КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая и специальная артикуляционная гимнастика
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); • улучшить подвижность артикуляционных органов (губ, языка); • укрепить мышечную систему языка, губ, щек; • научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу; • увеличить амплитуду движений; • уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов; • подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно перед зеркалом: логопед показывает, как выполнить то или иное упражнение (для губ, языка), ребенок повторяет. Артикуляционная гимнастика делится на общую и специальную. Упражнения для губ: • Вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу. • Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу. • Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы. • Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы. • Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удержать эту позу. ___________________________ ВОПРОС 15 _______________________ 113 • Надуть обе щеки («толстушки»), затем втянуть их, губы вытягиваются вперед («худышки»). Заниматься нужно в хорошо проветренном помещении. Взрослый и ребенок садятся перед зеркалом так, чтобы ребенок хорошо видел свое лицо и лицо взрослого. Малыши fie могут выполнять артикуляционные упражнения перед зеркалом, собственное изображение отвлекает их, они не могут сосредоточиться на выполнении упражнений, быстро утомляются. В этом случае посадите малыша напротив себя и предложите поиграть в «обезьянки». Дети, для которых важен зрительный образ, охотно выполняют упражнения, рассматривая Незнайку, который очень хорошо справляется с артикуляционной гимнастикой. Детям, ориентированным на слуховое восприятие, особенно важно прослушать стихотворение-описание. Например:
Широка Нева-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны — От краев и до десны. О. И. Крупенгук Я слегка прикрою рот, Губы — «хоботком» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке у-у-у. О. И. Крупенгук* Важно помнить, что упражнения для губ, языка необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Чаще хвалите ребенка и ни в коем случае не высказывайте недовольства, если что-то не получается. Упражнения для развития движений мышц щек: • Надуть левую щеку, удержать позу в течение 3 секунд. • Надуть правую щеку, удержать позу в течение 3 секунд. • Надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение 3 секунд. • Систему игр и упражнений с языком предлагают авторы О. И. Крупен- 114_______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ ______ Упражнения для развития движений языка: • Упражнение «Змейка» — показать узкий язык вперед «жалом», удержать на три счета. • Упражнение «Дразнилки» — показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три счета. • Упражнение «Часики» — переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта. • Упражнение «Орешек» — кончик языка упирается в правую щеку, а затем в левую. • Упражнение «Вкусное варенье» — медленно кончиком языка облизать верхнюю губу от угла до угла, затем облизать нижнюю. • Упражнение «Погистим зубки» — кончиком языка дотрагиваться поочередно до зубов, рот открыт, нижняя челюсть не двигается. • Упражнение «Ловкий языгок» — рот открыт, губы в положении «улыбка», узкий язык упирается то в верхние зубы, то в нижние:
• Упражнение «Карусель» — рот открыт, язык выполняет круговые движения сначала под верхней губой, затем за нижней. • Упражнение «Лошадки» — открыть рот, пощелкать (по-цокать) языком. • Упражнение «Грибок» — открыть рот, присосать широкий язык к твердому небу так, чтобы кончик языка был у верхних альвеол, подъязычная связка натянута, затем свободно опустить язык с характерным щелчком. При выполнении упражнений для губ, языка не допускать переутомления. В книге О. Н. Крупенчук и Т. А. Воробьевой в увлекательной форме представлены логопедические упражнения, которые готовят речевые органы к постановке звуков. Задания в стихотворной форме, выразительные рисунки (которые можно раскрашивать) и рекомендации авторов помогут логопедам в организации и проведении занятий с детьми. Таким образом, если вы занимаетесь артикуляционной гимнастикой с ребенком 4 лет, то это поможет ему своевременно овладеть правильным звукопроизношением, а детям 5—6 лет — _______________________ ВОПРОС 15 ______________________ 115 подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно освоить не смог.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |