма национального языка.

· Специфика устной и письменной речи.

· Диалект, жаргон и просторечие как нелитературные варианты национального языка.

· Кодификация языка. Типы словарей.

3. Классификация языковых норм:

· Понятие языковой нормы.

· Динамичность развития языка и изменчивость норм.

· Виды норм в зависимости от формы речи и языкового уровня.

· Орфоэпические и акцентологические нормы устной речи.

4. Лексические нормы русского языка:

· Лексика как система.

· Лексическая норма и семантическое значение слова.

· Особенности лексической сочетаемости.

· Явление речевой избыточности.

5. Грамматические нормы:

· Морфологические нормы русского языка с позиций культуры речи (на примере имени существительного).

· Нормы и отклонения от неё в системе словосочетания и простого предложения.

6. Основные понятия стилистики:

· Определение функционального стиля.

· Классификация функциональных стилей русского языка.

· Стилистическая окраска языковых единиц.

· Виды стилистической окраски.

7. Научный и официально-деловой стили:

· Понятие научной речи. Подстили и жанры научной речи.

· Первичные и вторичные научные тексты.

· Общая характеристика официально-делового стиля.

Окончание приложения А

· Разновидности официально-делового стиля.

· Культура составления документов.

8. Речевая специфика деловых отношений:

· Особенности делового общения.

· Кодекс деловых коммуникаций.

· Культура делового межличностного общения.

· Деловой этикет.

Содержание семинарских занятий

1. Нормы ударения и произношения:

· Трудные случаи постановки ударения.

· Произношение заимствованных слов.

· Произношение орфографического сочетания -ЧН-.

· Особенности перехода Е в О в современном русском языке.

· Просторечные ошибки в произношении.

2. Лексические нормы:

· Лексическая сочетаемость.

· Явление речевой избыточности в виде тавтологии и плеоназма.

· Стилистические функции омонимов, синонимов, антонимов.

· Разграничение паронимов.

· Заимствования и способы их толкования.

 

3. Морфологические нормы:

· Колебания в роде имён существительных.

· Род несклоняемых имён существительных.

· Склонение имён и фамилий.

· Варианты окончаний существительных.

· Формы прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.

4. Синтаксические нормы:

· Нормы построения словосочетаний.

· Нормы построения простых предложений.

 

Все перечисленные выше вопросы к основным темам лекций и практических занятий являются обязательными для подготовки к экзамену/зачёту. При изучении теоретического материала необходимо знать определения основных лингвистических понятий. Для этого нужно использовать предложенный в пособии теоретический материал, словарь терминов и обратиться за дополнительной информацией к рекомендованной литературе.


Приложение Б
Акцентологический и орфоэпический минимум

 

А – áвгустовский; автозавóдский; агрéссия [р’é] и [рэ]; агронóмия; адеквáтный [дэ]; акадéмия [д’é]; алкогóль; алфавúт; альтернатúва [тэ]; анестезúя [нэ], [тэ]; антитéза [тэ]; апострóф; асбéст; асимметрúя; астерóид [тэ]; атеúзм [тэ]; афéра, афѝняне.

Б – балóванный; баловáть; бассéйн [с’é] и [сэ]; безýдержный; без ýмолку; бензопровóд; беспрецедéнтный; бессрѐбреник; бесхребéтный; бла̀говест; бухгáлтеры; бытиé.

В – вероисповéдание; ветеринáрия; включѝм; включённый; ворóта; вручѝм; вручённый; втрúдешева; втрúдорога.

Г – газирóванный; газопровóд; гастронóмия; генéтика [нэ]; гѐнезис; горчúчник [шн’]; гофрирóванный; гофрировáть; гравирóван-ный; гренадéр; гротéск [тэ].

Д – дерматúн; детектúв [дэ], [тэ]; де-фáкто [дэ]; дефúс [д’е]; диспансéр [сэ]; договóр; дозвонúшься; докумéнт; донéльзя; дремóта; досýг; дымопровóд.

Ж – жёлчь; жёлчный человек; желчный пузырь; житиé.

З – забелённый; завúдно; завсегдáтай; задóлго; заём; закýпорить; заморённый; занятóй (человек); зáнятый (дом); запаснóй игрок и запáсный выход; запершúсь; заплéсневелый; засорённый; звонúшь; зимóвщик; знáмение (небесное).

И – идентúчный [дэ]; избалóванный; избаловáть; изнеможённый; ѝконопись; инáче; úндекс [дэ]; индустрúя; инженéры; интернáт [тэ]; интерьéр [тэ]; úскра; искрúстый и úскристый; исповéдание; úсподволь; иссýшенный; истéкший; истерúя; исчéрпать.

К – кабарé [рэ]; кáмбала; каталóг; каучýк; кафé [фэ]; кафетéрий [ф’е], [тэ]; квартáл; киломéтр; кинематогрáфия; кúрзовый; клáдбище; комбáйнер и комбайнёр; кóмпас; компрометúровать; конéчно [шн]; консéнсус [сэ]; констатúровать; коттéдж [тэ]; красúвее; кремéнь; кружáщий; кулинáрия; купé [пэ]; кýхонный.

Л – лáзер [зэ]; ломóта; ломóть; лягушáчий и лягýшечий.

М – мальчикóвый; манёвры; мáркетинг; мастерскú (наречие); мáстерский; медикамéнт; мéнеджмент [мэ], [нэ]; мизéрный; модéль [дэ]; мотéль [тэ]; мышлéние.

Н – наём; намéрение; нарóчно [шн]; начáть; начался̀; некролóг; нефтепровóд; никчёмный; новорождённый; нормировáние; нормирóванный.

О – обеспéчение; облегчéние [хч]; облегчúть; опéка; оптóвый; освéдомить; осéдлый.

 

 

Окончание приложения Б

П – пáмятуя (деепричастие); партéр [тэ]; планёр; плéсневеть; пломбирóванный; побелённый; подрóстковый; подсвéчник [шн]; поúмка; полиграфѝя; посóленный; прáвы (краткое прил. мн. ч.); премировáние; приговóр; придáное; принялся̀; принýдить; прирóст; приручённый; проéкт [э]; путепровóд.

Р – разóмкнутый; ракýшка; раскýпорить; рассредотóчение; [рэ̀]йтинг; ремéнь; ретировáться; рéфери.

С – санитарúя; свёкла; свúтеры [тэ]; сирóты; скворéчник [шн]; скýчно [шн]; слúвовый; слéнг [э]; соболéзнование; сóгнутый; созвонúмся; сосредотóчение; срéдства; станкóвый; страхóвщик.

Т – танцóвщица; тéмп [тэ]; тендéнция [тэ], [дэ]; тенора̀; тéнт [тэ]; теплопровóд; тéрмин [т’é]; тéрмос [тэ]; террóр [т’е] и [тэ]; тéст [тэ]; тéфтели и тефтéли; тиранúя; толúка; трѐнеры; трубопровóд.

У – увéдомить; увéдомленный; углубúть; украúнский; умéрший; упрóчение; усугубúть.

Ф – факсúмиле; фарвáтер [тэ]; феéрия; фенóмен; фетúш.

Х – ходáтайство; ходáтайствовать; хóленый; хребéт; христианúн.

Ц – цемéнт; цéнтнер; цитадéль [дэ].

Ч – чáрдаш; чéрпать.

Ш – шассú; шимпанзé [зэ]; шофёры; штéмпель [тэ].

Щ – щавéль; щёлка.

Э – экспéрт; экспéртный; экстéрн [тэ].

Я – языковóй (барьер); языкóвый (рулет); яúчница [шн].

 


Приложение В
Тестовый контроль знаний

1. Что понимается под образцовым вариантом языка, используемым на телевидении и радио, в периодической печати, в науке, в государственных учреждениях и учебных заведениях:

1) просторечие;

2) диалект;

3) литературный язык;

4) жаргон;

5) национальный язык?

2. Какой стиль литературного языка используется в информационных и аналитических передачах на телевидении и радио, в газетах, в выступлениях на собраниях:

1) официально-деловой;

2) публицистический;

3) книжный;

4) научный;

5) разговорный?

3. Речевой этикет приветствий предусматривает очерёдность приветствия. Первыми приветствуют:

А) Мужчина – женщину.

Б) Старший (старшая) по возрасту – младшего (младшую).

В) Младшая по возрасту женщина – мужчину, который значительно старше её.

1) А+Б;

2) Б+В;

3) А;

4) А+В;

5) В.

4. В каком ряду слов ударение поставлено правильно:

А) То̀рты, некро̀лог, свекла̀.

Б) Закупо̀рить, укрáинский, комба̀йнер.

В) Кварта̀л, красѝвее, намѐрения.

1) А

2) Б

3) В

4) А+В

5) Ошибок нет?

5. Каковы оценки вариантов в пределах нормативного аспекта культуры

речи:

1) правильно неправильно;

2) лучше хуже;

3) точнее, уместнее;

4) принято не принято;

Продолжение приложения В

5) прилично неприлично?

6. Коммуникативный аспект культуры речи предполагает:

1) соблюдение этических норм общения;

2) владение ортологическими нормами;

3) культуру владения разными функциональными разновидностями литературного языка.

7. Пометой «и» в «Орфоэпическом словаре русского языка» оцениваются:

1) равноправные варианты;

2) менее желательный вариант нормы, который находится в пределах правильного;

3) варианты, соответствующие общим тенденциям языкового развития.

8. Укажите нарушение норм лексической сочетаемости:

А) потерпеть потери;

Б) поднять тост;

В) одержать успехи;

Г) играть роль;

Д) потерпеть бедствие.

1) А+Б;

2) В;

3) А+Б+В;

4) Г;

5) Г+Д.

9. Укажите избыточные словосочетания:

А) главная суть;

Б) суть дела;

В) период времени;

Г) впервые дебютировать;

Д) дебют молодой балерины.

1) А+Б;

2) Г+Д;

3) А+В+Г;

4) А+Б+В+Г;

5) А+Д.

10. Установите тип речевой лексической ошибки: Буду в районе двух часов:

1) употребление слова в несвойственном ему значении;

2) нарушение норм лексической сочетаемости слов;

3) смешение паронимов;

4) речевая избыточность.

11. Укажите нарушение норм управления:

А) оплатить за работу;

Б) должность заведующего кафедры;

В) платить за проезд;

Г) коснуться о теме любви.

1) А;

2) Б;

Продолжение приложения В

3) А+Б+В;

4) А+Б+Г;

5) В+Г.

12. В каких предложениях нарушены грамматические нормы:

А) Увидев мою подругу, меня охватила огромная радость;

Б) Собран большой урожай огурцов, помидор, баклажан и других овощей;

В) Согласно приказа, вы в конце месяца едете в командировку.

1) А;

2) А+Б+В;

3) Б+В;

4) А+В;

5) Б?

13. В каких случаях варианты произносительных норм являются ненормативными:

А) порядо[чн’]ый – порядои[шн’]ый;

Б) двое[шн’]ик – двое[ч’н’]ик;

В) [д’]екан – [д]екан;

Г) инцидент – инциндент;

Д) афера – афёра.

1) А+Г;

2) А+Б;

3) Б+Г+Д;

4) А+Б+В;

5) Д?

14. Какие коммуникативные качества речи актуальны для научного стиля:

А) правильность;

Б) точность;

В) логичность;

Г) чистота;

Д) богатство.

1) Б+В;

2) А+Б+В+Г;

3) Б+В+Д;

4) А+В+Г;

5) Б+Д?

15. Определите, чем являются данные пары слов: абонент – абонемент, горный – гористый, представить – предоставить:

1) синонимы;

2) паронимы;

3) омонимы;

4) антонимы;

5) омографы?

16. Что понимается под этосом:

1) нравственные качества оратора, его честность по отношению к слушателям;

Продолжение приложения В

 

2) владение логикой и искусством аргументации;

3) взволнованность оратора, неравнодушие к предмету речи и умение эмоционально воздействовать на слушателей?

17. О каком коммуникативном качестве речи оратора идёт речь: использование слов в полном соответствии с их значением:

1) уместность;

2) выразительность;

3) краткость;

4) точность;

5) ясность?

18. О каком жанре публичного выступления идёт речь: развёрнутый, подготовленный диалог со слушателями:

1) лекция;

2) беседа;

3) выступление;

4) сообщение;

5) доклад?

19. О каком методе преподнесения материала, избранного оратором идёт речь: Последовательность изложения одного вопроса за другим:

1) концентрический;

2) исторический;

3) ступенчатый;

4) дедуктивный;

5) индуктивный.

20. Сколько нарушений акцентологических норм Вы отметите в предложении:

Экс/перт уведоми/л о вклю/ченном в до/говор пу/нкте обеспече/ния медика/ментами.

1) одно нарушение;

2) два нарушения;

3) шесть нарушений;

4) пять нарушений;

5) ошибок нет?

21. Укажите неправильные варианты употребления числительных:

А) В походе участвовало около ста человек.

Б) Ферма приобрела ещё две коровы.

В) Наша сотрудница – мать троих детей.

Г) С докладом выступили трое студенток.

Д) В нашем магазине цены от двуста рублей.

1) А+Б+В;

2) Б+В+Г;

3) А+Д;

4) Б+Г+Д;

5) А+Г+Д.

Продолжение приложения В

 

22. Выделите слова и словосочетания с окраской официально-делового стиля:

А) нетрудоспособность;

Б) предписывать;

В) привлечь к ответственности;

Г) посоветовать;

Д) единовременное пособие.

1) А+Д;

2) А+Б+В;

3) А+Б+В+Д;

4) А+Б+Г+Д;

5) Г+Д.

23. В каком предложении слово меценат использовано в несвойственном ему значении:

А) В России снова появляются меценаты.

Б) Меценату выгодно вкладывать деньги в театр.

В) Меценат – человек, высоко ценящий культуру и бескорыстно помогающий артистам, художникам.

1) А;

2) Б+В;

3) А+Б;

4) А+В;

5) Б?

24. В каких предложениях слово роспись употреблено неверно:

А) Поставь свою роспись.

Б) Один за другим подходили выпускники, всё больше росписей появлялось в списке мест назначения.

В) Поручительство – это работа, труд, а не роспись с завитушкой на бумаге.

Г) Великолепная роспись на стенах храма сохранилась полностью.

1) А+Б;

2) Б+В;

3) А+Б+Г;

4) А+Б+В;

5) А+Б+В+Г?

25. Как называется наука об общении в условиях прямого речевого контакта людей друг с другом:

1) риторика;

2) культура речи;

3) наука межличностного общения;

4) ортология;

5) наука о рекламе?

 

Окончание приложения В

 

Таблица 1

Ключ верного ответа к тесту

№ вопроса Вариант ответа
         
      +    
    +      
        +  
      +    
  +        
      +    
  +        
      +    
      +    
  +        
        +  
    +      
      +    
    +      
    +      
  +        
        +  
    +      
      +    
      +    
        +  
      +    
          +
        +  
      +    

Словарь терминов (тезаурус)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.158 сек.